Московский государственный областной университет (кафедра проектного и функционального менеджмента )
аспирант с 01.01.2022 по настоящее время
Россия
На основе анализа развития национальной экономики в целом, и анализ инновационной активности организаций в РФ, в частности, показывает, что для повышения эффективности их функционирования необходима реализация следующих принципов инновационного менеджмента: принцип ориентации на будущие запросы потребителей, принцип лидерства руководителя в инновациях, принцип максимального вовлечения сотрудников предприятий в инновационный процесс, принцип проектного подхода к инновационной деятельности, принцип системного подхода к инновационной деятельности, принцип непрерывности инновационных процессов, принцип поиска скрытых резервов и технологических потенциалов инновационного развития, принцип стратегического партнерства в инновационной деятельности, принцип открытых инноваций.
развитие, принципы управления, инновационный менеджмент
В современных условиях хозяйствования обращают на себя внимание перманентные проблемы стратегического развития национальной экономики.
Несмотря на то, что каждый следующий год в российской экономике ожидается как переломный, ожидания эти явно затягиваются.
Если в правительстве прогнозируют, что с 2020 г. ежегодный темп роста национальной экономики будет составлять не менее 3%, демонстрируя среднемировой уровень, ссылаясь на «просчитанный план действий, понимание рычагов для вывода России на заявленный уровень» [1], то эксперты в этом смысле более сдержаны в своих оценках.
Так, по оценкам аналитиков Высшей школы экономики рост ВВП РФ в 2020 г. составит всего 1,6% [2], а согласно расчетам экспертов Всемирного банка и того меньше – 1,5% [3].
При этом необходимо отметить, что существуют и более негативные прогнозы с отрицательной динамикой ВВП РФ на 2020 г. [4].
Таким образом, несмотря на известные проблемы развития отечественной экономики, указанные обстоятельства требуют проанализировать достаточность используемых принципов инновационного менеджмента и степень их фактической реализации как на макро-, так и на микроэкономическом уровне.
При исследовании базовых принципов инновационного менеджмента в работе были учтены известные научные наработки, получившие отражение в трудах Алексеева А.А. [5], Бараненко С.П. [6], Василевской И.В. [7], Горфикеля В.Я. [8], Дармиловой Ж.Д. [9], Жданкина Н.А. [10], Ильенковой С.Д. [11], Корчина О.П. [12], Мумладзе Р.Г. [13], Семеновой А.А. [14], Тебекина А.В. [15], Фатхутдинова Р.А. [16], Якобсона А.Я. [17] и др.
Сформированная на предыдущих этапах исследования совокупность групп принципов менеджмента представлена на рис. 1 [18].
Как следует из представленной на рис. 1 классификации, принципы менеджмента можно условно разделить на три группы:
– общенаучные принципы менеджмента,
– принципы реализации основных функций менеджмента;
– принципы реализации специализированных направлений менеджмента.
Проведенные на предыдущих этапах исследования показали [18], что в качестве общенаучных принципов менеджмента (рис. 1), имеющих универсальный характер, следует рассматривать принципы научного управления А. Файоля [19], включая: принцип разделения труда (специализации), принцип уравновешивания власти и ответственности, принцип дисциплины, принцип единоначалия, принцип единства направления, принцип обеспечения единства действий (подчинения индивидуальных интересов общим), принцип вознаграждения персонала, принцип централизации, принцип рациональной иерархии, принцип обеспечения должного порядка, принцип справедливости, принцип стабильности персонала организации, принцип развития инициативы, принцип развития корпоративного духа.
Содержание второй группы принципов – функциональных (рис. 1), которые также носят универсальный характер, но в пределах определенной управленческой функции, на основе описанных Г. Кунцем и С. О'Доннелом [20] функций планирования, организация, контроля и мотивации, дополненных принципами функции маркетинга (табл. 1.), подробно рассмотрены в работе [18].
