В статье рассмотрено создание системы защиты, информирования, оповещения населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на транспорте в 2010–2013 гг. Представлены методический подход к оценке качества элементов указанной системы и результаты её применения, а также даны предложения по её развитию.
автоматизированная система, информирование, оповещение, население, транспорт, инфраструктура, безопасность, чрезвычайные ситуации
В 2010-2013 гг. в соответствии с [1] в России создана Комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте (далее - комплексная система). Комплексная система создана путем реализации взаимосвязанных мероприятий в сфере транспортного комплекса, адекватных угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также путем решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера на транспорте в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Принципы создания комплексной системы, этапы и порядок её формирования определены в Комплекс- ной программе обеспечения безопасности населения на транспорте (далее - Программа) [2].
Одним из мероприятий Программы, ответственность за реализацию которого возлагалась на МЧС России, являлось создание и внедрение системы защиты от ЧС природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (далее - СЗИОНТ, Система) на объектах транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) различных субъектов Российской Федерации.
Цели создания СЗИОНТ [3] следующие:
• повышение защищенности пассажиров и персонала на транспорте от ЧС природного и техногенного характера;
• формирование индивидуального и общественного сознания, активной жизненной позиции и повышение грамотности населения в области обеспечения безопасности на транспорте;
• обеспечение возможности создания системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое пространство.
К 31 марта 2011 г. в рамках Программы были созданы пилотные зоны на всех метрополитенах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Волгоград, Казань), а также в аэропорте, на железнодорожном, речном и автовокзале в Нижнем Новгороде. К 31 декабря 2012 г., опираясь на результаты функционирования пилотных зон, были созданы элементы СЗИОНТ в Волгоградской, Вологодской, Курской, Московской, Нижегородской, Самарской и Тульской областях, Республике Татарстан, Красноярском крае и в Санкт-Петербурге. К 31 декабря 2013 г. в состав СЗИОНТ также вошли дополнительные сегменты в Санкт-Петербурге, Самарской, Тульской, Курской, Костромской, Псковской, Белгородской и Вологодской областях, в Алтайском и Красноярском краях, Республике Дагестан. Всего за 2010-2013 гг. Системой было охвачено свыше 150 ОТИ в 18 субъ-
1. О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2010 г. № 403.
2. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 г. № 1285-р.
3. Единые технические требования к системам защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (проект) / ФГБУ «ИЦ ОКСИОНТ». М., 2013.
4. Проблемы защиты населения от угроз природного и техногенного характера на транспорте / ФГБУ ВНИИ ГОЧС. М., 2013.
5. Лукьянович А.В., Алымов А.В., Пашков А.А. Оценка готовности системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте к функционированию в условиях угрозы возникновения и возникновения ЧС или террористических актов // Технология гражданской безопасности. 2012. № 4.
6. Лукьянович А.В., Афлятунов Т.И., Кудрявцев В.А. Актуальные вопросы совершенствования системы информирования и оповещения на транспорте // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2013. № 1.