ВАК 12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
ВАК 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ВАК 12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ВАК 12.00.09 Уголовный процесс
ВАК 09.00.01 Онтология и теория познания
ВАК 09.00.11 Социальная философия
ВАК 09.00.13 Философская антропология, философия культуры
ВАК 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
ВАК 13.00.08 Теория и методика профессионального образования
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье уточняются особенности организации доступной образовательной среды в образовательной организации; приводятся модели понятий, модели реализации, принципы, формы, методы организации доступной образовательной среды, педагогической поддержки обучающегося; уточняются возможности и способы выявления и детерминации педагогических условий оптимизации качества развития личности обучающегося в доступной образовательной среде. Потенциальные и реализуемые решения задач развития личности в доступной образовательной среде могут быть определены в конструктах различных педагогических технологий, раскрывающих тонкости педагогической деятельности в контексте современных положений развития личности, особенности которых уточняются на основе психокоррекции, психодидактики, психологии и педагогики развития, социальной педагогики и социальной психологии. Качество включения личности обучающегося в процесс развития и получения образования в образовательном учреждении определяется на различных составных реализуемой обучающимся деятельности – самочувствии обучающегося, желании учиться, общаться в школе, желании быть включенным в коллективные мероприятия, посещать театр, смотреть новые спектакли, слушать музыку, помогать соклассникам, обучающимся, родителям и педагогам, посещать школьную библиотеку, участвовать в делах школы и пр. Современная педагогика определяет возможность построения социально-образовательных мероприятий и технологий взаимодействия с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на основе новых достижений, гарантирующих личности поэтапное достижение персонифицированно доступных и социально востребованных результатов на протяжении всего периода развития личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.
фасилитация, педагогическое моделирование, педагогическая методология, педагогические условия, модель педагогической поддержки, конструкт
Введение
Современная педагогическая деятельность как основа и механизм самоорганизации качества обновления и функционирования образования и образовательного пространства определяет создаваемые условия развития личности одним из важных факторов его надежности, гибкости и состоятельности. В модели современного образования для повышения комфортности развития и целостного включения личности обучающегося в систему социально-образовательных отношений определяют термин доступная образовательная среда, в основе которого педагогическая поддержка обусловливает устойчивые связи личности с потенциально благоприятными возможностями и ресурсами общения и самовыражения, социализации и самореализации.
Особенности организации доступной образовательной среды в образовательной организации определяются условиями продуктивного поиска педагога, фасилитирующего включение личности обучающегося в реализуемую модель образовательного пространства школы. Способность личности осознавать наличие и необходимость ученического коллектива, быть включенным в коллективную деятельность в доступной образовательной среде осуществляется в структуре использования различных адаптивных и игровых технологий развития обучающегося.
Теоретические основы возможностей использования доступной образовательной среды в школе
Одним из процессов создания оптимальных условий развития личности является педагогическая поддержка, сущность которой понимается по-разному. Н. Н. Абашина [1] определяет педагогическую поддержку как технологию; в структуре поиска возможностей утончения рабочих определений и понятий конструкт технология в уточнении и детерминации определений понятий педагогическая поддержка и доступная образовательная среда будет использован в структуре унифицированного смысла. Е. П. Албитова [2] отражает современные основы выбора направления педагогической поддержки как работы по повышению качества включенности личности в социально-образовательное пространство. Т. А. Гапиенко и др. [3] раскрывают различные техники и конструкты в уточнении понятий педагогическая поддержка и фасилитация. Ю. Л. Герман [4] иллюстрирует сущность данных понятий; специфика описания является конструктом связи опыта деятельности и теоретических уточнений понятийного аппарата научного поиска.
