сотрудник
сотрудник
Белгородская область, Россия
Приводятся результаты анализа наполненности базы данных Государственного кадастра недвижимости сведениями о границах и зонах по Краснодарскому краю. Данные мероприятия рассматриваются в свете проводимой реформы государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учёта недвижимости на период с 2014 по 2019 год».
база данных, Государственный кадастр недвижимости, границы, зоны, землеустройство
Сегодня в РФ вопросы государственного регулирования земельных и имущественных отношений стоят очень остро. Инструментом государственного управления земельными ресурсами и экономического регулирования земельных отношений является Государственный кадастр недвижимости (ГКН).
Как правило, основным источником информации ГКН являются результаты землеустроительных и кадастровых работ, проведение которых регламентировано целым рядом федеральных законов, основными из которых являются № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Законом о кадастре предусмотрено внесение сведений в ГКН о прохождении границ разных уровней и зонах. Вносятся описания прохождения этих границ (зон) и координаты характерных точек границы. Т.к. эти объекты являются объектами землеустройства, то для определения местоположения их границ необходимо выполнение работ по землеустройству (описание местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно ст. 20 Закона «О землеустройстве» подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621.
Кроме того результаты землеустроительных работ представляют большую ценность для разработки документов в системе управления земельными ресурсами в определенных границах, поэтому проведение землеустройства на территории каждого субъекта важно и необходимо.
Особую актуальность задача внесения сведений в ГКН приобретает в свете проводимой реформы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Так, одним из мероприятий в области землеустройства в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2013
№ 1101-р, является проведение землеустроительных работ в отношении границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов, внесение сведений по итогам проведения землеустроительных работ в ГКН.
Сегодня в РФ землеустройство проводится достаточно медленными темпами. Одной из причин медленного выполнения работ по установлению границ муниципальных образований и населенных пунктов является низкое их финансирование.
Пунктом 19 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р, были запланированы:
- разработка комплекса мероприятий по внесению в ГКН сведений о границах в виде координатного описания;
- внесение в ГКН сведений о границах охранных и защитных зон [1].
В настоящее время границы административно-территориального деления установлены, в большинстве своём, описательно в региональных законах о статусе и границах муниципальных образований, в ГКН практически полностью отсутствуют сведения об административно-территориальных границах, охранных зонах, санитарно-защитных и иных зонах с особыми условиями использования территорий. Указанные обстоятельства порождают множество практических проблем.
В настоящее время для передачи сведений о границах и зонах в ГКН применяются новые Правила направления документов, необходимых для внесения сведений в ГКН, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения ГКН, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71. Данное Постановление ввело дополнительные требования к процедуре передачи сведений об административно-территориальных границах, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) в ГКН, усложнив этот процесс и значительно расширив состав разрабатываемых документов.
В настоящее время для внесения в ГКН в порядке информационного взаимодействия сведений о границах муниципальных образований, границах населенных пунктов органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют следующие документы:
- сопроводительное письмо, в котором перечислены все документы, приложенные к данному письму;
- XML-файл карты (плана) объекта землеустройства, заверенный электронной цифровой подписью лица, подготовившего данный документ;
- электронный образ документа, об утверждении соответствующей границы [2].
