ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: АКСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проанализирован ценностный, методологический и дидактический потенциал дисциплины философия хозяйства. Авторы актуализируют проблему включения в образовательные программы экономических и управленческих специальностей новой дисциплины – философии хозяйства – как интегративной и системной, формирующей универсальные и профессиональные компетенции выпускников. Данный курс, по мнению авторов, будет сочетать учебную и научную направленность при изучении мировоззренческих, нравственных и культурологических аспектов хозяйства в условиях различных исторических моделей и экономических практик. Особый акцент в преподавании дисциплины будет сделан на таких важных в хозяйственном развитии неэкономических факторах, как духовность, мораль, нравственность, религия, культура интеллект, образование, этика, формирующих человеческий капитал современного специалиста в агросфере. Изучение философии хозяйства в целом и конкретных ее модальностей в частности дает ключ к пониманию дальнейших направлений и способов совершенствования всей экономики, а также системы социального партнерства в современном российском обществе. Особенностью использования человеческих и интеллектуальных активов в третьем тысячелетии становится то обстоятельство, что акцент в хозяйственной жизнедеятельности все в большей степени переносится на совместную работу, поощрение личной заинтересованности и ответственности, развитие социального творчества и самореализацию креативного потенциала личности. В рамках научной и учебной дисциплины философия хозяйства возможно анализировать и переосмысливать институциональные основания развития современного общества, его политической, экономической и культурной жизни в контексте разворачивающегося глобализма, технотронного характера самой цивилизации, постиндустриального характера современной экономики, современной информационной революции и перехода к новому технологическому укладу.

Ключевые слова:
философия хозяйства, ценности, экономическое образование, экономическая культура, универсальные и профессиональные компетенции выпускников аграрных вузов.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Введение

Экономическое образование в современных условиях играет важную роль для формирования грамотного и компетентного специалиста, сочетания профессиональных и экономических знаний на разных видах и уровнях высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) [1]. Однако в последнее время наметился негативный тренд лишения аккредитации экономических специальностей аграрных вузов как «непрофильных». Такая ситуация уже в скором времени может привести к дефициту высококвалифицированных экономистов и менеджеров в отечественном аграрно-промышленном комплексе, поскольку выпускники элитных экономических университетов не едут работать по специальности на село и не подготовлены к работе на сельскохозяйственных предприятиях, не знают специфики аграрного труда. Переход от стратегии импортозамещения к экспортному ориентированию сельского хозяйства детерминирует потребность усиления аграрного сектора страны менеджерами, экономистами со специализированной подготовкой для работы в АПК.

В данной статье мы хотим поразмышлять о возможностях введения в образовательные программы экономических специальностей в аграрных вузах дисциплины философия хозяйства, как ценностного основания профессионального поведения будущих специалистов АПК. Важнейшим основанием высшего экономического образования в аграрном университете выступает его интегративный характер. Это значит, что, наряду с собственно экономическими предметами, необходимо развивать и укреплять межпредметные связи, ввести в учебные планы интегративные дисциплины, такие как философия хозяйства, аграрная аксиология, хозяйственная антропология, социология села, культура аграрного труда, менеджмент биотехнологий, хозяйственная этика и др. Среди всего перечня дисциплин особое место принадлежит, на наш взгляд, дисциплине философия хозяйства как интегративной методологической и ценностной основе формирования современных специалистов для сельского хозяйства.

Цель и методика исследований

В работе использованы диалектический, структурно-функциональный, программно-целевой, историко-ретроспективный и герменевтический методы исследования. Предметом изучения являются принципы интегративности и проблемности в системе современного высшего экономического образования в вузах аграрного профиля. Объектом исследования выступает современное состояние, содержание и возможности высшего экономического образования в Российской Федерации.

Результаты исследований

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования высшего экономического образования в аграрных вузах на принципах объединения ресурсов и усиления межпредметных связей дисциплин образовательной программы «Экономика АПК». Одной из дисциплин, составляющих теоретико-методологическое и ценностное основание данной образовательной программы, может выступить, по нашему мнению, философия хозяйства, что не только повысит уровень профессиональной и нравственной культуры выпускников аграрных вузов, но и станет квинтэссенцией развития агронауки [2].  

Дело в том, что в философии отражается мировоззрение людей. Соответственно, теоретико-методологические основания экономического образования неразрывно связаны с мировоззренческими ориентациями в самом обществе, с общественным сознанием и общественной психологией.

