Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Автор раскрывает историю создания рабочей группы по разработке проекта «Здоровый детский сад» во исполнение майских указов Президента РФ, выделяет существующие барьеры для реализации данного проекта, описывает образ детского сада будущего.

Ключевые слова:
дошкольное образование, здоровый детский сад, детский сад будущего, здоровье детей, комфортная среда, ценностные ориентации
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Проблема сохранения и укрепления здоровья людей – одна из приоритетных в современной России. Сегодня необходимо «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Данное положение озвучил Президент РФ в майских указах [1].

В этой связи в Москве 15–17 мая 2018 г. прошел I Международный форум «Устойчивое развитие и города будущего: экономика, здоровье, экология», посвященный разработке стратегии пространственного развития территорий, улучшению качества жизни и увеличению продолжительности жизни населения, а также вхождению страны в «Клуб 80+».

Участие в организации данного мероприятия приняли: Общероссийский народный фронт, Социальная платформа ВПП ЕДИНАЯ РОССИЯ, сообщество практик НТИ HealthNet Агентства стратегических инициатив, Национальное агентство социальных коммуникаций.

Впервые на форуме была поднята проблема поиска решений моделирования окружающего пространства для здоровья человека. В рамках работы стратегической сессии «Устойчивый здоровый город» были созданы рабочие группы, объединившие усилия специалистов различных областей, и разработаны проекты: «Здоровый квартал», «Здоровое образование», «Здоровая городская среда», «Здоровый спорт», «Превентивная медицина», а также дорожные карты для их реализации к 2035 г.

Рабочая группа «Здоровое образование» объединила усилия специалистов различных областей: архитекторов, строителей, медиков, педагогов и психологов и разрабатывала проекты «Здоровый детский сад» и «Здоровая школа». В ходе обсуждения поднимались вопросы о необходимости внесения поправок в нормативно-правовые документы, изменения экономической ориентации образования на общечеловеческие базовые ценности, применения био- и экотехнологий и инновационных технологий оздоровления детей.

17 мая 2018 г. проект будущей здоровой территории «Здоровый детский сад и здоровая школа» и дорожная карта до 2035 г. были представлены Большому жюри, в состав которого вошли 27 членов федерального и регионального правительства, международные и российские эксперты. Данный проект получил 14 сертификатов поддержки, в том числе от 3 зарубежных экспертов из США, Канады и Швеции.

Рабочая группа определила свою миссию в данном проекте: интеграция и синергия усилий специалистов разных областей для здорового образования.

Были сформулированы положения, которые должны стать нормой для реализации проекта «Здоровый детский сад - 2035». Основными из них стали следующие:

  1. Нормативные документы не приводят к разрыву между инновационными технологиями и базовыми технологиями образования.
  2. Образование рассматривается как социальный процесс, а не образовательная услуга.
  3. Инклюзивное образование осуществляется только в тех организациях, где есть необходимое оборудование и подготовленные специалисты.
  4. В образовательной организации действуют современные требования СанПиН [3].

Затем были обозначены барьеры, не позволяющие достигнуть вышеперечисленных положений. Наиболее существенными из них, в порядке ранжирования, были выделены следующие.

  1. Общественной ценностью общества в настоящий момент является установка на коммерцию и доминирующая экономическая идеология.
  2. Образование определяется законом «Об образовании в Российской Федерации» как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», но при этом рассматривается как «услуга в сфере образования» [2].
  3. Отсутствует преемственность поколений, разрушаются межпоколенчатые семейные связи.
  4. Отмечается недостаточное качество системы менеджмента качества образования, существующие необоснованные и формальные количественные показатели.
  5. Существует мировоззренческий миф: строительство нового требует разрушения и уничтожения уже существующего.

Описание образа будущего «Здорового детского сада» также было представлено участниками рабочей группы. Так как над тестом работали специалисты из разных областей, то описание составлялось с учетом содержания основных предложений. Это отразилось на стилистическом изложении текста.

Итак, 2035 г. Цивилизация от завоевания окружающей среды перешла к существованию в согласии с ней. Парадигма согласования позволила получать гармоничные результаты в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании.

Детский сад – это красивое здание с максимально открытым внутренним пространством для обучения, игры, питания, сна и отдыха детей разных возрастных групп. Здесь много воздуха и света.

Здание построено из современных экологичных материалов. Его форма не имеет острых углов и не режет пространство. Детский сад окружает красивый парк, рядом расположено озеро или пруд. Нормы площади на одного ребенка измеряются в кубических, а не квадратных метрах. Работает система принудительной вентиляции.

Внутри детского сада работают биоэкотехнологии, дети получают здоровое сбалансированное питание.

Коллектив специалистов образовательных организаций активно применяет современные достижения в области науки и техники для укрепления здоровья детей. Созданы необходимые условия для занятий физической культурой на свежем воздухе [4, с. 9-11].

Все специалисты, работающие с детьми, владеют всеми необходимыми междисциплинарными знаниями. Им комфортно работать, так как количество педагогов соответствует количеству детей в группе, группы не переполнены.

С творчеством и самоотдачей они занимаются любимым делом, активно участвуя в семейном воспитании детей с особыми образовательными потребностями и оказывая необходимую консультативную помощь их законным представителям.

Родители малышей работают максимально продуктивно, так как уверены, что их дети находятся в комфортных и безопасных условиях, с ними играют, занимаются, обучают и развивают.

Вечером родители не решают бытовые проблемы, и не выполняют дополнительный объем работы. У них есть время для общения с детьми. Более того, они знают, как это делать. Бабушки и дедушки – добрые помощники в воспитании подрастающего поколения.

На сегодняшний день группа продолжает свою работу, определяя основные направления развития, уточняя дорожную карту и ближайшие конкретные мероприятия. Дорожная карта по реализации проекта на ближайший год предполагает распространение информации о проекте; поиск заинтересованных лиц, соратников; сбор предложений по приоритетным программам; внесение предложений об изменении нормативных документов.

Список литературы

1. Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // URL: http://prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-204-ot-7-maja-2018-goda-07-05-2018.html (Дата обращения 07.01.2019).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/#ixzz5dbCZcPZK (Дата обращения 17.01.2019).

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"// URL: http://base.garant.ru/70414724/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#ixzz5db7shaUT (Дата обращения 17.01.2019).

4. Семенова Т.А. Оздоровительные технологии физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в образовательных организациях // М.: ИНФРА-М, 2016. – 447. +[Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

Войти или Создать
* Забыли пароль?