Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Научная школа «Теория и технологии менеджмента» ( старший научный сотрудник)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
, Россия
В статье оцениваются последствия реформирования системы профессионального образования России и её влияние на качество подготовки выпускников. Необходимость изменений в системе образования обусловлена трансформацией экономики и развитием общества знаний. В работе проанализированы основные результаты реформ, проводимых с начала 200-х гг. Сделан вывод о том, что реформирование системы образования позволило учащимся более гибко приспосабливаться к конъюнктуре рынка труда. Отмечено, что в настоящее время присутствует разрыв между реальным наличием профессиональных кадров и их компетенциями и потребностями экономики. В статье подчеркивается, что введение двухуровневой подготовки для большинства гуманитарных и естественно-научных направлений оказалось оптимальным, но для ряда технических специальностей негативно сказалось на качестве подготовки. Авторами предложены направления дальнейшего реформирования системы профессионального образования в соответствие с требованиями рынка труда.
Болонский процесс, реформа, среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура
1. UH Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295, подпрограмма № 1 «Развитие профессионального образования».
3. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. – М.: КНОРУС, 2009. – 432 с.
4. Бордовский Г.А. Противоречия и парадоксы в развитии российской высшей школы на современном этапе // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 6. – С. 2–6.
5. Воробьева И.В. Парадоксы реализации принципов Болонского процесса в российском образовательном пространстве // Вестник Российского гуманитарного университета. – 2013. – № 2 (103). – С. 74–79.
6. Востриков В.Н., Лищук Е.Н., Савченко Н.В. Плюсы и минусы Болонского процесса в российском высшем образовании // Символ науки. – 2018. – № 8. – С. 51–59.
7. Гарнов А.П., Хлевная Е.А. Эмоциональный интеллект как основа формирования профессиональных компетенций студента // Вестник РЭА. – 2011. – № 4. – С.74–79.
8. Дружилов А.С. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. – 2010. – № 6. – С. 51–58.
9. Ильинский И.М. О российских образовательных реформах // Высшее образование для XXI века: VI Международная научная конференция. – М., 2009. – М.: Изд-во Московского гуманит. ун-та. – 2009. – С. 8–26.
10. Кому доступно высшее образование в России [Электронный ресурс] НИУ ВШЭ – Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/190611819.html.
11. Красинская Л.Ф. Тенденции развития профессионального образования в России // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития // Материалы 12-ой Международной научно-практической конференции (г. Казань, 17 мая 2018 года). – С. 245–249.
12. Либин И., Модесто С.В., Олейник Т. Болонский процесс: перспективы для России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 9. – С. 71–72.
13. Об утверждении концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] Правительство России – Режим доступа: http://government.ru/docs/16479.
14. Образование [Электронный ресурс] Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education.
15. Паспорт приоритетного проекта «Образование» [Электронный ресурс] Правительство России. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbjViodyObukhty.pdf.
16. Петров В.В. Модернизация российского общества: комплексный подход к реформе образования // Философия образования. – 2014. – № 2. – С. 64–73.
17. Плаксий В.И. Болонский процесс в России: плюсы и минусы // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 1. – С. 8––12.
18. Рабочая сила, занятость и безработица в России [Электронный ресурс] Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_61/Main.htm
19. Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт) [Электронный ресурс] Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. – Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/12464.pdf.
20. Старкова Е.В. Доступность высшего образования: оценка экспертов // ЖИСП. – 2006. – № 2.
21. Трудовые ресурсы [Электронный ресурс] Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#
22. Education at a Glance 2018 [Электронный ресурс] Organization for Economic Co-operation and Development – Режим доступа https://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2018_eag-2018-en