САЖЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДИЗЕЛЬНОГО СИЛОВОГО АГРЕГАТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлена технико-экономическая и экологическая проблема, которая возникает при эксплуатации силовых агрегатов любого рода. Вредные компоненты, отравляющие окружающую среду при эксплуатации дизельных силовых агрегатов, представляют собой совокупность разных химических соединений. В выхлопных газах силовых агрегатов обильно присутствуют окислы азота, оксид углерода и разного рода несгоревшие углеводороды, но, на наш взгляд, наиболее коварным является сажа, и она же занимает почти 50% всех отравляющих веществ дизельного двигателя. Целью данной работы является повышение технико-экономических и экологических показателей работы двигателя внутреннего сгорания путем подачи в цилиндры дополнительной воздушной смеси. Предложены возможные способы решения вышеотмеченной проблемы, а именно, один из вариантов завихрения заряда путем подачи дополнительного воздуха в нижнюю часть гильзы цилиндра в конце такта наполнения и в начале сжатия. Суть данного процесса заключается в следующем, струя дополнительного воздуха создаёт кинетическую энергию основного заряда и одновременно снижает температуру внутри цилиндра до дозволенных величин, тем самым обеспечивает благоприятную атмосферу для окисления горючей смеси и способствует снижению токсичных компонентов продуктов горения, в том числе и сажи. В результате вышеизложенного следует заключить, что введенный в цилиндр дополнительная порция воздуха способствует повышению кинетической энергии рабочего тела, а это в свою очередь является гарантом максимального догорания топливовоздушной смеси. Кроме того, в ней приведены результаты экспериментов в виде графиков и на основании этих данных проведён сравнительный анализ и сделаны определенные выводы по положительной динамике технико-экономических и экологических показателей силовых агрегатов.

Ключевые слова:
силовой агрегат, ДВС, пиролиз, окружающая среда, завихрение заряда, термический распад, окис углерода, окислы азота, сероводород, сажообразование, грубодисперсная аэрозоль
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Вредные компоненты, отравляющие окружающую среду при эксплуатации дизельных силовых агрегатов, представляют собой совокупность разных химических соединений [1,2,3,4]. В выхлопных газах силовых агрегатов обильно присутствуют окислы азота, оксид углерода и разного рода несгоревшие углеводороды, но, на наш взгляд, наиболее коварным является сажа, и она же занимает почти 50% всех отравляющих веществ дизельного двигателя.

Целью данной работы является повышение технико-экономических и экологических показателей работы двигателя внутреннего сгорания путем подачи в цилиндры дополнительной воздушной смеси.

Для оценки эффективности завихрения заряда, в отличие от известных методик, разработан способ завихрения заряда, позволяющий одновременно повысить технико-экономические и экологические показатели силовых агрегатов.

Научной новизной данного исследования является предложенный способ завихрения заряда в цилиндре, который обеспечивает наилучшее распределение горючей смеси в камере сгорания и полное ее догорание вследствие чего повышается экологичность и экономичность двигателя в целом.

По результатам экспериментальных исследований получены зависимости, характеризующие влияние давления в цилиндре на эксплуатационные показатели ДВС. Разработана конструкция системы подачи дополнительного воздуха в цилиндре двигателя внутреннего сгорания.

Предложена методика завихрения рабочего заряда в цилиндре, которая благоприятно влияет на повышение эксплуатационных показателей ДВС.

Отдельные результаты экспериментов показали, что система дополнительного завихрения заряда позволяет снизить в отработавших газах содержание сажи на 60…65%. Кроме того, снижается как удельный, так и часовой расход топлива.

Условия, материалы, методы и объекты исследования. Выхлопные газы являются основным источником токсичных веществ двигателя внутреннего сгорания, которые представляют собой неоднородную смесь с разнообразными химическими и физическими свойствами. Основными нормируемыми токсичными компонентами выхлопных газов двигателей являются оксиды углерода, азота, углеводорода, сажа и другие компоненты. На наш взгляд, одним из основных неблагоприятных компонентов является сажа, и она же занимает почти 50% всех отравляющих веществ дизельного двигателя (рисунок 1).

Как правило, она образуется в результате пиролиза (термического распада) углеводородных молекул в условиях острого дефицита кислорода в цилиндре двигателя. В процессе окисления, в условиях высоких температур, при остром недостатке кислорода, отдельные атомы водорода отрываются от основных углеводородных молекул дизельного топлива, а уже в свою очередь атомы водорода провоцируют дальнейшую дегидрогенизацию молекул углеводородов [5,6]. Есть такое предположение, что на определенных стадиях пиролиза, отдельные небольшие молекулы углеводородов и углеводородных радикалов одновременно претерпевают дегидрогенизацию и полимеризацию, которые в свою очередь приводят к образованию твердых частиц углерода (сажи). При рассмотрении работы ДВС можно отметить, что в процессе такта расширения в цилиндре дизельного двигателя к частицам сажи поступает кислород, тем самым создаются благоприятные условия для выгорания сажи.

