, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Представлен отчет о научно-практической конференции «Язык и актуальные проблемы образования», организованной Московским государственным областным университетом 18 января 2019 г.
язык, культура, развитие речи, образование.
18 января
На пленарном заседании была представлена проблема модернизации педагогического образования в России в контексте инновационной деятельности и формирования инновационной компетентности будущего учителя в системе педагогического образования (Е.И. Артамонова, д-р пед. наук, профессор, президент МАНПО).
В материалах профессоров Т.В. Волосовец и И.Л. Кириллова из Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования проанализировано развитие сферы дополнительных услуг в дошкольных образовательных организациях нашей страны.
В.И. Слободчиков (д-р психол. наук, профессор, член-корреспондент РАО) в своём докладе обосновал базовые смыслы, проблемы и перспективы национальной доктрины образования Российской Федерации, которая определяет основания перехода к национально-ориентированному образованию и является неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Кроме того, доктрина задаёт ориентиры качественного и подлинно общенародного образования, необходимые для обеспечения суверенного развития России, её многонационального и многоконфессионального народа. Автор делает вывод: Россия – одна из ведущих мировых держав с мощным внешнеполитическим, экономическим, оборонным и духовным потенциалом, которой необходима суверенная и самостоятельная образовательная политика, что обусловливает необходимость перехода к национально-ориентированной модели образования.
На пленарном заседании были заслушаны интересные доклады, рассматривающие конкретные проблемы обучения студентов русскому языку. Доклад «Форма, смысл, экспрессия отрицательно-безличных предложений» представил профессор МГОУ, д-р филол. наук, профессор кафедры современного русского языка П.А. Лекант. Автор выделил и определил особую форму безличного предложения, охарактеризовав его экспрессию и образность в метафорической художественной речи. При этом он отметил, что реализация русской грамматической системы остаётся открытой для новых поисков образного и экспрессивного.
Т.М. Воителева, д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы МГОУ, рассмотрела основные направления изучения русского родного языка в контексте введения в школьную программу предмета «Русский родной язык», а также цели, задачи, основные содержательные линии программы по русскому (родному) языку. Автор напомнила, что русский язык входит в систему гуманитарного образования, основой которого является изучение человека в его отношении к миру, знание о самом субъекте познания, формирование мировоззрения школьника.
Сообщение профессора Г.П. Новиковой (ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, д-р пед. наук, д-р психол. наук, профессор, академик МАНПО) касалось реализации комплекса мер, направленных на развитие вариативных форм дошкольного образования. Автор обосновал их актуальность и необходимость для создания эффективной инновационной системы дошкольного образования, обеспечивающей всем детям, проживающим в России, равные стартовые возможности для получения качественного дошкольного образования.
Зарубежные коллеги из Белорусского университета им. М. Танка профессор Н.С. Старжинская и доцент Д.Н. Дубинина рассмотрели концептуальные положения лингвистического развития детей в условиях близкородственного двуязычия. Они отметили необходимость формирования у дошкольников чувствительности к языковым нормам и выразительным средствам русского и белорусского языков; формирование речевых умений и навыков на белорусском языке, необходимых для ежедневного общения; развитие лингвистического отношения к языку и собственной речевой деятельности. Авторы считают важными воспитательные ориентации, направленные на развитие личности, обогащение внутреннего духовного мира, воспитание любви и уважения, как к русскому, так и к белорусскому языкам, формирование национального мировоззрения. Развивающие ориентации этой работы предусматривают развитие языковых и интеллектуально-творческих способностей, а социализирующие – направлены на приобщение к национальной культуре. Авторы подчеркнули, что язык есть средство общения, национальной идентификации, социализации и приобщения ребенка к общечеловеческим и национальным культурным ценностям, поэтому родной язык является одновременно и целью, и средством обучения и воспитания.
Овладение белорусскими детьми русским языком – это овладение богатым источником знаний, средство глубокого разностороннего развития ребенка. В то же время овладение детьми, наряду с русским языком, белорусским языком составляет один из основных элементов формирования личности ребенка, усвоения им национальной культуры, становления национального самосознания.
Профессор из Германии Х. Кючуков представил материалы двух исследований, проведенных с цыганскими детьми, живущими в Германии и Словакии. Результаты показывают, что в ценностной системе цыган образование имеет высокий уровень, однако многие из них живут в условиях сегрегации и бедности, поэтому у большинства нет возможности обучать детей в школе. Аналогичное положение наблюдается и с цыганскими детьми, живущими в Словакии. У болгарских цыган, живущих в Германии, отмечается другое отношение к образованию. В Болгарии цыганские дети зачастую подвергались дискриминации, поэтому получение высшего образования становилось проблематичным. В настоящее время родители цыганских детей, проживающие в Германии, стремятся, чтобы их дети получали высшее образование в европейских университетах.
А развитие языковых способностей носителей русского языка в дошкольном детстве прозвучало в сообщении профессоров О.С. Ушаковой и В.И. Яшиной. Авторы охарактеризовали закономерности овладения лексико-семантической системой родного языка и показали, что центром развития языковой способности является семантический компонент, который лежит в основе лингвистического развития ребенка-дошкольника.
Обсуждение многих актуальных вопросов современного образования продолжалось на секционных заседаниях. Так, на секции «Язык и культура речи: традиции и перспективы. Языковая подготовка и культура речи педагога» обсуждались самые разнообразные проблемы обучения языку школьников и студентов. Только одно перечисление обсуждаемых тем говорит о значимости этой важнейшей темы:
– Интернационализация образования: проблемы межкультурной коммуникации (д-р филол. наук, профессор, заведующая кафедрой иностранной филологии А.Е. Бижкенова, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, г. Астана).
