сотрудник с 01.01.1993 по 27.09.2018
Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина (Институт новых материалов и технологий, доцент)
сотрудник с 01.01.1993 по 27.09.2018
Екатеринбург, Россия
Екатеринбург, Россия
Екатеринбург, Россия
Статья посвящена исследованию профессиональной направленности (склонности личности к различным профессиям) у будущих специалистов пожарной и техносферной безопасности. Профессиональная направленность личности рассматривается как одна из важнейших личностных особенностей, которая может являться основой для эффективного личностно ориентированного обучения курсантов вуза МЧС, играет особую роль в самоактуализации их личности, оказывает влияние на результаты личностного и профессионального роста. Представлены результаты исследования склонности к различным профессиям у курсантов 1-го курса в начале их обучения в Уральском институте ГПС МЧС России. Установлены существенные различия в структуре профессиональной направленности личности у курсантов-юношей и курсантов-девушек, показана нецелесообразность их совместного обучения по одинаковым образовательным программам, обозначена роль мониторинга профессиональной направленности в организации личностно ориентированного обучения, внеаудиторной самостоятельной работы, непрерывной многоэтапной профориентационной работы.
пожарная безопасность, техносферная безопасность, профессиональная подготовка, профессиональная направленность личности, склонность к профессиям психотипов «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ»
1. Белоконь Ю.Н. Квашнин А.В. Профессионально-прикладная подготовка курсантов вузов МЧС России: перспективы совершенствования [Текст] / Ю.Н.Белоконь, А.В.Квашнин // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы VI Межд.науч.-практ.конф. Чебоксары:ЦНС «Интерактив плюс». 2017. С.100-106.
2. Выбор траектории обучения [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Режим доступа: https://electives.hse.ru/MN_OI (дата обращения 01.03.19 г.).
3. Горбатенко А.В., Апальков А.В. Профессиональная направленность формирования личности студентов в начальный период обучения [Текст] // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2010. № 2 (16). С. 49-52.
4. Конорев Д.В. Формирование профессионального долга у курсантов вузов МЧС России: дисс. ... канд.пед.наук. Москва, 2011. 257 с.
5. Коношина С. Н. Влияние профессиональной направленности при изучении химических дисциплин на формирование молодого специалиста [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2631–2635. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85527.htm (дата обращения 01.03.19 г.)
6. Крупчак М.М. Оптимизация условий личностного роста курсантов пожарно-технических вузов МЧС России: дисс.…. канд. психол.наук. Москва. 2008. 207 с.
7. Мальцев А.Н. Психологические условия профессионализации обучающихся в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России: автореф. дисс…. канд.психол.наук. Санкт-Петербург. 2008. 28 с.
8. Министерство Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://moscow.mchs.ru/Poleznaja_informacija/Statistika (дата обращения 01.03.2019 г.).
9. Министерство Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/33607416/ (дата обращения 01.03.2019 г.)
10. Михайлова В.В. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска: дисс. …. канд.пед.наук. Санкт-Петербург. 2008. 243 с.
11. Мусалаева А.Р. Особенности формирования профессиональной направленности психологов в период вузовского обучения : дисс. ... канд. психол. наук. Ставрополь. 2004. 228 c.
12. Реан А.А. Психология изучения личности: учебное пособие [Текст] / А.А.Реан. СПб: Изд-во Михайлова В. 1999. 288 с.
13. Смирнова С.В., Пчелинцева Е.В. Формирование профессиональной направленности будущих врачей на разных этапах обучения в медицинском вузе. [Текст] // Вестник Ивановской медицинской академии. 2015. Т. 20. № 3. С. 56-58.
14. Фалеев М.И., Елисеев А.П., Икрамов Д.Б. Некоторые вопросы организации процесса обучения в вузах МЧС России [Текст] / Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования 2014 №2(7) Том 4 с.4-17.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.05.01 - Пожарная безопасность (уровень специалитета) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/21/1330 (дата обращения 01.03.19 г.).
16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 - Техносферная безопасность (уровень бакалавриата). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/3/1833 (дата обращения 01.03.19 г.).