, Россия
В статье рассмотрены проблемы языков и культур коренных малочисленных народов Севера в аспекте социальной коммуникации. На результатах научных исследований, проводимых в ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», обосновывается актуальность трехступенчатой модели формирования идентичности у детей народов Севера, реализуемой в рамках учебного предмета (курса) «Культура народов Севера».
язык, культура, коммуникация, коренные народы, идентичность, учебные курсы
1. Донской Ф.С. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока во второй половине XX века.– Новосибирск: Наука, 2006. – Т.3. – 427 с.
2. Иванова А.В. Формирование культурной идентичности у детей народов Севера // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. - №8 (197). – С. 28-33.
3. Никитина Р.С. Кочевые школы как предвестники грядущих достижений традиционного уклада жизни арктических и северных этносов //Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография. – Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. – С. 101-112.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 года №1792-р «Об утверждении плана реализации в 2016-2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» // http://government.ru/docs/24308 (по состоянию на 12.02.2019)
5. Указ Президента Российской Федерации №703 от 06.12.2018 г. «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации № 1666 от 19.12.2012 г.» // http://base.garant.ru/182356/#ixzz5dOKiCTK4 (по состоянию на 23.01.2019).
6. Федеральный закон от 20 июля 2000 года №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г., 28 декабря 2013 г., 27 июня 2018 г.) // http://base.garant.ru/182356/#ixzz5dOKiCTK4 (по состоянию на 13.02.2019).
7. Федеральный закон от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru/180406/#ixzz5dOKiCTK4 (по состоянию на 15.02.2019).
8. Grenoble Lenore. Language Policy in the Soviet Union. Kluwer Academic Publishers, 2003. – 210 с.
9. Lin, Angel M. Y. ed. 2008. Problematizing identity: everyday struggles in language, culture, and education. New York: Lawrence Erlbaum Associates.
10. Michael Krauss. 1992. Language The world's languages in crisis, volume 68, number 1. Р.4-10.
11. 2019 International Year Of // https://en.iyil2019.org/ (по состоянию на 22.04.2019).