сотрудник с 01.01.2014 по настоящее время
Елец, Липецкая область, Россия
аспирант с 01.01.2019 по настоящее время
Елец, Липецкая область, Россия
сотрудник с 01.01.2018 по настоящее время
Елец, Липецкая область, Россия
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
ОКСО 44.04.01 Педагогическое образование
ББК 7426 Методика преподавания учебных предметов в общеобразовательной школе
BISAC EDU029010 Teaching Methods & Materials / Mathematics
Стохастические знания, вероятностный стиль мышления, умение строить научно обоснованные прогнозы становятся чрезвычайно востребованными в социально-экономических изменениях современного общества, им отводится огромное значение в естественнонаучных и гуманитарных дисциплинах. Такие науки, как физика, кибернетика, биология, лингвистика, химия, социология и многие другие, не могут обойтись без статистических гипотез, выводов, прогнозов, что в свою очередь оказывает влияние на совершенствование последних научных течений, базирующихся на вероятностных и статистических методах обработки данных. В статье приведена сущностная характеристика развития вероятностного стиля мышления старшеклассников общеобразовательных школ при изучении стохастической линии в школьном курсе математики. Представлены результаты экспериментального исследования по выявлению уровня способностей и умений учащихся физико-математических и социально-гуманитарных классов оперировать понятиями мира случайных процессов и явлений. В рамках цифровизации математического образования рассмотрены примеры работы в программной среде «Математический конструктор».
вероятностный стиль мышления, вероятностное прогнозирование, математическое образование, стохастика, теория вероятностей, цифровизация, программная среда «Математический конструктор»
1. Арзуманиян Н.И. Вероятностный стиль мышления: сущность понятия и свойства // Вестник Российского университета дружбы народов. 2012.
2. Дворяткина С.Н., Щербатых С.В. Вероятностный стиль мышления современного выпускника вуза как основа безопасности функционирования информационных, технических и социальных систем // Фундаментально-прикладные проблемы безопасности, живучести, надежности, устойчивости и эффективности систем. Материалы III международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения академика Н.А. Пилюгина. 2019. С. 149–154.
3. Добрин А.В. Содержательные характеристики вероятностного стиля мышления: теоретические основы исследования / А.В. Добрин, А.М. Лопухин // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 2. С. 32–48.
4. Интерактивные модули. Вероятность в школе. URL: http://ptlab.mccme.ru/node/187
5. Интерактивные таблицы. Вероятность в школе. URL: http://ptlab.mccme.ru/node/1024
6. Коллекция интерактивных моделей, созданных в «Математическом конструкторе». URL: http://obr.1c.ru/pages/read/mk_collection/
7. Типы интерактивных моделей программы «Математический конструктор». URL: http://obr.1c.ru/mathkit/intro.html
8. Щербатых С.В. Методическая система обучения стохастике в профильных классах общеобразовательной школы: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 2012. 41 с.