Понятие и возможности педагогической поддержки определены также в работе А. В. Губановой [5]; особенности построения моделей педагогической поддержки связаны с развитием и становлением как категориями педагогики. В данной статье качество развития личности в модели педагогической поддержки будет отражено в различных конструктах детерминации понятийного аппарата, например, широкий, узкий, локальный, адаптивный, адаптивно-акмепедагогический, персонифицированный, гуманистический, унифицированный, здоровьесберегающий смыслы. О. А. Козырева и др. [6] отражают направленность поиска и определяют функцией педагогической поддержки широко уточняемый процесс и категорию современной педагогики (категория воспитание). С. В. Коновалов и др. [7] раскрывают процесс теоретизации как основу для научного поиска, в такой практике будут выделены или уточнены модели понятий доступная образовательная среда, педагогическая поддержка обучающегося, модели реализации, принципы, формы, методы организации доступной образовательной среды и пр.
Подход О. Я. Гутак и др. [8] позволит сконцентрировать внимание на персонификации развития личности в системе непрерывного образования, в данной практике профессионализм педагога будет указывать на точность и продуктивность решений создания оптимальных педагогических условий оптимизации качества развития личности обучающегося в доступной образовательной среде.
Е. В. Митькина и др. [9] разрывают одно из теоретических направлений изучения и исследования основ и возможностей педагогической поддержки. В нашей работе будут уточнены все составные поиска, способность и качество которого определяет приоритеты и продуктивность решений задач современной педагогики в иерархии репродуктивно-продуктивной деятельности личности, включенной в систему образования и социально-образовательных отношений.
Качество поиска и выбор методов исследования и возможностей использования педагогической методологии в уточнении понятийного аппарата, особенности педагогической поддержки в модели поликультурного пространства и поликультурного подхода, особенности реализации педагогической поддержки личности в структуре адаптивного обучения, направленность поиска в системе непрерывного образования и связи всех составных реализуемой деятельности педагога в решении задач педагогической поддержки личности на протяжении всего периода развития и жизнедеятельности уточняют В. Г. Свинаренко и О. А. Козырева [10],
Л. Н. Судьина и О. А. Козырева [11], Т. Н. Туманова и др. [12], Е. Д. Щур [13].
В статье О. А. Козыревой и др. [14] культура самостоятельной работы личности или культура самообразования представлена одной из актуальных практик акмеверификации качества решения задач развития и самореализации личности, в данной плоскости нет практики решения задач в модели адаптивного подхода и адаптивных технологий решения задач акмеперсонификации всех составных становления личности; необходимость данного решения может быть обусловлена социальной направленностью самостоятельного определения и уточнения мотивов, целей, возможностей и достижений личности в конструкте самоорганизации качества решений задач развития хочу, могу, надо, есть.
Определение понятий доступная образовательная среда, педагогическая поддержка обучающегося
Доступная образовательная среда
Широкий смысл: система унифицированного выбора модели и технологий педагогической деятельности, гарантирующая равный доступ личности обучающегося к образовательным возможностям современного образовательного учреждения и системы непрерывного образования в целом, специфика деятельности обучающегося и педагога определяются конструктами учета нормального распределения способностей и приоритетов развития в социальном, образовательном и профессиональном направлениях.
Узкий: процесс оптимизации качества деятельности педагогов и образовательных учреждений по целенаправленному и ситуативному включению и коррекции качества модели развития личности в конструкте хочу, могу, надо, есть, особенности которой являются следствием учета нормального распределения способностей и приоритетов в обществе.
Локальный: процедура и продукт включения личности обучающегося в систему развития, социализации, самореализации, особенности которых повышаются за счет оптимизации деятельности всех педагогов образовательного учреждения, гибкости реализуемых моделей и технологий, адаптивного или адаптированного дидактического материала, специфики учета позитивного выбора обучающимся направления и направленности развития, модели успешности личности в деятельности и получения обучающимся в данной практике позитивных эмоций и формируемых социальных смыслов.
Адаптивный: продукт гуманизации современного образования новыми практиками и технологиями фасилитации и защиты обучающегося от неблагоприятного влияния неустанного повышения уровня дидактического знания в реализации идей возрастосообразности и учета нормального распределения способностей и здоровья обучающихся определенной выборки или генеральной совокупности.
