сотрудник
, Россия
аспирант
, Россия
ВАК 12.00.00 Юриспруденция
ВАК 13.00.00 Педагогика
ВАК 19.00.00 Психология
УДК 34 Право. Юридические науки
УДК 15 Психология
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 10.15 Конституционное (государственное) право
В статье исследуются вопросы роспуска законодательного органа субъекта федерации. Обращается внимание на то, что институт роспуска является институтом конституционного права, а при роспуске законодательного органа он несёт ответственность не перед тем органом или должностным лицом, который принял решение о его роспуске, а перед населением, своими избирателями. На основе проведённого исследования делается вывод о том, что необходимо дополнить перечень оснований досрочного прекращения полномочий регионального парламента как меры конституционно-правовой ответственности посредством включения такого основания, как утрата доверия избирателей. Ставится вопрос о необходимости наделить население субъекта РФ правом решать на референдуме вопрос о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
законодательный орган, субъекты федерации, государственные органы, институт роспуска, референдум, избирательное право, конституционно-правовая ответственность, самороспуск парламента
1. Авакьян С. А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности / Конституционно-правовая ответственность. – Москва: Изд-во Московского университета, 2001. – С. 9–32.
2. Авдеенкова М. П. Конституционно-правовые санкции и конституционно-правовая ответственность // Государство и право. – 2005. – № 7. – С. 85–89.
3. Дзидзоев Р. М., Степаненко Д. М. Институт роспуска представительного органа государственной власти в России // Право и политика. – 2006. – № 9. – С. 54–60.
4. Ирхин И. В. О конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 6. – С. 21–23.
5. Ишеков К. О конституционно-правовой и политической ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Власть. – 2009. – № 12. – С. 87–90.
6. Кальяк А. М. Условия осуществления деятельности депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ в правовых позициях Конституционного Суда РФ // Российский юридический журнал. – 2014. – № 2 (95). – С. 38–49.
7. Колосова Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. – Москва: Городец, 2000. – 192 с.
8. Колосова Н. М. Конституционные санкции // Законодательство и экономика. – 2000. – № 11. – С. 4–10.
9. Кондрашев А. А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации. – Москва: Юрист, 2006. – 345 с.
10. Кравец И. А. Юридические процедуры и политические мотивы реализации мер конституционной ответственности (проблемы и перспективы) / Конституционное право и политика : сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28–30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. – Москва: Юрист, 2012. – С. 218–226.
11. Липатов Э. Г. Компетенция органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правотворчества / под ред. В.В. Володина. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2009. – 164 с.
12. Овсепян Ж. И. Государственно-правовое принуждение и конституционно-правовое принуждение как его отраслевая разновидность // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 1. – С. 12–20.
13. Осипян Б. А. Мера участия органов конституционной юстиции в процедурах возможного роспуска органов законодательной власти и отрешения от должности глав Российского государства и его субъектов // Законодательство и экономика. – 2009. – № 1. – С. 27–31.