ФГНБУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (кафедра по глобальному образованию, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается особенности педагогической системы М. Монтессори. Раскрывается значение ее системы для развития современного образования. Обращается внимание на предвзятость сложившегося в российской педагогике представления о методе М. Монтессори и риски его освоения в рамках отечественного педагогического и социокультурного контекста. Анализируются основные проблемы, связанные с применением метода Монтессори в отечественном педагогическом пространстве. Рассматриваются особенности методического и дидактического обеспечения педагогического процесса в классах Монтессори по разным возрастным группам. Вскрывается педагогический и психологический смысл деятельности педагога в классе Монтессори. Обсуждается и проблема подготовки педагогов для классов М. Монтессори и возможные реакции слушателей на шок от предлагаемого изменения профессиональных стереотипов.
помощь жизни, адаптация, социализация, развитие, подготовленная среда, презентация, свобода выбора, свободная работа, подготовленный учитель
1. Богуславский М.В., Сумнительный К.Е. Модернизация российского образования: проблемы и решения. Москва, 2004. – 220 с.
2. Богуславский М.В., Сумнительный К.Е. Педагогика "жизненного реализма". Педагогика. – 2009. – № 6. – С. 75–83.
3. Гессен С.И. Педагогические сочинения. Саранск. – 2003. – 564 с.
4. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. – М. 1920. – 304 с.
5. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. – М. 2009. – 288 с.
6. Орлов А.Б. Перестройка психолого-педагогической подготовки учителя. Педагогика. – 1998. – №1. – С. 16–26.
7. Российская педагогическая энциклопедия. Том 1. М. 1993. – 608 с.
8. Сороков Д.Г. Опыт подготовки Монтессори-учителей в России. Альманах МАМА. Выпуск 1. – М. – 1994, c. 163–168.
9. Стэндинг. Жизнь и творчество Марии Монтессори. С – Пб. 2012 – 476 с.
10. Сумнительный К.Е. Теоретическое осмысление и практика использования зарубежных педагогических систем в отечественном образовании второй половины XX в. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Институт теории и истории педагогики РАН. М., 2008. – 286 с.