Россия
Россия
ГРНТИ 06.39 Наука управления экономикой
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
Для достижения высоких темпов социально-экономического развития первоочередной задачей является проведение четкой, последовательной и долгосрочной государственной инновационной политики. При переходе к инновационной экономике на первое место выходит принцип рационального использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Но качественных преобразований в социально-экономическом развитии можно добиться лишь путем совершенствования нормативно-правового и институционального регулирования отношений в области управления инновационной деятельностью, что является полномочиями органов государственной власти. В статье выявлены основные проблемы на пути инновационного развития, обоснованы основные аспекты управления данным процессом, даны рекомендации по совершенствованию эффективности процесса управления инновационной деятельностью.
инновации, инновационное развитие, инновационный потенциал, инновационная система
В связи с происходящими в экономике России изменениями институционального, структурного и технологического характера, произошло смещение в пользу выбора инновационного направления развития страны. В деятельность хозяйствующих субъектов реального сектора экономики активно внедряются инновационные процессы. В связи с чем, в последнее время возросла актуальность разработки новых современных подходов к процессу управления инновационным развитием социально-экономической системы страны, совершенствованию законодательства в данной сфере, процесса создания, внедрения и использования цифровых технологий, улучшению инновационной инфраструктуры.
Для успешной реализации сложных, масштабных и амбиционных задач по успешному, прорывному развитию социально-экономической системы страны и ее отдельных регионов необходимо устранить существующие в сфере инновационного развития проблемы:
- Низкий уровень спроса на инновационные продукты.
- Отсутствие заинтересованности в разработке инновационных продуктов как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны органов государственной власти.
- Низкий уровень инновационной активности предприятий реального сектора экономики.
- Нехватка финансирования, в том числе государственного, на расходы в сфере образования, науки, инновационного развития экономики.
- Невосприимчивость российской социально-экономической системы к результатам инновационных разработок.
- Низкая эффективность функционирования отечественных научно-исследовательских организаций.
- Отсутствие единого нормативного акта, всесторонне регламентирующего инновационную деятельность.
- Недостаточный уровень полномочий региональных органов власти в области инновационного развития территорий.
- Отсутствие налаженных взаимосвязей между функционированием научно-образовательной сферы, бизнес-сообщества и государства.
- Несогласованность приоритетов и инструментов научно-технологического развития на федеральном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях.
Процесс управления инновационным развитием представляет собой воздействие со стороны субъектов управления проявляющееся в изменениях институционального, структурного и технологического характера, с целью повышения эффективности функционирования объектов инновационного процесса.
Базовые аспекты внедрения инноваций в экономику страны определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Основы формирования инновационной системы сформулированы в Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года и принятой в соответствии с ней Государственной программе РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». Отметим, что в Стратегии акцент сделан на мерах материального стимулирования инновационной деятельности. В вышеуказанных нормативно-правовых актах регламентированы инструменты инновационного развития страны, внедрения результатов исследований и разработок в реальный сектор экономики, создания инновационной инфраструктуры [3, 4]. Действует также ряд законов, регламентирующих отдельные аспекты инновационной деятельности [1, 2]. Инновационная политика России может быть результативной только при условии соблюдения принципов последовательности и системности [7].
Для повышения эффективности инновационной деятельности необходимо создание финансовых и правовых условий, способствующих внедрению инновационных продуктов и услуг в хозяйственную деятельность субъектов реального сектора экономики.
На уровне субъектов страны осуществляется самостоятельное нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности, посредством утверждения нормативных правовых актов, регламентирующих инновационное развитие экономики.
Таким образом, в правовом регулировании инновационной деятельности отсутствует системность, применяется неоднозначный подход к формированию и реализации государственной инновационной политики [6].
Основой эффективного процесса управления инновационным развитием является детально проработанная нормативно-правовая база, регламентирующая все стадии инновационного процесса.
Считаем, что необходимо принятие единого закона в сфере инновационной деятельности, регламентирующего цели и задачи инновационной политики государства, определяющего терминологию в сфере инновационной деятельности, закрепление функционала органов государственной власти федерального и регионального уровней, отвечающих за инновационное развитие, регламентацию осуществления мониторинга для оценки эффективности инновационного развития.
