В современных условиях карьера работника, несмотря на различие подходов к ее пониманию, является одним из основополагающих методов управления персоналом, побуждающих работников к достижению целей, стоящих перед ними и организацией. В статье представлены авторские определения карьеры, карьерного пространства банка, личного карьерного пространства, карьерного потенциала, карьерного популизма, стратегического управления карьерой, стратегии карьеры. Рассмотрены особенности карьерного пространства банка как векторного пространства карьерных перемещений. Выявлены факторы, влияющие на вектор карьеры отдельного сотрудника в коммерческом банке. Проанализированы факторы, влияющие на выбор личного карьерного пространства сотрудниками фронт-офиса и бэк-офиса. В статье рассмотрены теоретические основы стратегического управления карьерой: необходимость, возможность, особенности и ограничения. Обоснован авторский подход к разработке стратегии управления карьерой специалистов банка в зависимости от оценки их карьерного потенциала.
карьера, карьерное пространство, параметры карьерного пространства, управление карьерой, скорость карьеры, вектор карьеры, карьерный потенциал, карьерный популизм, стратегическое управление карьерой, стратегия управления карьерой
Прогрессивное развитие банковской сферы актуализирует проблему более эффективного использования ее человеческого потенциала, поиска новых возможностей формирования определенных моделей трудового поведения специалистов, развития и достойного применения их способностей в решении приоритетных бизнес-задач [14, с. 10–17; 15, с. 141–152].
В связи с этим идеи управления карьерой как инструмент повышения конкурентоспособности персонала банка получили свое становление и развитие с середины 90-х гг. прошлого века. В плановый период развития советской экономики труды, посвященные карьере, ее толкованию, раскрытию ее социально-экономической сущности и содержания, были крайне редки и в основном базировались на понятиях, приемлемых для социалистической идеологической доктрины [5; 7, с. 144–207; 8, с. 208–248]. Однако следует признать, что до сих пор понятийно-категориальный аппарат рыночной концепции карьеры далеко еще не отработан; теоретическое обобщение накопленного опыта по управлению карьерой персонала еще продолжается, многие проблемы только исследуются, по другим ведутся дискуссии, третьи не вышли за рамки постановки вопроса. Терминологический анализ карьеры позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в отечественной науке существуют различные точки зрения на данное понятие.
Ряд исследователей, в частности Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин, А.Я. Кибанов, Е.Г. Молл, Е.В. Охотский, отождествляют данный термин с продвижением человека в какой-либо деятельности, приводящим его к должностному и профессиональному росту, к прогрессу социального статуса, материального положения. Содержанием понятия «карьера» в данном случае является рост, достижение, развитие [2; 10; 16, с. 280; 17, с. 442].
И. Бердвелл (I. Beardwell), В.И. Беляев, Н.А. Егоренкова, Е.В. Маслов, Т.Г. Скурихина, Л. Холден (L. Holden), С.В. Шекшня и другие рассматривают карьеру как процесс профессионального, социально-экономического развития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фиксируемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций [4, с. 82; 9, с. 197–199; 18, с. 198; 19, р. 302].
Аналогичной точки зрения придерживается В.Ю. Иванов, полагая, что карьера — это развитие человека и освоение им социального пространства (если речь идет о межорганизационной карьере) или экспансия человека в организационном пространстве конкретного предприятия (если рассматривается внутриорганизационная карьера) [11, с. 30–35].
1. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: Учебник / Н.П. Беляцкий. Минск: Современная школа, 2008.
2. Служебная карьера / А.С. Гусева [и др.]; под общ. ред. Е.В. Охотского. М.: Экономика, 1998.
3. Добреньков В.И. Социальное управление: словарь / В.И. Добреньков, И.М. Слепенков; под ред. В.С. Добренькова. М.: МГУ, 1994.
4. Егоренкова H.A. Организация личностно-профессионального развития персонала коммерческого банка / Н.А. Егоренкова, В.И. Беляев, Т.Г. Скурихина. Новосибирск: СибАГС, 2005.
5. Заварина Г.В., Черенков В.В. Вопросы квалификационно-должностного роста работников / ЛФЭИ. Л., 1988.
6. Зайцев Г.Г. Управление деловой карьерой: Учеб. пособие / Г.Г. Зайцев, Г.В. Черкасская. М.: Академия, 2007.
7. Заславская Т.И. К изучению социально-психологических аспектов трудовой мобильности / Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск: Наука, 1974. С. 144–207.
8. Калмык В.А. К программе исследования трудовой карьеры / Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск: Наука, 1974. С. 208–248.
9. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия / Под ред. П.В. Шеметова. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
10. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера / Е.Г. Молл. СПб.: Питер, 2003.
11. Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 5. С. 30–35.
12. Пронин Н.Д. Стратегический менеджмент / Н.Д. Пронин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
13. Сотникова С.И. Управление персоналом: деловая карьера: учеб. пособие / С.И. Сотникова. Новосибирск: НГУЭУ, 2013. С. 12.
14. Сотникова С.И. Карьерная систематика: от личной конкурентоспособности к конкурентоспособности бизнеса // Кадровик. 2010. № 9. С. 10–17.
15. Сотникова С.И., Кудаева М.М. Управленческое развитие банковского персонала в инновационной экономике // Вестник НГУЭУ. 2012. № 2. С. 141–152.
16. Управление персоналом: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2002.
17. Управление персоналом организации: учеб. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2010.
18. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: учебно-практ. пособие. Изд 4-е, перераб. и доп. М.: ЗАО «Интел-Синтез», 2000.
19. Beardwell I., Holden L. Human Resource Management: A Contemporary Perspective. London: PITMAN PUBLISHING, 1994. P. 302–308, 312, 419, 422, 661.
20. Swieringa J., Wierdsma A. Becoming f Learning Organization. Wokingham, 1997. Р. 23.