Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обосновывается важность изучения технического мышления инженера и поиска путей и средств формирования данного профессионально важного вида мышления у студентов вузов. Раскрывается суть и трехкомпонентная структура технического мышления, дается характеристика его качеств (интегративность, творческий характер, оперативность и рефлексивность), которые в учебном процессе могут служить инструментом диагностики уровня развития технического мышления. В ходе эмпирического исследования, проведенного на базе Института механики и энергетики имени В.П. Горячкина, было установлено: уровень развития технического мышления студентов всех курсов выше среднего; динамика результатов по курсам неустойчивая; преподаватели слабо представляют процесс формирования технического мышления; студенты затрудняются в самоанализе изменений, возникающих в процессе обучения. Делается вывод о необходимости в инженерном вузе целенаправленной и систематической работы по формированию технического мышления. Показаны способы развития качеств технического мышления студентов на занятиях.

Ключевые слова:
инженер, техническое мышление, структура технического мышления, качества технического мышления, формирование технического мышления
Список литературы

1. Бакштанин А.М. Особенности развития дополнительного профессионального образования [Текст] / А.М. Бакштанин, А.С. Симан // Вестник учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования. – 2015. – № 7 (7). – С. 5–8.

2. Жукова Н.М. Подготовка преподавателей технических вузов к проектированию учебно-программной документации [Текст] / Н.М. Жукова, П.Ф. Кубрушко // Высшее образование в России. – 2008. – № 9. – С. 3–10.

3. Занфирова Л.В. Результаты лонгитюдного исследования технического интеллекта у студентов инженерного вуза [Текст] / Л.В. Занфирова, Е.Е. Лысенко // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – 2004. – № 2 (7). – С. 114–117.

4. Занфирова Л.В. Генезис и содержание понятия «техническое мышление» [Текст] / Л.В. Занфирова, Ю.А. Судник // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – 2013. – № 4 (60). – С. 13–17.

5. Коваленок Т.П. Диагностика индивидуально-типологических особенностей представителей технических профессий [Текст] / Т.П. Коваленок // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – 2014. – № 1. – С. 145–148.

6. Коваленок Т.П. Специальные способности и приемы их развития [Текст] / Т.П. Коваленок // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23 междунар. научно-практ. конф.; под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. – Екатеринбург: РГППУ, 2018. – С. 387–390.

7. Кубрушко П.Ф. Межотраслевая интеграция профориентационных образовательных программ [Текст] / П.Ф. Кубрушко, Е.Н. Козленкова, О.Е. Захаров, Е.В. Попова // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2017. – № 14–15. – С. 11–16.

8. Кубрушко П.Ф. Совершенствование инновационной педагогической деятельности преподавателей технических вузов [Текст] / П.Ф. Кубрушко, Л.И. Назарова // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – 2013. – № 4. – С. 79–82.

9. Назарова Л.И. Проектирование содержания и методики обучения студентов инженерно-педагогических специальностей основам педагогической инноватики [Текст]: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.И. Назарова. – М., 2000. – 24 с.

10. Чистова Я.С. Динамическое моделирование системы подготовки магистров профессионального обучения [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Я.С. Чистова. – Екатеринбург, 2016. – 193 с.

11. Шингарева М.В. Принципы и критерии отбора содержания компетентностно ориентированных задач по учебной дисциплине [Текст] / М.В. Шингарева // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – 2014. – № 1 (61). – С. 113–115.

12. Шишов С.Е. Проблема формирования компетенций методическими средствами в процессе обучения [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.В. Бухтеева // Вестник РМАТ. – 2014. – № 1. – С. 73–78.

13. Kucirkova L., Alipichev A.Y., Vasbieva D.G., Kalugina O.A. Teacher´s Role and Students´ Role in English for Specific Purposes in E-Learning // XLinguae. – 2017. – Vol. 10, No 2. – Pp. 63–77.

14. Prensky M. The World Needs a New Curriculum. Retrieved August 1, 2018. – URL: http://marcprensky.com/wp-content/uploads/2013/05/Prensky-5-The-World_Needs_a_New_Curriculum.pdf.

15. Shishov S., Rabadanova R., Artemyeva S., Tonoyan H., Mezhina A. Implementation of Interaction Principle in Teaching Pedagogical Subjects in University // Espacios. – 2018. – Vol. 39, No 21. – Р. 30.

Войти или Создать
* Забыли пароль?