Для того необходимо внести ряд изменений в действующие на данный момент законодательные акты:
- разработать и законодательно закрепить механизмы, инструментарий инновационной деятельности;
- четко распределить функционал между органами государственной власти в сфере управления и регулирования инновационного развития;
- разработать конкретные показатели результативности выполнения задач по инновационному развитию экономики;
- разработать поэтапный алгоритм проведения мониторинга результатов инновационной деятельности, с четким распределением полномочий между органами государственной власти;
- установить инструменты стимулирования инновационной деятельности [10].
- детально прописать формы, методы, условия взаимодействия между собой субъектов научно-образовательной сферы, бизнес-сообщества и государства в рамках осуществления инновационной деятельности.
Важнейшим инструментом управления инновационным развитием является механизм стимулирования инновационной деятельности (предоставление государственной поддержки в различных формах: информационная и консультационная поддержка, формирование спроса на инновационную продукцию, прямые инвестиции в инновационную деятельность и др.). При этом меры поддержки инновационной деятельности включают в себя как государственные, так и привлечение частных инвестиций [9].
Важнейшая роль в системе управления инновационным развитием отведена государству, поскольку именно оно является инициатором модернизационных преобразований осуществляя разработку и реализацию государственных программ, национальных проектов.
Для повышения эффективности управления инновационным развитием особое внимание необходимо уделить процессу взаимодействия научно-образовательной сферы, бизнес-сообщества и государства. Для того первоочередным этапом будет закрепление на законодательном уровне всех аспектов взаимодействия субъектов инновационного развития, при этом необходимо рассматривать инновационные продукты в качестве объекта государственно-частного партнерства [5].
В процессе осуществления управления инновационным развитием региона важно наличие комплексной системы оценки результатов инновационного развития, позволяющая оценить не только соответствие фактических и ожидаемых результатов, но и эффективность механизмов координации, обеспечивающих сопряженность полученных результатов и синергетические эффекты [10]. Таким образом, необходима разработка комплексной системы, позволяющей оценить результативность тех или иных мероприятий в сфере инновационного развития.
Полномочия по регулированию инновационной деятельности в России осуществляются на различных уровнях власти: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. Действующее законодательство не содержит перечня полномочий Правительства РФ в сфере регулирования инновационной деятельности.
Таким образом, для повышения эффективности процесса управления инновационным развитием, необходимо выстроить иерархическую систему органов власти с четким распределением полномочий в сфере регулирования инновационной деятельности.
На региональном уровне регулирование инновационной деятельности осуществляют различные органы власти, но инновационные полномочия в чистом виде в региональном законодательстве не получили пока что своего закрепления [8].
Таким образом, для повышения эффективности процесса управления инновационным развитием, необходимо выстроить иерархическую систему органов власти с четким распределением полномочий в сфере регулирования инновационной деятельности.
На рисунке 1 представлены основные аспекты управления инновационным развитием.
Рисунок 1 – Основные аспекты управления инновационным развитием
Основные направления повышения эффективности процесса управления инновационным развитием:
- Совершенствование нормативно-правовой базы.
- Интеграция научно-образовательной сферы, бизнес-сообщества и государства, в том числе в направлении совершенствования взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства.
- Наличие комплексной системы оценки результатов инновационного развития.
- Развитие трудовых отношений.
- Развитие и активное вовлечение в инновационную деятельность малого и среднего бизнеса.
- Разработка и утверждения федерального закона об инновационной деятельности.
- Регламентация полномочий региональных органов власти в инновационной сфере.
- Расширение полномочий региональных органов власти в сфере управления инновационной деятельностью.
Таким образом, к реализации процесса инновационного развития необходимо применять комплексный подход.
1. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
4. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
5. Винокурова Н.С. Интеграция образования, науки и бизнеса в контексте инновационного развития экономики России. – СПС Консультант плюс.
6. Лапин А.В. Развитие национальной инновационной системы как обязательное условие технологических изменений и роста производства / А.В. Лапин // Административное и муниципальное право. – 2018. – № 4 (124). – С.26-41.
7. Лапина М.А. Правовое регулирование национальной инновационной системы России / М.А. Лапина // Административное и муниципальное право. – 2017. – № 12. – С. 26-33.
8. Маркеев А.И. Правовое регулирование инновационной деятельности. – СПС Консультант плюс.
9. Предпринимательское право Российской Федерации / под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. – М: ИНФРА-М, 2017. – СПС Консультант плюс.
10. Тютюнник И.Г., Богачев Ю.С. Нормативное правовое обеспечение мониторинга результатов инновационной деятельности. – СПС Консультант плюс.