Адаптивно-акмепедагогический: реализуемая в образовательной организации модель оптимизации качества развития личности обучающегося в системе приоритетов функционирования образовательной организации и особенностей выполнения ФГОС как показателя успешности решения задач развития личности с учетом потребностей и особенностей развития в системе непрерывного образования.
Персонифицированный: метод гибкого решения задач оптимизации качества и продуктивности развития личности в образовательном пространстве школы, уточняющий действия и деятельность педагогов, родителей, обучающихся в детализации успешного персонифицированного нахождения хотя бы одного решения задачи в конструкте хочу, могу, надо, есть для обучающегося, включенного в активный поиск наиболее удобных и гуманно реализуемых возможностей становления личности в деятельности и общении.
Унифицированный: технология повышения качества и возможностей акмеперсонификации развития личности обучающегося в иерархии регламентируемых ФГОС возможностей и приоритетов, качество функционирования определяемой технологии уточняются в модели учета нормального распределения способностей и возрастосообразной модели развития личности в системе непрерывного образования.
Здоровьесберегающий: способ осуществления и контроля, фасилитации и оптимизации качества включения личности обучающегося в социально-образовательное пространство, располагающее потенциалом акмеверификации и системной интеграции (антропологически и ноосферно уточняемых) всех звеньев развития личности обучающегося в современной культуре, науке, образовании и пр.
Гуманистический: процесс самоорганизации качества включения личности обучающегося в систему учебно-образовательной деятельности и воспитательно-образовательных и организационных отношений, располагающих личность к определению и уточнению направления развития и социализации, востребованности личности в социальном и образовательном поле выстраиваемых личностью и обществом приоритетов, условно детализируемых через конструкт хочу, могу, надо, есть, где качество решений определяется внутренними возможностями личности и специально создаваемыми педагогическими условиями оптимизации качества развития личности обучающегося в ресурсах описываемого и уточняемого процесса.
Педагогическая поддержка обучающегося
Широкий смысл: система стимулирования мотивации развития личности, имеющей потребности в фасилитации материала, помощи в унификации, алгоритмизации, оптимизации, рационализации, детализации, разучивании, повторении способов решения задач деятельности и развития, корректирует качество выявления и уточнения основ, способов, приоритетов и продуктов развития в конструкте хочу, могу, надо, есть, гарантирует успешное включение личности в различные направления социального, образовательного, профессионального поиска и решения задач самореализации и самоутверждения, общения и сотрудничества.
Узкий: процесс создания объективно комфортных условий для развития личности, гарантирующий своевременное и персонифицированное подкрепление опыта
положительной социальной, образовательной, профессиональной практики сотрудничества и самовыражения, роста и самоутверждения.
Локальный: процедура уточнения возможностей решения задачи в конструкте хочу, могу, надо, есть, раскрывающая направленность помощи и успешность оказания или содействия поиску необходимых дидактических, образовательных, интеллектуальных, психосоциальных и прочих средств оптимизации качества включения личности в деятельность и общение, от особенностей которых зависит и качество всех составных развития и личности, и общества.
Адаптивный: продукт адаптивного выбора личностью методов и средств, форм и технологий социального, образовательного и профессионального развития, гарантирует определенное качество решения задач того или иного типа, создает предпосылки к переходу от одного уровня знаний к другому, более качественному по типу, способам оптимизации решений и получаемых по качеству продуктов.
Адаптивно-акмепедагогический: модель генерации и использования различных методов, форм, технологий и педагогических условий включения личности с определенными потребностями (в генеральной совокупности потребностей и способностей справедлив закон нормального распределения способностей и потребностей, здоровья и достижений, возможностей и пр.), использование которой в деятельности педагога позволеют повысить качество включения обучающегося в систему выделенных приоритетов и решаемых задач ФГОС, уровня и качества культуры и науки, образования и досуга, саморелаксации и рефлексии и пр.