Проблема изучения философии хозяйства, в частности его ценностных оснований, представляет собой значительный теоретический и практический интерес для понимания истории экономической мысли [3]. В результате реформ в последние десятилетия в нашей стране сложилась принципиально новая модель хозяйства – рыночная экономика. Но ее ценностная трансформация еще далеко не завершена. В связи с этим становятся необходимыми разработка и реализация новых ценностных систем и приоритетов, новых социальных норм в хозяйственной сфере человеческой деятельности. Эта задача является крайне сложной, поскольку сама экономика – это многофакторная и очень высокорисковая система [4].

В контексте совершенствования системы высшего образования необходимо заметить, что решение этой задачи невозможно осуществить без формирования у учащихся нового типа экономического мышления и экономического сознания. А это, в свою очередь, требует серьезных педагогических усилий и глубоких мировоззренческих изменений как у преподавателей, так и у студентов.

В меняющейся хозяйственной практике человека меняются и правила его поведения. Поэтому актуальным становится научное переосмысление таких основных понятий хозяйственной деятельности человека, как рынок, конкуренция, труд, стоимость, капитал, богатство, благосостояние и т. д. Изначально их понимание складывалось в принципиально других условиях, чем сейчас (натуральное хозяйство, простое товарное производство, отсутствие государственно-монополистического капитализма, неразвитость крупной промышленности, слабость конкуренции и т. д.). Сегодня интерпретация данных понятий и категорий часто просто не соответствует требованиям времени. Как и прежнее понимание сущности и роли основных принципов хозяйствования, или, выражаясь современным языком, «правил игры» (рационализм, прагматизм, гедонизм, эгоизм).

Серьезной верификации в современных условиях подвергаются и такие экономические ценности, как экономическая свобода, социальное равенство, социальная справедливость, социальная безопасность, общественная полезность, социальная и экономическая эффективность.

Более того, особую роль в хозяйственном развитии сегодня играют неэкономические факторы, такие как духовность, мораль, нравственность, религия, культура интеллект, образование, этика [5].

Эти имплицитные (не видимые на поверхности) факторы иногда называют «нематериальным активом» или «нравственным», «социальным», «человеческим», «интеллектуальным» капиталом [6]. Можно констатировать, что девальвация такого капитала ведет к вспышкам агрессии и негативным процессам в экономике. И наоборот, рост названных «нематериальных» ценностей благотворно сказывается на всей социально-экономической жизни общества в целом.

В системе высшего аграрного образования нашей страны в рамках интегративного и проблемного подхода представляется крайне актуальным и полезным не просто изучение ценностных трансформаций современного хозяйства, но и осуществление осознанного ценностного самоопределения учащихся на основе изучения интегративного курса «философия хозяйства», а также формирования научного категориального мышления и современного типа экономического сознания будущих специалистов АПК.

Одним из первых на необходимость изучения мировоззренческих аспектов хозяйственной деятельности обратил внимание Г. Беккер, автор концепции «человеческого капитала». В настоящее время интегративные курсы по философии хозяйства и поведенческой экономике успешно читаются во многих университетах мира. Настало время перенять этот опыт и включить данный курс в образовательные программы экономических и управленческих специальностей (38 групп) для повышения качества экономического образования в аграрных вузах.

Изучение философии хозяйства в целом и конкретных ее модальностей в частности дает ключ к пониманию дальнейших направлений и способов совершенствования всей экономики, а также системы социального партнерства в современном российском обществе [7].

Особенностью использования человеческих и интеллектуальных активов в третьем тысячелетии становится то обстоятельство, что акцент в хозяйственной жизнедеятельности все в большей степени переносится на совместную работу, поощрение личной заинтересованности и ответственности, развитие социального творчества и самореализацию креативного потенциала личности. Способность к сотрудничеству сама становится активом [8].

Эти обстоятельства требуют серьезной философской реконструкции и различных моделей социального взаимодействия в обществе: а) кооперации, б) партнерства, в) конкуренции, г) управления и самоуправления, д) сетевых моделей отношений и т. д. А также глубокого переосмысления категории труда и его видов (абстрактный, конкретный, творческий, рутинный, управленческий, исполнительский и т. д.) [9].