Нами был проведен анализ по Краснодарскому краю о внесенных в ГКН сведениях по объектам землеустройства, к которым относятся:
- границы муниципальных образований Краснодарского края,
- границы населенных пунктов,
- зоны с особым условием использования территории,
- территориальные зоны.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 2 июля 2009 года № 1765-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Краснодарского края и порядке его изменения» города краевого подчинения были исключены из объектов административного деления. Объектами административно-территориального деления Краснодарского края являются: населённые пункты (города, посёлки городского типа, сельские населенные пункты); сельские, поселковые, станичные округа (поселения); внутригородские районы, внутригородские округа; районы. В состав Краснодарского края входят: 38 районов, 26 городов, 12 поселков городского типа, 411 сельских (поселковых, станичных) округов, 1725 сельских населенных пунктов. Данные приведены на основании сведений Реестра административно-территориальных единиц Краснодарского края и Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1756-КЗ. В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 6 октября
Таблица 1
Общие показатели по объектам землеустройства
Наименование объекта землеустройства |
Количество |
|
01.09.2014 г. |
01.06. |
|
Границы муниципальных образований 1 уровня |
4 |
4 |
Границы муниципальных образований 2 уровня |
47 |
61 |
Границы населенных пунктов |
1178 |
1601 |
Зоны с особым условием использования территории |
5351 |
22305 |
Территориальные зоны |
580 |
1012 |
Итого |
7160 |
24983 |
Можно заметить, что к середине
Сведения по границам содержатся в ГКН по 1667 объектам. Все границы и зоны, сведения по которым содержатся в ГКН, имеют координатное описание.
Нами была проведена работа в программе MapInfo Professional по нанесению границ объектов землеустройства отдельно для каждого населенного пункта (рис. 1) и целиком по всем границам Краснодарского края, сведения по которым содержатся в ГКН.
Рис. 1. Картографическое отображение муниципальных образований 1 и 2-го уровня, сведения по которым
содержится в ГКН (на примере г. Геленджик)
Таким образом, из 38 муниципальных образований в ГКН содержатся сведения по границам только 16 из них (42 %). Далее нами проводился анализ по границам населенных пунктов (рис. 2, 3). Большая часть сведений по границам населенных пунктов отсутствует в системе ГКН. Всего в базе данных должно содержаться информации по границам 4424 населенных пунктов, при этом на 01.06.2015 г. не внесены сведения по границам 1132 населенных пунктов
(26 %).
Также нами проведен анализ по внесению сведений о границах зон с особым условием использования (ЗОУИТ) и территориальных зон (ТЗ). В основном внесены сведения по следующим ЗОУИТ: ООПТ, охранные зоны инженерных коммуникаций, охранные зоны транспорта, водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и др. Если проанализировать динамику, то можно отметить, что больше всего было внесено сведений в
Рис. 2. Фрагмент Реестра границ населенных пунктов Краснодарского края, сведения по которым содержатся
в ГКН
Рис. 3. Картографическое отображение границ Краснодарского края, сведения по которым содержатся в ГКН
Рис. 4. Внесение сведений в ГКН по годам: а) по ЗОУИТ; б) по ТЗ
Основными проблемами при внесении сведений о границах населенных пунктов и границах территориальных зон в большей степени являются неверно составленные xml-файлы. Встречаются ошибки при описании координат.
Таким образом, нами был проведен анализ сведений об объектах землеустройства Краснодарского края, содержащихся на 01.06.2015 г. в ГКН. Были сделаны выводы о том, что по границам муниципальных образований база данных ГКН наполнена на 42 %, по границам населенных пунктов на 74 %, по ЗОУИТ и ТЗ не представляется возможности провести расчеты, поскольку неизвестно, скольким объектам должны устанавливаться эти зоны.
1. О проблемах внесения в ГКН сведений об административно-территориальных границах, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий и красных линиях [Электронный ресурс]. URL: http://www.gisa.ru/vnesenie_v_gkn.html
2. Порядок описания местоположения границ муниципальных образований, границ населенных пунктов и внесение сведений о них в государственный кадастр недвижимости [Электронный ресурс]. URL: http://www.to72.rosreestr.ru/kadastr/about_fgu/novosti_fgbu/6156005/
3. Обновление информации о границах населенных пунктов [Электронный ресурс]. URL: http://www.kadastr-23.ru/ru/press-centr/news/2015/06/03/obnovlenie-informacii-o-granicah-naselennyh-punkto/
4. Ширина Н.В., Кононова О.Ю. Актуальность проблемы учета зон с особыми условиями использования территории // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2014. № 2. С. 135–138.