, Россия
В статье анализируются роль, место и значение Конституции, которая является основным законом государства в процессе осуществления государственных реформ, а также освещены конституционно-правовые основы судебно-правовой системы и ее совершенствования. К тому же, в статье были отмечены последние реформы, проведенные в судебно-правовой системе, и вопросы их внедрения в правоприменительную практику.
Конституция, судебно-правовая система, прокуратура, диалог с народом, государственный орган
Великое развитие узбекской государственности на протяжении двадцати восьми лет независимости базируется на конституционных принципах. Безусловно, эти процессы, конституционные реформы, конституционное развитие стали сутью и сущностью социально-правовой жизни страны. За этот недолгий период молодым государством проведен ряд образцовых этапов и процессов конституционного творчества и совершенствования, получены замечательные результаты. Конституционные реформы, начатые ещё в бывшей тоталитарной эпохе, послужили принятию Конституции суверенного Узбекистана 8 декабря 1992 г. [1].
Основной закон, по сути, отличается общедемократическими принципами, краткостью содержания и целостностью. В Конституции основное место по праву занимают права, свободы и обязанности граждан, защита их интересов, а также определены механизмы законной защиты этих прав судом.
В нашей Конституции официально отмечен государственный суверенитет, правовая и экономическая независимость. Был официально провозглашен его статус как члена международного сообщества, более того были уточнены принципы верховенства закона и права, а также разделения властей.
Известно, что Конституция каждой страны выражает систему управления, участие граждан в этой системе, а также какое общество строит данное государство. Проще говоря: «Конституция – это зеркало каждой страны». Гарантия Конституцией и законами страны участия граждан в управлении обществом, обеспечение его практического исполнения определяет отношение международного сообщества к этой стране.
Так как не все страны стремятся устанавливать отношения с государством, которое по Конституции не несет ответственности за защиту граждан, обеспечение мира, стабильности общества. Выражаясь точнее, они не устанавливают никаких отношений. Соответственно, страны, которые выбрали путь сотрудничества с международным сообществом, отражают данные принципы в своих конституциях.
В частности, в ст. 1 Конституции Республики Узбекистан [1] подчеркивается суверенитет нашего государства, а в ст. 2 государство берет на себя обязательство того, что «Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами».
Это обязательство, установленное Конституцией, гарантируется ее практической реализацией. Внедрение этого процесса в жизнь и его реализация требуют большой ответственности со стороны государственных органов и должностных лиц.
Высокоразвитые страны мира признают систему управления в Узбекистане, распределение власти, точное представление об их полномочиях и взаимодополняемость друг друга и, в конечном счете, обеспечение мира, стабильности, межэтнического согласия в стране, а также развитие на основании рыночных отношений экономики.
В мире насчитывается более двухсот стран, история независимости некоторых из них составляет более ста лет, однако не все страны добились тех больших успехов, которые сопутствуют в последние годы молодым странам, обретавших независимость в конце 1991 г.
Государство начало свою независимую жизнь с установления правовых основ институтов общества. Только те государства, основанные и опирающие на законы, достигают устойчивости, развития и прогресса, шаг за шагом стремятся усовершенствовать законы и обеспечить их исполнение. Этот путь был выбран и в нашей стране. Общество не может существовать без строго установленных и общепризнанных правил. А правило в государстве это закон, подчинение ему, обеспечение его выполнения. Это подразумевает необходимость укрепления доверия граждан к миру, их благополучию, личной безопасности и неизменности установленных норм и правил. По мере обеспечения этих требований возрастает доверие граждан к государству и его органам.
Соблюдение законов начинается с самого государства. Оно не только устанавливает равные права для всех, но также само соблюдает их, т.е. гарантирует их исполнение государственными органами и должностными лицами. Так как в государстве, где права не обеспечены должным образом, а исполнение законов ослаблено, люди уязвимы и несвободны. Осознавая этот факт, узбекское государство с первых лет независимости осуществляет ряд мероприятий по защите прав своих граждан. Правовая грамотность и активность населения позволяют обществу обеспечить верховенство закона, защищать права граждан не на словах, а на практике.
В соответствии с основным законом нашей страны граждане имеют право на труд, гарантируется минимальный размер заработной платы, обеспечивается поддержка государством семьи, материнства, отцовства и детей, а также инвалидов и больных, развивается система социальных услуг, установлена выдача государственных пенсий, социальных выплат и других видов гарантий социальной защиты. Защита прав и свобод граждан, а также их законных интересов является главной задачей государственных органов. Систематически осуществляются работы по проверке жалоб и обращений, исполнению законных требований и восстановлению прав граждан. Свидетельством тому является то, что Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем выступлении, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, в своем докладе под названием «Содействие верховенству закона и человеческим интересам - основа развития страны и благосостояния нашего народа» особо отметил, что «Для обеспечения интересов человека необходимо поддерживать диалог с народом, быть осведомленным об их бедах, горестях, желаниях, жизненных проблемах и потребностях». На этой же церемонии Президент объявил 2017 г. «Годом диалога с народом и интересов человека». Вопросы, включенные в планы по защите интересов человека, предусмотрены не только за этот период, но продолжаются и в последующие годы.
В целях повышения эффективности диалога с народом, дальнейшего укрепления их доверия к государственным органам 28 декабря 2016 г. был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц». В соответствии с ним, были созданы «Народные приемные Президента Республики Узбекистан» в Администрации Президента Республики Узбекистан, в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте, а также в каждом районе и в городе, и начатая деятельность этих учреждений эффективно продолжается по сей день. Их основной задачей определена организация прямого и непосредственного диалога с населением, всесторонняя защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, к тому же обеспечивается деятельность новой и эффективной системы работы с обращениями физических и юридических лиц.
