Статья посвящена коммуникации в сфере студенческого граффитийного речетворчества. Предмет рассмотрения составляют средства и приемы выражения семантики оценки, репрезентированной в граффити с помощью различных номинаций человека, входящих в ключевую парадигму изучаемого дискурса.
Оценка как универсальная категория присутствует в любом языке, демонстрируя специфические способы выражения отношения к миру. Она тем более актуальна для подъязыков (социолектов), востребованных в неформальном общении и отличающихся отражением оригинального восприятия и нередко уникальными репрезентациями предметов окружающей действительности. Одним из таких социолектов выступают студенческие граффити, в квалификации которых как неформального творчества мы опираемся на такие его особенности, как относительная независимость от официальной культуры и внешних табу, сознательная оппозитивность по отношению к норме (языковой, этической, ментальной), «разрешенная себе» возможность креативного видения и оценивания известных предметов, в том числе человека и его особенностей. Неформальный характер граффитийного дискурса позволяет предполагать в нем особый выбор ракурса, приемов и средств оценочных репрезентаций.
В данной статье материалом изучения служат номинации человека (около 100 лексем, исключая имена собственные), полученные методом сплошной выборки из студенческих граффити рубежа ХХ—ХХI вв. (проанализировано около 800 контекстов из 4000 зафиксированных на территории одного из крупнейших высших учебных заведений России — Уральского федерального университета). Данные номинации входят в ключевую лексическую парадигму исследуемого социотворчества, подтверждением чего является абсолютно антропоморфная парадигма дискурса. Данные номинации объективно могут рассматриваться в аспекте оценочной семантики, так как, по мнению Н.Н. Беловой, номинативная и оценочная «картины мира» всегда сближаются в ментальном поле языковой личности и в реализации средствами языка [1]. Специфику функционирования названий человека в граффити мы связываем с содержательными и экспрессивными особенностями студенческого граффитийного творчества в целом, с особым, преимущественно оппозитивным, отношением социума к традиционной культуре и с ментальным представлением о том или ином предмете.
Рассмотрение материала в оценочном аспекте актуально в связи с тем, что, во-первых, разработка теории оценки на рубеже веков велась очень активно и продолжает быть интересной ученым (работы Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф, Н.Н. Беловой, Г.Ф. Гибатовой, Т.В. Маркеловой, Т.В. Писановой, Л.А. Сергеевой и др.). Во-вторых, по признанию ученых, журналистов, общественных деятелей, современную действительность отличают изменчивость качеств мира и человека (о чем образно было сказано на одном из российских радиоканалов: «У нас что-то случилось с глазами, мы все стали видеть по-иному»), «вмешательство» окружающей действительности в ментальные основы нации, что особенно заметно в неформальной коммуникации, в разнообразных локальных культурах (и субкультурах). Изучение последних отвечает стремлению современной науки к выявлению тенденций развития языка, к анализу лингво-культурно-специфического в субкультурных образованиях. В результате оценочная семантика оказывается интересной и как явление языка, и как составляющая его ментального пространства, и как явление речевого поведения, и как факт творческой стратегии, ориентированной на адресата.
1. Белова Н.Н. Семантика оценки в именах прилагательных: Автореф. дис… канд. филол. наук. — Мичуринск, 2011.
2. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. — 2-е изд., доп. — М.: Едиториал УРСС, 2002.
3. Гибатова Г.Ф. Ментальные сферы русского языка: мнение и оценка. Автореф. дис… докт. филол. наук. — Уфа, 2011.
4. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. — М.: Высшая школа, 1989.
5. Ларионова А.Ю. Отношения предпочтения в дискурсе: аспекты анализа // Известия УрГПУ. Лингвистика. — Выпуск 19 / Отв. ред. А.П. Чудинов. — Екатеринбург, 2006.
6. Русская грамматика. — М.: Наука, 1980. —Т. 1.
7. Свободная энциклопедия. URL: //ru.wikipedia.org/wiki/ — Википедия.
8. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: Локид-Пресс, 2003.
9. Словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. — М.: Русский язык, 1981—1985.
10. Химик В.В. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи. — СПб.: Норинт, 2004.