Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье обосновывается важность изучения технического мышления инженера и поиска путей и средств формирования данного профессионально важного вида мышления у студентов вузов. Раскрывается суть и трехкомпонентная структура технического мышления, дается характеристика его качеств (интегративность, творческий характер, оперативность и рефлексивность), которые в учебном процессе могут служить инструментом диагностики уровня развития технического мышления. В ходе эмпирического исследования, проведенного на базе Института механики и энергетики имени В.П. Горячкина, было установлено: уровень развития технического мышления студентов всех курсов выше среднего; динамика результатов по курсам неустойчивая; преподаватели слабо представляют процесс формирования технического мышления; студенты затрудняются в самоанализе изменений, возникающих в процессе обучения. Делается вывод о необходимости в инженерном вузе целенаправленной и систематической работы по формированию технического мышления. Показаны способы развития качеств технического мышления студентов на занятиях.
инженер, техническое мышление, структура технического мышления, качества технического мышления, формирование технического мышления
1. Бакштанин А.М. Особенности развития дополнительного профессионального образования [Текст] / А.М. Бакштанин, А.С. Симан // Вестник учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования. – 2015. – № 7 (7). – С. 5–8.
2. Жукова Н.М. Подготовка преподавателей технических вузов к проектированию учебно-программной документации [Текст] / Н.М. Жукова, П.Ф. Кубрушко // Высшее образование в России. – 2008. – № 9. – С. 3–10.
3. Занфирова Л.В. Результаты лонгитюдного исследования технического интеллекта у студентов инженерного вуза [Текст] / Л.В. Занфирова, Е.Е. Лысенко // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – 2004. – № 2 (7). – С. 114–117.
4. Занфирова Л.В. Генезис и содержание понятия «техническое мышление» [Текст] / Л.В. Занфирова, Ю.А. Судник // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – 2013. – № 4 (60). – С. 13–17.
5. Коваленок Т.П. Диагностика индивидуально-типологических особенностей представителей технических профессий [Текст] / Т.П. Коваленок // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – 2014. – № 1. – С. 145–148.
6. Коваленок Т.П. Специальные способности и приемы их развития [Текст] / Т.П. Коваленок // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23 междунар. научно-практ. конф.; под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. – Екатеринбург: РГППУ, 2018. – С. 387–390.
7. Кубрушко П.Ф. Межотраслевая интеграция профориентационных образовательных программ [Текст] / П.Ф. Кубрушко, Е.Н. Козленкова, О.Е. Захаров, Е.В. Попова // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2017. – № 14–15. – С. 11–16.
8. Кубрушко П.Ф. Совершенствование инновационной педагогической деятельности преподавателей технических вузов [Текст] / П.Ф. Кубрушко, Л.И. Назарова // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – 2013. – № 4. – С. 79–82.
9. Назарова Л.И. Проектирование содержания и методики обучения студентов инженерно-педагогических специальностей основам педагогической инноватики [Текст]: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.И. Назарова. – М., 2000. – 24 с.
10. Чистова Я.С. Динамическое моделирование системы подготовки магистров профессионального обучения [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Я.С. Чистова. – Екатеринбург, 2016. – 193 с.
11. Шингарева М.В. Принципы и критерии отбора содержания компетентностно ориентированных задач по учебной дисциплине [Текст] / М.В. Шингарева // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – 2014. – № 1 (61). – С. 113–115.
12. Шишов С.Е. Проблема формирования компетенций методическими средствами в процессе обучения [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.В. Бухтеева // Вестник РМАТ. – 2014. – № 1. – С. 73–78.
13. Kucirkova L., Alipichev A.Y., Vasbieva D.G., Kalugina O.A. Teacher´s Role and Students´ Role in English for Specific Purposes in E-Learning // XLinguae. – 2017. – Vol. 10, No 2. – Pp. 63–77.
14. Prensky M. The World Needs a New Curriculum. Retrieved August 1, 2018. – URL: http://marcprensky.com/wp-content/uploads/2013/05/Prensky-5-The-World_Needs_a_New_Curriculum.pdf.
15. Shishov S., Rabadanova R., Artemyeva S., Tonoyan H., Mezhina A. Implementation of Interaction Principle in Teaching Pedagogical Subjects in University // Espacios. – 2018. – Vol. 39, No 21. – Р. 30.