Персонифицированный: метод оптимизации выбора условий развития личности обучающегося в деятельности и общении в образовательном пространстве образовательной организации, сохраняет в деятельности педагога успешность решения задач гуманизации современного образования и профессиональных отношений.
Унифицированный: технология деятельности работников системы образования в обеспечении качества образовательных услуг обучающемуся определенного уровня развития и сформированных интеллектуальных потребностей, персонифицированного проектирования будущего личности на плоскость системы непрерывного образования, профессиональных отношений и социальных норм общения и самовыражения, самореализации и самоутверждения через социально востребованные продукты деятельности или реализованные идеи гуманизма.
Здоровьесберегающий: способ оптимизации качества развития личности, в структуре которого доминирующим фактором и конструктом самоорганизации является здоровье, предопределяющее успешность уточнения основ развития личности в конструкте хочу, могу, надо, есть, реализацию надлежащего качества педагогических условий оптимизации включения личности в социальное, образовательное, профессиональное пространство.
Гуманистический: продукт эволюции идеи развития личности с учетом всех варьируемых и целенаправленно изменяемых во времени составных достигнутого уровня и потенциально возможного уровня развития личности, где качество изменений во внутреннем мире личности обучающегося, возможность пополнения новообразованиями развития и его успешность становления зависят от возможности качества описываемого явления и в конечном счете от педагогической деятельности всех педагогов образовательной организации.
Модели реализации доступной образовательной среды в образовательной организации
Модели реализации доступной образовательной среды в образовательной организации – идеальные конструкты и системы идеально воспроизводимых условий и технологий развития личности обучающегося в иерархии выделяемых противоречий развития личности и возможностей социально-образовательного пространства, располагающего различными конструктами и средствами стимулирования развития личности и качества включения личности в социальные и образовательные отношения, антропологически детализирующие успешность функционирования государства и мирового пространства экономики, образования, труда и пр.
Адаптивно-функциональная модель: функционирование доступной образовательной среды в образовательной организации определяется условиями адаптации личности, ее успешными способами включения в те или иные приоритеты деятельности, возможности решения задач развития в контексте создаваемых педагогических условий, специфика детализации которых зависит от условий обучаемости личности и определяемых затрат на функционирование удобного и надежного помощника обучающегося в социальном пространстве за счет создаваемых продуктов и технологий развития личности с определенным уровнем сформированности и формирования способностей.
Адаптивно-игровая: в структуре адаптации и игры происходит включение личности обучающегося во все отношения, которые существуют в образовательной организации, дидактические игрушки помогают обучающемуся повысить качество решения задач учебной деятельности и самореализации в выделанной плоскости выбора и приоритетов развития общества, например ФГОС.
Адаптивно-продуктивная: через адаптацию и адаптивный путь развития личности создают условия перехода личности на уровень персонифицированной продуктивности; данная модель может быть реализована в частных школах за счет индивидуализации обучения и персонификации включения личности в социально-образовательное пространство.
Уровневая: за счёт создаваемых в проектах уровнях развития личности обучающегося создаются потенциальные возможностей акместановления личности через деятельность и общение; качество такого рода моделей определяется в преемственности данных уровней, например, дошкольные образовательные учреждения для слабослышащих, школы-интернаты для слабослышащих, система среднего профессионального образования для слабослышащих, приоритетные возможности выбора личностью вуза, позволяющего получать надлежащего качества образование, с последующим трудоустройством и поддержкой личности молодого специалиста.
Адаптивно-акмепедагогическая: в процессе адаптации личности к условиям развития и самореализации в системе образования определяются педагогические способы оптимизации нахождения у личности «акме», стремление к высоте которого в педагогике уточняются традиционными и инновационными методами, конструктами и технологиями педагогической деятельности и педагогической поддержки.
