сотрудник с 01.01.2014 по настоящее время
Елец, Липецкая область, Россия
аспирант с 01.01.2019 по настоящее время
Елец, Липецкая область, Россия
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
ОКСО 44.07.01 Образование и педагогические науки
ББК 7426 Методика преподавания учебных предметов в общеобразовательной школе
ТБК 3015 Математика. Информатика
BISAC EDU029010 Teaching Methods & Materials / Mathematics
В современных быстро изменяющихся социально-экономических условиях человеку зачастую приходится сталкиваться с проблемами, решение которых нестандартно. Потенциально возможным средством творческого решения задач является вероятностный стиль мышления, предполагающий уход от стереотипов: это и отказ от действий по строго детерминированным правилам, и отклонение отрицательного отношения к случайности многих явлений и процессов мира. Порядок рождается из хаоса в результате самоорганизации. В статье предложен вариант решения проблемы достижения качественности и продуктивности обучения за счет развития вероятностного стиля мышления школьников при подготовке старшеклассников к Единому государственному экзамену по математике профильного уровня. Предложена содержательная составляющая элективного курса «Вероятностная природа математических задач ЕГЭ» по математике в системе общего образования. Представлена группа заданий, выполняемых при помощи операций: анализа и синтеза, комбинирования, транспонирования, оценки. Актуализация компонентов вероятностного стиля мышления направлена на повышение эффективности процесса обучения, совершенствования всей целостной системы развития и саморазвития личности школьника. Главной задачей содержательной наполняемости элективного курса по математике в системе общего образования является формирование у школьников единой научной картины мира, развитие новой культуры мышления, выявление междисциплинарных связей и объединение разных видов деятельности в процессе обучения. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-313-20002 «Теоретико-методическое обеспечение фрактального формирования и развития вероятностного стиля мышления в условиях глобальной информатизации образования (на примере обучения математике)».
вероятностный стиль мышления, элективный курс, школьное математическое образование, Единый государственный экзамен
1. Добрин А.В. Содержательные характеристики вероятностного стиля мышления: теоретические основы исследования / А.В. Добрин, А.М. Лопухин // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019.
2. Дворяткина С.Н. Развитие вероятностного стиля мышления студентов в обучении математике на основе диалога культур : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Дворяткина Светлана Николаевна; [Место защиты: Елецкий государственный университет]. Елец, 2012. 527 с. : ил. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования).
3. Балашов Л.Е. Как мы думаем? Введение в философию мышления. Москва, 2006. 172 с.
4. Geogebra. 3D-График. URL: https://www.geogebra.org/3d (дата обращения: 13.02.2019).
5. Открытый математический турнир. URL:http://mathtourn.elsu.ru/#pagelogo (дата обращения: 16.02.2019).
6. Задания ЕГЭ профильная математика. URL: https://bingoschool.ru/ege/maths-profile/tasks/ (дата обращения: 15.02.2019).
7. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Математика профильный уровень. URL: https://math-ege.sdamgia.ru/?redir=1 (дата обращения: 10.02.2019).
8. ЕГЭ по математике. URL: http://spadilo.ru/ege-po-matematike (дата обращения: 16.02.2019).