Список литературы

1. Аюгин П.Н. Исследование процесса сгорания топлива в дизельном двигателе в зимних условиях / П.Н. Аюгин, Н.П. Аюгин, Р.Ш. Халимов, Р.К. Сафаров, Д.Е. Молочников, В.А. Голубев // Техника и оборудование для села.– 2015.– №8.– с. 20-23.

2. Глущенко, А.А. К вопросу очистки отработанных масел от нерастворимых примесей в гидроциклоне / А.А. Глущенко, Д.Е. Молочников, С.А. Яковлев, И.Н. Гаязиев // Вестник Казанского ГАУ. – № 3 (50). – 2018. – С. 81-84.

3. Миниахметова, Г.У. Охрана труда на предприятии / Г.У. Миниахметова, И.Н. Гаязиев, В.М. Медведев, О.И. Макарова, Ф.Ф. Яруллин // Агроинженерная наука XXI века. Труды региональной научно-практической конференции. Научное издание. – Казань: Издательство Казанского ГАУ, 2018. – 390 с.

4. Сибагатуллина, Д.И. Обеспечение безопасности и охраны труда на производстве / Д.И. Сибагатуллина, И.Н. Гаязиев, В.М.Медведев, О.И. Макарова, Ф.Ф. Яруллин // Агроинженерная наука XXI века. Труды региональной научно-практической конференции. Научное издание. – Казань: Издательство Казанского ГАУ, 2018. – 397 с.

5. Аладашвили, И.К. Современное состояние проблемы токсичности дизелей в сельском хозяйстве И.К. Аладашвили, М.А. Зарубина, О.И. Макарова // Сборник международной научно-практической конференции «Современное состояние, проблемы и перспективы развития механизации и технического сервиса агропромышленного комплекса» – Казань: Изд-во Казанского ГАУ, 2018.- С.268.

6. Аладашвили, И.К. Анализ некоторых результатов испытаний дизельного двигателя Д-21, И.К.Аладашвили, О.И.Макарова // Устойчивое развитие сельского хозяйства в условиях глобальных рисков. Материалы научно-практической конференции - Казань: Изд-во Казанского ГАУ. – 2016.–137-139 с.

7. Макарова, О.И. Особенности охраны труда на производстве / О.И. Макарова // Устойчивое развитие сельского хозяйства в условиях глобальных рисков. Материалы научно-практической конференции - Казань: Изд-во Казанского ГАУ. – 2016.–С. 229-232.

8. Макарова, О.И. Актуальность проведения аттестации рабочих мест в современном мире // Сборник международной научно-практической конференции «Современное состояние, проблемы и перспективы развития механизации и технического сервиса агропромышленного комплекса» – Казань: Изд-во Казанского ГАУ. – 2018.– С. 163-166.

9. Валиев, А.Р. Исследование взаимодействия ротационного конического рабочего органа с почвой / А.Р. Валиев, Ф.Ф. Яруллин // Техника и оборудование для села. – 2015. – № 10 (220). – С. 27-31.

10. Валиев, А.Р. Обоснование параметров конического почвообрабатывающего рабочего органа путем решения многокритериальной задачи оптимизации / А.Р. Валиев, Р.И. Ибятов, Ф.Ф. Яруллин // Достижения науки и техники АПК. – 2017. – № 7. – С.69-72.

11. Gussak A., V.P.Karpov and Yu. V. Tikhonov. The Application of hay-Process in Prechamber Engines. SAE 2000.

12. Kobig Axel. Ellinger Karl – Werner. Kollel kurl engine operation on partally dissociated methanol // SAE. – 2005.

13. Гизатуллин, Р.Р. Влияние вредных производственных факторов на работников цементной промышленности / И.Н. Гаязиев, О.И.Макарова, Р.Р. Гизатуллин, Ф.Ф. Яруллин // Студенческая наука – аграрному производству: Материалы 76-ой студенческой (региональной) научной конференции.- Казань: Издательство Казанского ГАУ, 2018. – С. 167-172.

14. Aroma Constantin Newapprosches to fuel economy in spark-ignition engines Progr. Energy and Combust Sei. 2006. 1. № 4.

Войти или Создать
* Забыли пароль?