В рамках научной и учебной дисциплины философия хозяйства возможно анализировать и переосмысливать институциональные основания развития современного общества, его политической, экономической и культурной жизни в контексте разворачивающегося глобализма, технотронного характера самой цивилизации, постиндустриального характера современной экономики, современной информационной революции и перехода к новому технологическому укладу. Эти факторы, безусловно, влияют на процессы трансформации ценностей и их перерастания в нормы поведения людей.

Выводы. Рекомендации

Учитывая условия и состояние системы экономического образования в стране, сделаем вывод о том, что эффективный и подлинно научный системный анализ современных «институций» (ценностей и норм) и «институтов» (социальных образований, деятельность которых детерминируется такими ценностями и нормами), может быть только междисциплинарным. Именно таким интегративным и междисциплинарным характером отличалось когда-то отечественное (советское) образование, которое считалось одним из лучших в мире [10].

До тех пор, пока каждая научная дисциплина (будь то экономическая теория или антропология, юриспруденция или психология) будут пытаться самостоятельно (и изолированно друг от друга) осмысливать эти глубинные и сложные институциональные основания человеческой жизнедеятельности – до тех пор интегрированная, синергетическая сущность институциональных оснований будет ускользать от нашего внимания и понимания. И до тех пор будет сохраняться релятивизм в сознании и осознании экономической реальности.

Философия хозяйства как интегрированная система философского, исторического, аксиологического, экономического и психологического концептов научного знания позволяет сформировать системное и ценностное видение такой хозяйственной реальности, а значит, в полной мере освоить те компетенции, которые присутствуют в современных образовательных стандартах.

Завершая статью, хотелось бы надеяться, что данная дисциплина будет включена в образовательную программу «Экономика АПК» в аграрном университете, что создаст синергетический эффект для развития экономических специальностей и аграрной науки в нашей стране.

Список литературы

1. Журавлева Л. А., Кружкова Т. И., Рущицкая О. А. Проблемы и инновационные технологии в преподавании экономических дисциплин // Аграрное образование и наука. 2016. № 5. С. 30.

2. Андрюхина Л. М., Гончаров С. З., Журавлева Л. А., Кислов А. Г., Попов А. Л., Попова Е. В., Попова Н. В., Реньш М. А., Ронжина Н. В. Креативно-антропологические основы подготовки педагогов профессионального обучения и развития в системе образования / Под ред. С. З. Гончарова, Е. В. Поповой. – Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2017. – 370 с.

3. Стожко Д. К., Стожко К. П. Историческое образование в России // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 11. С. 84–92.

4. Ха Джун Чанг. Как устроена экономика / Пер. с англ. – М. : Манн, Иванов и Фарбер, 2017. – 304 с.

5. Зарубина Е. В., Журавлева Л. А. Моральная экономика как ценностное основание крестьянского труда // Чаяновские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 45–50.

6. Тамбовцев В. Миф о «культурном коде» в экономических исследованиях // Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 36–44.

7. Абдуллаев Н. А. О., Астратова Г. В., Кусаинов Т. А., Мусина Г. С., Рущицкая О. А., Борзихина И. В., Благодатских В. Г., Коноплева Л. А., Ветошкин А. П., Пугин С. В., Воронин Б. А., Донник И. М., Лоретц О. Г., Кот Е. М., Жилина В. А., Князев В. М., Журавлева Л. А., Кружкова Т. И., Лавров В. Н., Михалев А. В. [и др.] Экономические реформы в России: к 110-летию аграрной реформы П. А. Столыпина. – Екатеринбург: Издательство Уральского ГАУ, 2017. – 508 с.

8. Александрова Н. А., Васильцова Л. И., Воронин Б. А., Воронина Я. В., Донник И. М., Журавлева Л. А., Митин А. Н., Михалев А. В., Набоков В. И. [и др.] Актуальные проблемы управления, экономики, культуры. – Екатеринбург : Издательство Уральского ГАУ, 2015. – 340 с.

9. Благодатских В. Г., Стожко К. П. К истории развития практики социального партнерства в России // Октябрь 1917 года: История и современность. К 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2017. С. 5–31.

10. Журавлева Л. А., Кожеурова Н. С. Гуманитарное образование в условиях кризисного социума // Креативные основы гуманитарного образования: сборник научных статей по материалам 10-й Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 56–64.

Войти или Создать
* Забыли пароль?