Синтезированная по потребностям личности обучающегося: гибкая система самоорганизации качества развития личности обучающегося в образовательной организации, все составные конструкты которой направлены только на удобство включения в деятельность и оптимальное самочувствие конкретной личности и контурных ситуативных, целенаправленных и долговременных условий развития личности в процессе создаваемой социально-образовательной среды, направляющей все свои силы на решение задач гуманистического выбора личностью составных развития хочу, могу, надо, есть, примером данной практики могут быть индивидуальные, возрастосообразные образовательные траектории.
Потенциальные и реализуемые решения задач развития личности в доступной образовательной среде могут быть определены или уточнены в конструктах различных педагогических средств, методов и технологий, раскрывающих тонкости педагогической деятельности в контексте современных положений развития личности, особенности которых уточняются на основе психокоррекции, психодидактики, психологии и педагогики развития, социальной педагогики и социальной психологии. В данном направлении выделим составные данного поиска через принципы, формы реализации, методы организации, педагогические условия доступной образовательной среды в образовательной организации или педагогические условия оптимизации качества развития личности обучающегося в доступной образовательной среде.
Принципы реализации доступной образовательной среды в образовательной организации
Принципы реализации доступной образовательной среды в образовательной организации – словесно-логические модели реализации функционирования доступной образовательной среды в образовательной организации, определяемые и уточняемые в оптимальной форме, особенности которой в системе выделенных конструктов государственного, регионального, муниципального, персонифицированного и прочих уровней повышают качество решения задач деятельности педагога и обучающегося:
принцип адаптации личности обучающегося к образовательной среде, особенности которой построены в соответствии с возможностями самоорганизации качества учета составных развития в конструкте хочу, могу, надо, есть;
принцип фасилитации развития личности через социально значимые и персонифицированно
популяризуемые способы и технологии деятельности в образовательной организации;
принцип персонифицированно зависимой педагогической поддержки обучающемуся, уточняющий систему конструктов развития и саморазвития хочу, могу, надо, есть;
принцип диалектического учета условий, способов, методов, средств и технологий обучения в системе реализуемых моделей адаптивного обучения и адаптированных программ обучения;
принцип самоорганизации качества выбора средств, методов и технологий педагогической деятельности в структуре учета нормального распределения способностей обучающихся и их возможностей уточнения моделей социализации и самореализации, сотрудничества и самовыражения;
принцип единства воспитания, обучения, просвещения, социализации, адаптации в структуре развития личности;
принцип единства деятельности педагогов и родителей обучающихся в структуре реализации условий продуктивного решения задач развития, социализации, самореализации;
принцип опоры на положительное в развитии обучающегося как личности;
принцип гуманизма и здоровьесбережения в решении задач оптимизации качества реализации доступной образовательной среды в образовательной организации;
принцип научности и достоверности в оптимизации качества реализации доступной образовательной среды в образовательной организации;
принцип устойчивости развития личности в деятельности и общении, в коллективе и самовыражении, самоактуализации и самоутверждении и пр.
Формы, методы организации доступной образовательной среды, условия оптимизации качества развития личности
Формы реализации доступной образовательной среды в образовательной организации – организационные мероприятия, в структуре которых определены основы и качество решения задач развития личности через системность и всеобщность средового подхода к развитию личности, гарантирующих успешность и доступность получения всех необходимых образовательных услуг и удовлетворения всех гносеолого-
деятельностных потребностей развивающейся личности. К таким формам относятся всевозможные возрастосообразные дидактические и интеллектуальные игры; психорелаксационные беседы; адаптивные формы самопрезентации и самовыражения на уроках и внеурочное время; возрастосообразные праздники, конкурсы и смотры и пр.
Методы организации доступной образовательной среды в образовательной организации – пути, способы включения личности в систему сосуществования личности обучающегося в образовательной организации благодаря созданным средствам развития и социализации, самореализации и самоактуализации личности.
