, Россия
Проведение ролевых игр развивает способности к организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности в области профессионального образования. В статье дается определение ролевой игры, ее сценарных особенностей, методической направленности. Также выявляется ее отличие от деловых игр. Автор приводит описание и анализ нескольких ролевых игр, которые можно проводить на раннем этапе изучения языка с целью языковой профессионализации. Отбор материала для игр подразумевает как лексические единицы, необходимые для лингвокультурной коммуникации, так и грамматические правила, помогающие освоению заданной темы. Для анализа результатов автор статьи использует данные анкетирования, проведенного среди студентов, принимавших участие в игре. На основе этих данных построены диаграммы, демонстрирующие готовность студентов к работе с итальянскими партнерами и в поликультурной среде. Диаграммы показывают общий рост уверенности студентов в своих навыках делового общения с иностранными партнерами. Знание профессионального дискурса и умение с ним обращаться снимает стресс, способствует личностному развитию. В конце автор статьи делает вывод, что применение ролевой игры в качестве продуктивной современной технологии для обучения экономистов-международников иностранному языку на раннем этапе способствует развитию профессиональных компетенций.
ролевая игра, профессиональный дискурс, профессиональная языковая подготовка, профессиональные компетенции, ранняя языковая профессионализация
1. Воевода Е.В. Проблемы и факторы эффективной профессиональной языковой подготовки // Человеческий капитал. 2017. № 9 (105). С. 39-42.
2. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. Livingstone C. Play in Language Learning (на англ. яз.)/ Предисл. и приложение Н.И. Гез. М., 1988. 127 с.
3. Ментс Морри ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. СПб., 2001. 208 с.
4. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М., 2008. 368 c.
5. Слезко Ю. В. Стратегии овладения иноязычным профессиональным дискурсом сферы туризма (английский язык, неязыковой вуз): монография. Москва, 2017. 160 с.
6. Торкунов А.В. По дороге в будущее – 2 / А.В. Торкунов; отв. ред. А.В. Мальгин. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2015. 648 с.
7. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М., 2009. 176 с.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 360.
9. Энциклопедический словарь по педагогике и психологии [электронный ресурс] URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru (дата просмотра 21.02.2018).