Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье рассматриваются особенности проведения контроля над выполнением творческих работ в начальной школе, обсуждаются проблемы их оценивания. Раскрывается потенциал уроков русского языка для становления умений младших школьников строить связное высказывание, развития у них навыков письменной речи, а также в целях формирования навыков самоконтроля и самооценки в процессе обучения написанию изложений и мини-сочинений. Предлагается практический материал творческого характера, способствующий совершенствованию языковой культуры младшего школьника.
младшие школьники; творческие задания; изложения; мини-сочинения; познавательная активность; построение связного высказывания; становление культуры письменной речи; контрольно-оценочная деятельность учителя; словесное оценивание; формирование способности к самоконтролю и самооценке
1. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа ХХI века». – М.: Вентана-Граф, 2017. – 63 с.
2. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Издатель Рассказов А.И., 2002. – 303 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 453 с.
4. Захарова А.В. Как формировать самооценку школьника? // Начальная школа. – 1992. – № 3. – С. 58–65.
5. Кузнецова М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 432 с.
6. Кузнецова М.И., Романова В.Ю. Методика формирования языковой функциональной грамотности младшего школьника / в сб.: «Функциональная грамотность младшего школьника»; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2018. – С. 30–78.
7. Ксензова Г.Ю. Уроки самоконтроля и самооценки // Директор школы. – 2001. – № 2. – С. 77–82.
8. Марков Н.С., Данилова А.Г. Тематический контроль: система оценки качества знаний учащихся // Управление современной школой. Завуч. – 2009. – № 7. – С. 40–53.
9. Никитина Е.Е. Творческие работы как основа интеграции языкового и литературного образования младших школьников / автореф. дис. … канд. пед. наук. – М.: МПГУ, 2007.
10. Петленко Л.В., В.Ю. Романова. Русский язык. Познавательные истории с заданиями: рабочая тетрадь № 1. 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 95 с.
11. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. 2–4 классы / 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 262 с.
12. Русский язык: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]; 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 192 с.
13. Русский язык: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]; 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 192 с.
14. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2016. – 224 с.
15. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 269 с.