сотрудник
БГТУ им. Шухова (социологии и управления, доцент)
докторант
Курск, Россия
сотрудник с 01.01.2018 по настоящее время
, Курская область, Россия
сотрудник
, Россия
сотрудник
Курск, Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ОКСО 40.04.01 Юриспруденция
ББК 60 Общественные науки в целом
ББК 67 Право. Юридические науки
ББК 670 Общая теория права
ТБК 70 Общественные науки в целом
ТБК 75 Право. Юридические науки
BISAC LAW017000 Conflict of Laws
BISAC LAW106000 Defamation
Актуальность темы. Важнейшим компонентом общей части национальной безопасности является экономическая безопасность, которая имеет отношение к многим сторонам жизни государства, общества, экономики. Имеется тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национальных государственных структур. Рассмотрение обозначенной темы обусловлено прежде всего тем, что экономика является основой жизнедеятельности общества, государства, личности, устойчивого развития страны в целом. Цель: Рассмотреть подходы к понятиям «национальная безопасность» и «экономическая безопасность» и определить место экономической безопасности в рамках национальной безопасности. Задачи: объяснить понятия «экономическая безопасность» и национальная безопасность», рассмотреть взаимосвязь между данными определениями, исследовать «Стратегию экономической безопасности РФ». Методология. Применялись эмпирические и теоретические методы познания. В работе использовались методы научной абстракции, экономического анализа и синтеза. Результаты. Рассмотрена стратегия экономической безопасности РФ до 2030 года. Применительно к любой стране, важнейшим компонентом национальной безопасности является экономическая безопасность. В работах отечественных ученых часто из категории «безопасность» выводят термин «национальная безопасность» и «экономическая безопасность». Различие трактовок этих терминов можно объяснить тем, что сама категория «безопасность» определена неоднозначно, допускает разновидности толкования. Выводы. Сегодня не утратили свою актуальность взаимодействие экономической безопасности в рамках национальной безопасности, при этом их значение возрастает в связи с кризисными и поворотными явлениями в мировой экономике.
безопасность, экономическая безопасность, национальная безопасность, стратегия
Современный российский исследователь А.В. Копылов отмечает, что для понятия национальной безопасности всегда была свойственна внутренняя противоречивость[1].
Понятие национальной безопасности проходит эволюцию своего становления – от понимания его в узком значении, только в контексте военной и внешнеполитической безопасности государства и до более широкого современного понимания национальной безопасности, которое включает также множество других объектов (экологию, социальную стабильность, здравоохранение, культуру и др.).
Термин «национальная безопасность» представляет собой единство двух составляющих – безопасности и ее «национального» аспекта. Эти два элемента идеи национальной безопасности формировались не одновременно. Именно в результате объединения этих двух разных категорий возникает современная категория национальной безопасности, имеющая конкретное и оригинальное содержание.
Методология. В работе использовались методы научной абстракции, экономического анализа и синтеза.
Важной составляющей национальной безопасности является экономическая безопасность.
Албакин Л.И. под экономической безопасностью подразумевает особый набор условий, призванных оберегать от внешних и внутренних угроз хозяйство страны [2].
Сенчагов В.К. считает, что экономическая безопасность – это особое состояние экономики при котором она способна защищать свои жизненно важные интересы [3].
Помимо рассмотренных выше определений, примечательна трактовка А.И. Архипова, в соответствии с которой экономическая безопасность представляет собой способность экономики эффективно удовлетворять на национальном и международном уровне общественные потребности [4].
В соответствии с законами «О безопасности» и «О стратегическом планировании» подготовлена и утверждена президентская «Стратегия экономической безопасности РФ», рассчитанная до 2030 года. Стратегия введена в действие Указом Президента РФ № 208 от 13 мая.
Документ исходит из того, что в мире идут экономические войны: в нем перечислен ряд угроз, среди которых на первом месте стоит стремление развитых стран использовать свою экономическую силу во вред другим государствам. Среди других внешних угроз — создаваемые без участия РФ торговые блоки, спекулятивный иностранный капитал, информационная уязвимость банковской системы.
Внутренние угрозы – это низкий уровень инвестиций в реальный сектор, обусловленный как финансовыми причинами, так и недостаточной защитой собственности[5]. Из-за слабой инновационной активности в странеограничены масштабы несырьевого экспорта. Кроме этого, отмечаются высокие уровни коррупции и теневой экономики, недостаточно эффективноегосуправление. Названы также проблемы в области образования и медицины (образованию посвящен раздел документа), охарактеризованы как избыточные существующие (и по-видимому, продиктованные внешними обязательствами) экологические нормы, повышающие затратность производства.
Цели Стратегии: укрепление экономического суверенитета, экономический рост, связанный с поддержанием на мировом уровне научно-технического потенциала, развитие оборонной промышленности, повышение уровня жизни населения, то есть, низкий уровень жизни вошел в число проблем безопасности.