– Методическая система формирования общеучебных умений школьников в курсе русского языка (И.Ю. Гац, д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы МГОУ, академик МАНПО).
– Описание внешности человека как способ выражения отношения к нему (Н.А. Герасименко, д-р филол. наук, профессор кафедры современного русского языка МГОУ).
– Инновационные технологии формирования культуры речи у изучающих иностранный язык в вузе (Т.А. Дмитренко, д-р пед. наук, профессор МПГУ, академик МАНПО).
– Некоторые аспекты изучения теории языка в школе и вузе: к вопросу о системе и структуре языка (Ю.В. Коренева, канд. филол. наук, доцент кафедры истории русского языка и общего языкознания МГОУ).
– Проблема организации информационно-коммуникативной ситуации на уроке русского языка (В.А. Кураксина, аспирант кафедры методики преподавания русского языка и литературы МГОУ).
– Ценность истории русского литературного языка как учебной дисциплины (М.С. Милованова – Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, д-р филол. наук, профессор кафедры общего и русского языкознания).
– Глобализация как фактор притока англицизмов в современный русский язык (Т.С. Монина, д-р филол. наук, профессор кафедры лингвистики, Электросталь).
– Когнитивная функция сложного синтаксического целого как средства формирования мысли (И.С. Папуша, д-р филол. наук, заведующий кафедрой культуры речи и риторики МГОУ).
На секции по развитию детей раннего и дошкольного возраста обсуждались проблемы воспитания, обучения и развития (в том числе и развития речи) детей раннего и дошкольного возраста. В основном, эту проблему освещали сотрудники Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, в котором создается концепция, программа, а также методические пособия, разработанные на основе экспериментальных исследований и в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Больший интерес вызвали следующие сообщения: вопросы создания психолого-педагогических условий становления субъектности и поддержки детской инициативы в раннем детстве (М.Е. Богоявленская), общение со взрослым как условие развития инициативы детей раннего возраста (Л.М. Кларина), психологическая готовность к игровой деятельности в раннем детстве (Е.Е. Кравцова), воспитательные стратегии родителей, имеющих детей раннего возраста (В.В. Кожевникова), особенности изучения переживаний у детей раннего возраста при переходе из семьи в ДОУ (В.И. Кулаковская), инновационный потенциал образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет (И.А. Лыкова) и др.
Заинтересовали слушателей выступления, посвященные развитию детей дошкольного возраста.
На секции по актуальным вопросам образования участники конференции затронули много проблем, волнующих современную педагогическую общественность. Кандидат пед. наук, преподаватель Светлоградского педагогического колледжа Т.В. Борисова раскрыла сущностные характеристики и значение аксиологического, социокультурного, системно-деятельностного, средового, возрастного и субъектного подходов в организации пространства формирования информационной культуры младших школьников в воспитательном пространстве образовательной организации. Одним из важнейших условий формирования информационной культуры младших школьников автор считает создание целостного воспитательного пространства, предполагающего интеграцию различных подпространств: социального, культурного, образовательного.
В.П. Голованов, главный научный сотрудник ИИДСВ РАО, д-р пед. наук, профессор, заслуженный учитель РФ, почетный работник сферы молодежной политики РФ рассмотрел педагогические смыслы детства в зазеркалье свободного времени, поднял вопрос о современных тенденциях развития дополнительного образования детей как пространстве детства, считая поиски педагогического осмысления современного детства, образования в свободное время ребенка охранной грамотой детства.
Проблему восприятия школьниками литературы в условиях информационной социализации на примере анализа стихотворений русского поэта XX в. Николая Рубцова доложила Н.Н. Казначеева (канд. пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник ИИДСВ РАО).
Проблему совершенствования нормативно-методической базы социального партнёрства субъектов духовно-нравственного воспитания в российской школе представил И.В. Метлик (д-р пед. наук, заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей ИИДСВ РАО), сформулировав предложения взаимодействия субъектов духовно-нравственного воспитания, направленные на повышение его эффективности.
Сообщение Е.Я. Ореховой (д-р пед. наук, профессор, главный научный сотрудник ИИДСВ РАО) «Семья и школа за рубежом в контексте глобальных проблем глобального обучения» было направлено на рассмотрение современных проблем обучения чтению в контексте повсеместного внедрения в зарубежных школах глобальной методики. Автор показала ключевые моменты напряжения в вопросах обучения между школой и родителями и предложила пути преодоления данных противоречий с использованием зарубежного опыта.
Сохранению и развитию традиционных ценностей семейного воспитания в современной России было посвящено сообщение И.А. Шаповаловой (д-р пед. наук, профессор, заслуженный деятель науки КЧР, главный научный сотрудник ИИДСВ РАО) и М.В. Шаповалова (канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой РГОУ ДПО «Карачаево-Черкесский институт повышения квалификации работников образования»). Авторы отмечают «вызревание» возможностей сотрудничества государственных и общественных организаций, процессов объединения профессионалов сфер науки, образования, культуры с представителями родительских сообществ, заинтересованных в сохранении традиционных ценностей российской семьи и школы, ориентированных на стратегию «очеловечивания» человека XXI в.
Выпускник МГОУ, ныне магистрант, Яковлев М.Е. представил свой опыт педагогической рефлексии молодого преподавателя, проанализировав его в контексте психологической трансформации учащейся молодежи отечественного постиндустриального общества.
В целом, конференция прошла интересно, получила положительный резонанс. А организаторы конференции сделали для себя вывод, что к таким педагогически значимым мероприятиям надо больше привлекать студентов, магистрантов, аспирантов, их руководителей, расширять аудиторию участников с целью обсуждения злободневных проблем образования.
1. Текст