Таблица 1
Функциональные принципы менеджмента
№ |
Группа принципов |
Подгруппа принципов |
1 |
Принципы маркетинга |
Принципы философии маркетинга в отношении запросов потребителей |
Принципы формирования рыночной стратегии |
||
Принципы тактики маркетинга |
||
2 |
Принципы планирования |
Принципы, определяющие цели и характер планирования |
Принципы, определяющие структуру планов |
||
Принципы реализации процесса планирования |
||
3 |
Принципы организации |
Общие принципы организации |
Принципы организационной динамики |
||
Принципы рациональности организации |
||
4 |
Принципы контроля |
Принцип соответствия контроля стратегии предприятия |
Принцип результативности контроля |
||
Принцип системности контроля |
||
Принцип адаптивности контроля |
||
Принцип рациональности контроля |
||
5 |
Принципы мотивации |
Принцип установления четких целей и задач |
Принцип увязки оценок достижения целей и вознаграждения |
||
Принцип гласности |
||
Принцип создания благоприятной среды для эффективной работы |
||
Принцип рационального сочетания материальных и нематериальных методов стимулирования |
||
Принцип учета личностных качеств работников |
||
Принцип использования преимущественно положительных стимулов |
Относящиеся к третьей группе специализированные принципы менеджмента (рис. 1) по сути представляют принципы осуществления прикладных направлений менеджмента, к которым в настоящее время относят [21]: антикризисное управление, государственное и муниципальное управление, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, информационные технологии управления, исследование систем управления, логистику, международный менеджмент, менеджмент организации, менеджмент территорий, производственный менеджмент, риск-менеджмент, стратегический менеджмент, тайм-менеджмент, управление интеллектуальной собственностью, управление качеством, управление персоналом, управление проектами, финансовый менеджмент, экологический менеджмент, GR-менеджмент и другие направления.
Состав и характеристика принципов стратегического менеджмента и принципы информационных технологий управления (рис. 1) были подробно рассмотрены в результате ранее проведенных исследований соответственно в работах [22, 23].
Проведенное исследование принципов инновационного менеджмента показало, что в качестве ключевых из них следует рассматривать следующие.
Во-первых, это принцип ориентации на будущие запросы потребителей. Он предполагает, что усилия по управлению инновационной деятельности предприятий, отраслей, комплексов и экономики страны в целом (далее предприятий) должны быть направлены на будущие потребности потенциальных покупателей, инициируемые как этими покупателями, так и предприятиями – производителями инноваций, активно формирующим будущие запросы потребителей.
Во-вторых, это принцип лидерства руководителя в инновациях, который означает, что люди, возглавляющие предприятия, должны быть способны оценить инновации сквозь призму будущих перспектив развития организации, сформировать на этой основе стратегию инновационной деятельности и обеспечить реализацию инновационных процессов адекватно стратегическим планам развития предприятия.
В-третьих, это принцип максимального вовлечения сотрудников предприятий в инновационный процесс, означающий создание в организациях такой творческой атмосферы и ауры партнерства, в которой каждый работник сможет проявить свои возможности нестандартного мышления и креативных разработок без угнетения страхом предложить не лучший инновационный ход.
В-четвертых, это принцип проектного подхода к инновационной деятельности, означающий, что как для непосредственных участников инновационных процессов, так и для инвесторов инновационный проект представляет собой возможность получить ожидаемый результат, стимулирующая концентрацию необходимых ресурсов и технологий, обеспечивающих осуществление проектов с наибольшей эффективностью.
В-пятых, это принцип системного подхода к инновационной деятельности, означающий, что создание и внедрение любой инновации вносит определенный вклад в непрерывное развитие организации как системы.
В-шестых, это принцип непрерывности инновационных процессов, требующий учета того, что любая инновация морально устаревает с момента ее создания, и тем сильнее, чем выше конкуренция в данной сфере.
В-седьмых, это принцип поиска скрытых резервов и технологических потенциалов инновационного развития, означающий, что мультипликативный эффект от использования дополнительных возможностей в каждом звене инновационного процесса может существенно повысить эффективность инновации.
В-восьмых, это принцип стратегического партнерства в инновационной деятельности не только с поставщиками и с контрагентами, но и с другими компаниями, заинтересованными в успешности конечных результатах инновационной деятельности предприятия.