Направлений развития перечислено много.В основном сформулированы изменения вектора в тех сферах, где отмечены проблемы. Выделим основные:
- «оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки» с учетом задач развития;
- совершенствование госконтроля за иностранными инвестициями в компании, имеющие стратегическое значение;
- комплексная модернизация реального сектора экономики и формирование производственных кластеров, в том числе с льготным режимом;
- направления технологического развития, в том числе для преодоления «критической зависимости» от импорта;
- обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;
- совершенствование ответных санкций.
Стратегия предписывает снизить критическую зависимость национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках.
Документ предусматривает разработку ведомствами, в трехмесячный срок, собственных конкретных перечней мер в области экономической безопасности[6].
Предусмотрено также снижение доли иностранной валюты в российском хозяйственном обороте. Такая мера, как развитие инструментов инвестиционно-ориентированной финансовой политики, в том числе путем мобилизации накоплений, может предполагать развитие облигационного рынка[7]. В целом, на развитие финансовой системы в Стратегии делается упор. Как и на целом ряде мер по территориальному развитию. Концепция упоминает городские агломерации, предполагает выравнивание экономических условий, приоритетное развитие окраин страны, а также Севморпути, БАМа и Транссиба[8].
Результаты. Обсуждения. Выводы и рекомендации. Россия, согласно документу, будет выстраивать международно-правовую систему экономических отношений так, чтобы это отвечало ее интересам. Тут можно вспомнить пресловутую Европейскую энергетическую хартию, с ее неблагоприятными для нас аспектами, и констатировать, что действуя в рамках Стратегии, Российская федерация не будет подписывать такого рода документы, а кроме того, будет предлагать свои варианты изменений международно-правовых режимов[9]. Это очень важно, учитывая, например, «газовые споры» в ЕС, а также санкции.
Государство будет поддерживать российские не сырьевые компании с тем, чтобы они выходили на уровень глобальных лидеров. Таким образом, в частности, дополнительные перспективы появляются в работе Минэко по созданию «национальных чемпионов» из активно растущих в наукоемкой сфере компаний.
Для самых широких деловых кругов важно, что Стратегия постулирует снижение рисков предпринимательской деятельности, «связанных с использованием формальных поводов для ее остановки», а также борьбу с рейдерством и, конечно, коррупцией.
Кроме того, отмечена необходимость противодействия как иностранным попыткам участвовать в направленных против российского бизнеса схемах, так и спецслужбам других государств в их деятельности против стратегически важных отраслей, прежде всего оборонной, энергетической и транспортной[10].
Стратегия перечисляет элементы экономической безопасности, их названо в общей сложности 40 и предусмотрен мониторинг соответствующих показателей. Можно отметить, что в это число вошла денежная масса (М2), а также число бедных, индекс предпринимательской уверенности и конечно весь ряд основных показателей состояния экономики, таких как уровень ВВП и развитие отраслей, показатели внешней торговли и т. п.
Важен и сам факт, что экономика непосредственно увязана с безопасностью страны и понимается теперь как важнейший, обеспечивающий ее фактор (документ на эту тему был и раньше, с 1996 года, но как актуальный он не воспринимался). А значит, к управлению экономикой нельзя относиться пассивно, лишь наблюдая и прогнозируя пути и скорость ее развития, потому что к национальной безопасности так не относятся.
Заключение. Экономическая безопасность сегодня может трактоваться как способность органов государственной власти давать благоприятные для функционирования общества условия. В данном случае подразумевается обеспечение мер по защите от внутренних и внешних экономических угроз в рамках национальной безопасности.
"Исследование выполнено при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – докторов наук: «Исключительные права в европейской и восточноазиатской правовой традиции в XVII-XIX вв.» (МД-4949.2018.6)".
1. Копылов А. В. О генезисе и сущности понятия «национальная безопасность»/ А. В. Копылов // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. – 2015. – № 2 (4). – С. 31–43.
2. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С5.
3. Сенчагов В.К., Гутман Г. Сущность экономической безопасности и ее стратегическое обеспечение // Экономическая безопасность: Производство – Фи-нансы – Банки. Глава 1. М.: Финстатинформ, 1998. С. 12.
4. Архипов A.И., Городецкий А.Е. Михаилов Б. Экономическая безопасность: Оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 31
5. Кузнецов Ю. Введение в теорию национальной безопасности. Проблемы безопасности русского народа и современность / Ю. Кузнецов, В. Никольский. - М.: Верный, 2014. - 808 c.
6. Лазарев А.И. Информация и безопасность. Композиционная технология информационного моделирования сложных объектов принятия решений / Лазарев, Алексеевич Игорь. - М.: Московский городской центр научно-технической информации, 2012. - 336 c.
7. Николаев П. А. Культура как фактор национальной безопасности / П.А. Николаев. - М.: Русский импульс, 2014. - 320 c.
8. Партыка Т.Л. Информационная безопасность / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 368 c.
9. Професия юриста: история и современность: учебное пособие / А.В. Плотникова, О.Г. Ларина, В.Э. Лукашова, А.Н. Пенькова, Е.В. Долженкова, Т.В. Горелова, Т.Л. Кузнецова, О.А. Дмитриева; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск, 2017. - 136 с.
10. История российского правосудия: учебное пособие / О.Г. Ларина [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск, 2018. - 139 с.