Педагогические условия оптимизации качества развития личности обучающегося в доступной образовательной среде – совокупность доминирующих положений, системность составления которых позволяет повысить качество решения задач развития личности обучающегося в доступной образовательной среде и через ее продукты самоорганизации:
создание системы приоритетов и целедетерминированных способов оптимизации качества постановки и решения задач хочу, могу, надо, есть в системе учета всех составных развития личности и нормального распределения способностей и здоровья обучающихся в образовательной организации;
популяризация идей и ценностей гуманизма и здоровьесбережения, самовыражения и самосовершенствования, общения и сотрудничества, поддержки и взаимопомощи;
единство и акмеперсонификация деятельности педагогов, психологов, медицинских работников и родителей обучающихся;
стимулирование педагогического коллектива к обновлению средств и методов, форм и технологий развития личности обучающегося в доступной образовательной среде;
внедрение в работу образовательной организации портфолио обучающегося как продукта и решения адаптивного обучения и самоанализа качества решения задач деятельности и общения и пр.
Заключение
Качество включения личности обучающегося в процесс развития и получения образования в образовательном учреждении определяется на различных составных реализуемой обучающимся деятельности – самочувствии обучающегося, желании учиться, общаться в школе, желании быть включенным в коллективные мероприятия, посещать театр, смотреть новые спектакли, слушать музыку, помогать соклассникам, обучающимся, родителям и педагогам, посещать школьную библиотеку, участвовать в делах школы и пр.
Современная педагогика определяет возможность построения социально-образовательных мероприятий и технологий взаимодействия с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на основе новых достижений, гарантирующих личности поэтапное достижение персонифицированно доступных и социально востребованных результатов на протяжении всего периода развития личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.
Доступная образовательная среда и педагогическая поддержка обучающегося – два конструкта и продукта современного развития и образовательного выбора, раскрывающих особенности современного сосуществования личности и общества в двух взаимодополняемых и многофункциональных направлениях развития – личность для общества и общество для личности.
1. Абашина Н. Н. Педагогическая поддержка как гуманная технология развития личности // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2012. Т. 9. № 11. С. 10–13.
2. Албитова Е. П. Современное звучание понятия «педагогическая поддержка» в образовании // European Social Science Journal. 2013. № 4. С. 28–34.
3. Гапиенко Т. А., Козырев Н. А., Митькина Е. В. Педагогическая поддержка и фасилитация в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 5–10.
4. Герман Ю. Л. Сущность понятия «педагогическая поддержка» // Актуальные проблемы современной науки. 2011. № 4. С. 79–83.
5. Губанова А. В. Педагогическая поддержка становления и развития в образовательном процессе // Омский научный вестник. 2006. № 7. С. 301–305.
6. Козырева О. А., Козырев Н. А., Свинаренко В. Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов. М.: МИФИ, 2017. 400 с.
7. Коновалов С. В., Козырев Н. А., Козырева О. А. Теоретизация в педагогической науке: общенаучный и общепрофессиональный аспекты // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4. С. 376–385. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.45.409
8. Гутак О. Я., Козырев Н. А., Козырева О. А. Профессионализм личности как продукт персонификации развития и непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 1. С. 10–14. DOI:10.21603/2542-1840-2018-1-10-14
9. Митькина Е. В., Сорокин С. В., Свинаренко В. Г. Педагогическая поддержка обучающегося: модели и технологии. М.: МИФИ, 2017. 120 с.
10. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования. М.: МИФИ, 2014. 92 с.
11. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 152–156.
12. Туманова Т. Н., Козырев Н. А., Митькина Е. В. Педагогическая поддержка как модель и продукт педагогической деятельности и непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 25–30.
13. Щур Е. Д. Педагогическая поддержка в поликультурном социально-воспитательном пространстве // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 470–475.
14. Kozyreva O. А., Kozyrev N. А., Boikova I. V., Gutak O. Ya. Models and ways of developing self-study culture of college students // Mechanics, Materials Science & Engineering (MMSE Journal). 2018. Vol. 17. DOI: 10.2412/mmse.34.90.847