В-девятых, это принцип открытых инноваций, означающий, что, с одной стороны, не все созданные предприятием инновации будут им реализованы, поэтому неиспользуемые инновации следует продать, с другой стороны, не всегда самые эффективные инновации создаются на предприятии, поэтому часть инноваций экономически более целесообразно приобретать, чем создавать.
Анализ инновационной активности организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации по основным видам экономической деятельности, показывает, что, поскольку показатель инновационной активности в последнее десятилетие в национальной экономике на протяжении последнего десятилетия находится на среднем уровне менее 10% (в частности, в 2017 г. он составил 8,5%) [24], отечественные предприятия, отрасли и комплексы недостаточное внимание уделяют реализации принципов инновационного менеджмента.
Таким образом, анализ развития национальной экономики в целом, и анализ инновационной активности организаций в РФ, в частности, показывает, что для повышения эффективности их функционирования необходима реализация следующих принципов инновационного менеджмента: принцип ориентации на будущие запросы потребителей, принцип лидерства руководителя в инновациях, принцип максимального вовлечения сотрудников предприятий в инновационный процесс, принцип проектного подхода к инновационной деятельности, принцип системного подхода к инновационной деятельности, принцип непрерывности инновационных процессов, принцип поиска скрытых резервов и технологических потенциалов инновационного развития, принцип стратегического партнерства в инновационной деятельности, принцип открытых инноваций.
1. Что ждет Россию в 2020 году — экономический прогноз. // https://year2020.su/chto-zhdet-rossiyu-v-2020-godu-ekonomicheskij-prognoz.html
2. Экономический прогноз на 2020 год для России. // https://vsegoda.com/ekonomicheskij-prognoz-na-2020-god-dlya-rossii/
3. Прогноз экспертов для экономики России на 2020 год. // https://efin2020.com/predict/ekonomika-rossii-2020/
4. Экономический прогноз до 2020 года: продолжение рецессии, падение доходов населения и борьба бизнеса за выживание. // https://www.finam.ru/analysis/forecasts/ekonomicheskiiy-prognoz-do-2020-goda-prodolzhenie-recessii-padenie-doxodov-naseleniya-i-borba-biznesa-za-vyzhivanie-20160330-11280/
5. Алексеев А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 247 c.
6. Бараненко С.П. Инновационный менеджмент. – М.: Центрполиграф, 2018. – 320 c.
7. Василевская И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Риор, 2017. – 480 c.
8. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – М.: Юнити, 2015. – 391 c.
9. Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров. – М.: Дашков и К, 2016. – 168 c.
10. Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент (для бакалавров). – М.: КноРус, 2017. – 191 c.
11. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Юнити, 2017. – 496 c.
12. Корчин О.П. Инновационный менеджмент. – М.: Русайнс, 2019. – 144 c.
13. Мумладзе Р.Г. Инновационный менеджмент: теория и практика. – М.: Русайнс, 2019. – 240 c.
14. Семенова А.А. Инновационный менеджмент в социальной сфере / А.А. Семенова, М.Н. Кузина. – М.: Русайнс, 2017. – 351 c.
15. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 476 c.
16. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 448 c.
17. Якобсон А.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2014. – 176 c.
18. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Принципы формирования инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов // Транспортное дело России. – 2015. – № 1. – С. 57–63.
19. Fayol, Henri Administration industrielle et générale. — Paris. — Dunod et Pinat. — 1917. — 174 p.
20. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Перевод с английского. Общая редакция и предисловие академика Д.М. Гвишиани. – М.: «Прогресс», 1981.
21. Тебекин А.В. Развитие направления подготовки "менеджмент" в системе высшего образования в современных условиях. Журнал педагогических исследований. – 2018. – Т. 3. – № 2. – С. 128–153.
22. Тебекин А.В., Петров В.С., Тебекин П.А. Принципы прикладного менеджмента: стратегический менеджмент. Транспортное дело России. – 2015. – № 3. – С. 47–50.
23. Тебекин А.В., Збировская Е.П., Тебекин П.А. Принципы прикладного менеджмента: реализация информационных технологий управления. // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2016. – № 2 (4). – С. 86–94.
24. Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), по видам экономической деятельности. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#