Все усилия и деятельность правительства Узбекистана направлены на защиту конституционных прав населения, обеспечение их благополучной и свободной жизни, а также принимаемые меры признаются деятелями и представителями других государств. Обеспечение стабильной жизни населения является результатом постепенных, поэтапных судебно-правовых реформ, проводимых на основе Конституции Республики Узбекистан.
Следует признать, что Конституция Республики Узбекистан сыграла важную роль в создании основ нашего государственного законодательства. В настоящее время предпринимаются шаги по совершенствованию действующего законодательства, приведению их в соответствие с требованиями времени и развития страны, воздвижению его на новые уровни.
За прошедший недолгий период независимости в Узбекистане созданы правовые основы и законодательная система целого государства на основе Конституции, необходимость приведения их в соответствие с международными стандартами и более тесной связи с сегодняшним развитием требует осуществления реформ во многих сферах. Предусматривается обеспечение развития, устойчивости страны и образа жизни граждан в соответствии с этими законами.
Время стремительно меняется, и мы не можем отставать от него. Осознание, оценка и реагирование на происходящие вокруг нас процессы, мыслить широкомасштабно для того, чтобы осуществлять свою деятельность на равном уровне с ними превратилось в ежедневную необходимость. С этой точки зрения день за днем требуется совершенствование правовых основ, обеспечивающих рост и развитие сознания, правовой культуры населения, благополучную жизнь народу, защищающих права и свободы личности, а также раскрыть, создать и качественно поднять на новый уровень их важные аспекты.
Процесс интеграции с зарубежными странами служит для выявления наиболее позитивных аспектов наших многовековых традиций, ценностей и исторического наследия и выявления новых направлений правовой основы развития и прогресса. Усилия руководства страны по процветанию нашего народа укрепляют чувства населения приверженности закону и его уважение, преданности родине. В Узбекистане были проведены всеобъемлющие судебно-правовые реформы и создан правовой фундамент демократического государства.
В то время как на повестке дня стояли вопросы широкомасштабного развития страны, развития, обеспечения стабильности, а также совершенствования, модернизации государственного управления, было трудно достичь всего этого, не поднимая судебно-правовые реформы на новый уровень. По этой причине Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» № УП-4850, принятый 21 октября 2016 г., предусматривал реализацию данной цели. Вышеуказанный Указ послужил реформированию очень многих аспектов судебно-правовой сферы. На основании Указа была принята в большем объеме программа комплексных мер «Дорожная карта» по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы. В программе предусмотрены вопросы разработки и принятия ряда новых законов, внесения изменений и дополнений во множество законов, а также разрешения организационных моментов, касающихся судебно-правовой системы.
Для обеспечения последовательной и систематической реформы судебной системы 21 февраля 2017 г. был принят Указ Президента Республики «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан». В Указе особо отмечено, что одним из приоритетов дальнейшего развития страны является последовательная демократизация судебной системы, обеспечение неукоснительного соблюдения конституционных норм о независимости судебной власти. В этой связи, образован Высший судейский совет Республики Узбекистан. Совет является органом судейского сообщества и оказывает содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти. Указом очень широко определены задачи Совета, такие как формирование судейского корпуса на основе конкурсного отбора кандидатов на должности судей, назначения судей из числа наиболее квалифицированных и ответственных специалистов, а также дачи рекомендации для выдвижения на руководящие судейские должности, принятие мер по предотвращению нарушения неприкосновенности судей и вмешательства в их деятельность по отправлению правосудия и другие вопросы. Высший судейский совет по согласованию с Президентом Республики назначает и освобождает от должности судей некоторых уровней, отмеченных Указом.
Этот Указ предусматривал широкомасштабную реформу органов судебной системы. В соответствии с ним, с 1 июня 2017 г. решен вопрос объединения Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, создания единого высшего органа судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства – Верховного суда Республики Узбекистан. Данная реформа послужила не только устранению дублирования функций управления судебной системой, но и обеспечению единообразного применения требований законодательных актов, принятия единых решений по похожим вопросам с одинаковым применением законов.
Кроме того, предусмотрена разработка двух законов для регулирования деятельности административных судов.
Известно, что согласно требованиям Конституции, на органы прокуратуры Республики Узбекистан возложено осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов на территории страны. Процесс осуществления судебно-правовых реформ в Узбекистане также учитывал правовой статус, полномочия и задачи органов прокуратуры. Так как страна выбрала путь системы демократического правового государства, либерализации управления и формирования гражданского общества. В соответствии с этим, правовые основы деятельности органов прокуратуры совершенствуются. Основные направления деятельности органов прокуратуры направлены на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, поддержку осуществляемых экономических, социальных реформ, создание среды, в которой каждое физическое и юридическое лицо в любой ситуации будет чувствовать себя под защитой закона.
В настоящее время прокурор является не только надзирающим или проверяющим органом, но и, самое главное, органом, защищающим права и свободы граждан, интересы народа. Кроме того, в соответствии со ст. 45 Закона, определены критерии оценки деятельности прокуроров. Согласно этому, состояние законности на территориях, права и свободы граждан, защита законных интересов общества и государства считаются критериями оценки деятельности прокурора.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 7 января 2017 г. на встрече с сотрудниками органов прокуратуры накануне дня работников органов прокуратуры подчеркнул, что «Деятельность работников органов прокуратуры требует большой ответственности, самоотверженности и честности. Каждое принимаемое решение касается судьбы человека. Значит, в этом деле основными критериями должны быть бдительность и осторожность».
В этой связи, перед сотрудниками органов прокуратуры стоят определенные задачи. Следовательно, основным критерием в выполнении этих требований и задач является обеспечение верховенства прав и законных интересов человека.
1. Конституция Республики Узбекистан // URL : http://constitution.uz/ru (дата обращения 01.06.2019).