, Россия
В статье обсуждается проблема изменения языковой нормы и его последствий на примере современного английского языка как языка международного общения. Целью работы является выявление причин языковых девиаций с акцентом на анализе языковых ошибок и их влияния на эффективность англоязычной коммуникации. Доказывается с привлечением обширного эмпирического материала, что любые языковые инновации обусловлены системно-структурной и функционально-прагматической вариативностью / нестабильностью английского языка и связаны с когнитивно-личностными и социокультурными эволюционными процессами. Проводится анализ речевых ошибок, выявляются источники их появления, обсуждаются пути их распространения, адаптации, хабитуализации, легитимизации и нормирования, а также степень влияния этих процессов на англоговорящего человека и общество в целом. Особое внимание уделяется мультилингвальной интерференции и нормотворчеству авторов Интернет текстов. Было выявлено, что четкую границу между ошибками и языковыми инновациями сегодня провести нельзя. Принципы, определяющие переход ошибки в норму, претерпевают изменения: «авторитетность», «кодификация» и «одобрение» играют и сегодня важную роль, тогда как «демографический» и «географический» принципы теряют свою значимость. Коммуникация в Интернет-пространстве часто профилирует процессы нормирования. Степень принятия/непринятия инновации сегодня зависит и от принципа «виртуальной валидности». Делается вывод о том, что статус английского языка как языка международного общения ведет к значительным преобразованиям в его нормативной системе, однако это не ухудшает его, но видоизменяет, позволяя людям во всем мире выстраивать эффективную межкультурную коммуникацию, используя различные «английские языки», наиболее адаптированные к потребностям говорящих и пишущих на нем людей.
английский язык, интернет-коммуникация, вариативность в языке, нормотворчество, языковые ошибки, неологизмы
1. Кочетова М.Г. Вариативность в современном английском языке : Единство и множественность форм [Текст] / Кочетова М.Г. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 4. Ч. 2. – С. 103–108.
2. Николаева Н.Н. Анализ редуцированных форм в письменной коммуникации студентов на английском языке [Текст] / Н.Н. Николаева // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения : сб. матер. VIII Межд. науч. конф. Москва, РУДН, 2018 г. – Москва, 2018. – С. 116–119.
3. Николаева, Н.Н. Вариативность англоязычной научно-технической терминологии как отражение динамики научных знаний (когнитивный подход) [Текст] / Н.Н. Николаева // Вестн. Моск. Гос. Обл. ун-та. Сер. Лингвистика. – 2016. – № 3. – С. 200–209.
4. Николаева, Н.Н. Функционирование неопределенно-личных местоимений somebody и someone современном английском языке: биокогнитивный подход [Электронный ресурс] / Н.Н. Николаева // Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Языкознание. – 2014. – № 2(16). – С. 2-23. URL: http://hmbul.bmstu.ru/search/author/199/page1.html.
5. Языкознание. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред. В. Н. Ярцева. – М. : Большая российская энциклопедия, 2000. – 688 c.
6. Birnstengel, G. Is Trump making older people look bad? [Electronic resource] / G. Birnstengel. – 2017. – Dec 13. – Available at: https://www.marketwatch.com/story/.
7. Butler, R. N. Age-ism: Another form of bigotry [Text] / R. N. Butler // The Gerontologist. – 1969. – No 9(4). – P. 243-246.
8. COCA [Electronic resource] / The Corpus of Contemporary American English. Available at: www.americancorpus.org/ (accessed data: 10.02.2019).
9. Crystal, D. A Defence of Grammar [Text] / D. Crystal // Times Educational Supplement. – 2016. – 3 June. – P. 26-32.
10. Crystal, D. Language and the Internet [Text] / D. Crystal. – Cambridge : Cambridge University Press, 2004. – 272 p.
11. English Language Learners Stack Exchange [Electronic resource] // Website. – Available at: https://english.stackexchange.com /questions/124904/ (accessed data: 10.02.2019).
12. English language spelling reform [Electronic resource] // Wikipedia. The Free Encyclopedia. Available at: http://en.wikipedia.org/ (accessed data: 10.02.2019).
13. Farrell, T.C., Martin, S. To Teach Standard English or World Englishes? A Balanced Approach to Instruction [Text] / T.C. Farrell, S. Martin // English Teaching Forum. – 2009. – No 2. – P. 2-9.
14. Harrison, K.D. When Languages Die: The Extinction of the World’s Languages and the Erosion of Human Knowledge [Text] / K.D. Harrison. – Oxford : Oxford University Press, 2007. – 304 p.
15. Huddleston, R., Pullum, G. Students’ Introduction to English Grammar [Text] / R. Huddleston, G. Pullum. – Cambridge : Cambridge University Press, 2005. – 208 p.
16. Hult, C.A. The Handy English grammar answer book [Text] / C.A. Hult. – Detroit : Visible Ink Press, 2016. – xii, 419 p.
17. Kirkpatrick, A. World Englishes: Implications for International Communication and English Language Teaching [Text] / A. Kirkpatrick. – Cambridge : Cambridge University Press, 2007. – 257 p.
18. Michael K. Languages after Brexit: how the UK speaks to the world [Text] / K. Michael (eds.). – UK : Palgrave Macmillan, 2018. –277 p.
19. Makino, S. Promotional Flyer for a New Book [Text] / S. Makino. – UK : Princeton, 2004. – 201 p.
20. Milroy, J., Milroy L. Authority in Language. Investigating Language Prescription and Standardization [Text] / J. Milroy, L. Milroy. – UK : London, 1985. – 169 p.
21. Paton, G. University students cannot spell [Electronic resource] / G. Paton // Daily Telegraph. – 2008. – August 6. – Available at: http://www.telegraph.co.uk/news.
22. Personal City [Electronic resource] // Website. – Available at: http://personal.cityu.edu.hk/~encrproj/dangling (accessed data: 10.02.2019).
23. Reverso Context [Electronic resource] // Website. – Available at: https://context.reverso.net (accessed data: 10.02.2019).
24. Seargeant, P., Swann J. English in the world: history, diversity, change [Text] / P. Seargeant, J. Swann (eds). – UK : Routledge, 2012. – 389 p.
25. The Routledge Handbook of Language and Digital Communication [Text] / A. Georgakopoulou, T. Spilioti (eds). Series : Routledge Handbooks in Applied Linguistics. – UK : Routledge, 2016. – 448 p.
26. Thurlow, C. Generation Txt? The sociolinguistics of young people’s text-messaging [Electronic resource] // Discourse Analysis Online, 2003. – Available at: http://extra.shu.ac.uk/daol/articles/ (accessed data: 10.02.2019).
27. Trudgill, P., Hannah J. International English : A guide to varieties of standard English [Text] / P. Trudgill, J. Hannah. – London : Hodder Education, 2013. – xiv, 160 p.