сотрудник
, Россия
ВАК 12.00.00 Юриспруденция
ВАК 13.00.00 Педагогика
ВАК 19.00.00 Психология
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
УДК 15 Психология
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
В статье рассматривается развитие профессиональных качеств у обучающихся как условие подготовки сотрудника полиции. Выявлено основное противоречие профессионального саморазвития обучающихся образовательных организаций высшего образования системы МВД России, заключающееся в требованиях профессии к личностным качествам специалиста и уровнем осознания этих требований курсантами. Предметом исследования был определён процесс активизации профессионального саморазвития обучающихся. Рассматриваются педагогические условия для преобразования личностных качеств обучающихся в профессиональные качества. Выделены особенности обучающихся в период адаптации. Раскрывается возможность активизации профессионального саморазвития не только прямым, но и опосредованным воздействием на обучающихся через формирование социально-психологической среды, в которой профессиональное саморазвитие будет одобряемо. Описывается механизм идентификации на готовность принятия обучающимися профессиональных качеств в образовательной среде через прохождение этапов профессионального саморазвития. Выявлен основной путь преобразования личностных качеств в профессиональные – это формирование профессионального самосознания на основе адекватной самооценки о полученных знаниях о профессии. В результате проведённого исследования уровень профессиональных качеств у обучающихся повысился. В описанном исследовании были применены методы: анкетный опрос, методика «Локус-контроля» Дж. Роттера, сравнительный анализ, контент-анализ.
профессиональное саморазвитие, идентификация, личностные качества, профессиональные качества, самооценка, активность, компетенции, модель специалиста
1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристика и условия достижения. – Москва: Флинта: Наука, 1998. – 168 с.
3. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / науч. ред. Н. К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2001. – 214 с.
4. Журавлёва Т. Л. Активизация профессионального саморазвития слушателей в вузах МВД России : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Журавлёва Тамара Леонидовна. – Санкт-Петербург, 1998. – 237 с.
5. Дружилов С. А. Становление профессионализма человека и проблемы профессионального развития личности // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 7 [Электронный ресурс]. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25595 (дата обращения: 11.02.2019).
6. Битянова Н. Р. Психология личностного роста : практическое пособие по проведению тренинга личностного роста для психологов, педагогов, социальных работников. – Москва: Новая школа, 2003. – 64 с.
7. Декарт Рене. Сочинения в 2-х томах / под ред. В.В. Соколова. – Т. 1 – Москва: Мысль, 1989. – 654 с.
8. Кон И. С. Открытие «Я». – Москва: Политиздат, 1978. – 367 с.
9. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. – 2016. – № 8. – С. 10–16.
10. Платонов К. К. Личностный подход как принцип психологии / Методологические и теоретические проблемы психологии / под. ред. Е.А. Шороховой. – Москва: Наука, 1969. – 375 с.
11. Комарова С. А., Пошибайлова Н. В. Профессиональное развитие педагога в современном образовании [Электронный ресурс] // Сайт «Социальная сеть работников образования». – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/12/15/ (дата обращения: 14.01.2018).
12. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 288 с.
13. Реан А. А. Социальная педагогическая психология. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 416 с.