ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК МЕТОД СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ КОМПАНИЕЙ В РЫНОЧНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Основополагающей целью проведения аналитического исследования в рамках технологического аудита выступает классификация комплекса применяемых в высокотехнологичной компании технологий для обособления их групп по значимости и тенденциям последующего совершенствования и использования. Итоги данного анализа должны отразить точное понимание того, какие из применяемых в высокотехнологичной компании технологий должны претерпеть последующее преобразование, на какие из них необходимы добавочные ресурсы (финансовые, научные, технические).

Ключевые слова:
Высокотехнологичные компании, Аудит, Система менеджмента качества, Технологический анализ, Аудит высоких технологий, Технологический аудит
Текст

В связи с особой актуальностью современного исследования функционирования высокотехнологичных компаний значимым способом оценки возможностей инновационного совершенствования компании, ее реального технологического положения выступает технологический аудит.

В общем значении аудит – это процедура накопления и оценки сведений, имеющих отношение к конкретной концепции хозяйствования, для сравнения ее с определенными аспектами. Технологический аудит считается одним из направлений аудита операционного [1].

Технологический аудит в рамках деятельности высокотехнологичной компании предполагает под собою исследование технологических операций, способов, методов и действий, применяемых в компании, для оценки их действенности и результативности [8].

Можно отметить, что технологический аудит в некоторой мере схож с консалтингом управленческого аппарата компании. Потому представим параметрическое сопоставление аудита финансовой отчетности и аудита для высокотехнологичных компаний (таблица 1) [3].

В ходе проведения технологического аудита в высокотехнологичной компании определяются три последовательных ключевых этапа:

  1. Исследование технологий, применяемых в компании, оценку ее позиционирования относительно использования таких технологий;
  2. Исследование технологий, которые используются в иных компаниях, первостепенно – конкурентами, и установление технологических стандартов, иными словами, оптимальной фактически применяемой технологии. Базовым управленческим приемом разрешения таковых вопросов предстает бенчмаркинг;
  3. Сравнение применяемых в компании технологий с установленными технологическими стандартами в целях оценки их относительной результативности, и, следовательно, их тенденций. Базовым управленческим приемом решения таковых вопросов предстает технологическая портфельная аналитика [6].

Таблица 1 – Параметрическое сопоставление аудита финансовой отчетности назначения и аудита для высокотехнологичных компаний

 

Параметр

Аудит финансовой отчетности

Аудит для высокотехнологичных компаний

Цель проведения

Исследование соответствия отчетных форм установленным бухгалтерским положениям

Оценка результативности технологий как производства, так и управления

Временная направленность

В большей мере направлен на прошлое, т.е. ретроспективен

Затрагивает перспективы функционирования, нацелен на будущее компании

Ключевые информационные пользователи,

Информационное обеспечение пользователей изнутри и извне компании  

В большей степени требуется для отдела менеджмента компании

 

Аналитические модернизации в области технологических стандартов в компании зачастую проходят через несколько этапов. Первостепенно интерес отдается обособленным критериям конкурентоспособных продуктов/услуг. Последующее развитие сдвигает центр интереса на оптимальную отраслевую практику. Подлинный прорыв может иметь место, если компания исследует все компоненты функционирования, все операции предпринимательства.

Итак, технологическая аналитика высокотехнологичной компании в рамках технологического аудита нацелена в первую очередность на установление более действенных технологий, которые необходимы для формирования базы ее стратегии [3].

В настоящее время выделяется четырехкомпонентная типология базовых исследований технологических стандартов (рисунок 1) [4].

 

 

Рисунок 1 – Типология базовых исследований технологических стандартов

 

Аналитическое исследование технологического потенциала высокотехнологичной компании определяет, кроме того, такие технологии, практическое применение которых должно быть удержано на текущем уровне. Не менее актуальными и желательными выступают полученные в процессе проводимого анализа рекомендации по ликвидации конкретных технологий из технологического ассортимента субъекта предпринимательства.

В общей интерпретации матрицу технологического анализа следует отразить четырьмя особыми долями (рисунок 2) [8].

Разъясним особенности, касающиеся приведенной в иллюстрации матрицы.

В верхних ее долях (1 и 2) располагаются технологии, которые особенно привлекательны и актуальны в сопоставлении с технологией-стандартом, а в нижних (3 и 4) – технологии с малым значение данного критерия, иными словами, которые менее привлекательны и актуальны [8].

 

 

Рисунок 2 – Матрица технологического анализа

 

Одновременно с тем для технологий левых долей (1 и 4) присуще слабое положение компании при их применении, а для правых (2 и 3) – сильное.

Так, доля «1» включает технологии, наделенные крайней актуальностью и привлекательностью, которые выступают более значимыми для операций-инноваций, однако, текущее состояние компании при применении таких технологий достаточно слабое. Рождается множество вопросов в отношении того, требуется ли внедрить данные технологии в инновационные планы компании, так как их перспектива на период технологического анализа предстает довольно неопределенной [8].

Имеется две вероятности в рамках стратегии по совершенствованию технологий доли «1»:

  1. Активные вложения в таких технологии для укрепления позиций компаний по данным значимым технологиям.
  2. Устранение технологий, по которым компания фактически не имеет возможностей достигнуть лидерства по данному направлению и рискует претерпеть колоссальные убытки, если будут производиться вложения в такие технологии.

К доле «2» относятся технологии, оцениваемые как привлекательные и актуальные при сопоставлении со стандартами и придающие компании сильные, крепкие позиции [8].

Такие технологии подразумевают самую высокую отдачу, в связи с чем рационально, чтобы они образовывали «центр» инновационных планов в компании. Они в большей степени устанавливают тенденции технологического потенциала компании и всего ее функционального комплекса. Совершенствуя эти технологии в инновационных перспективах, компания старается удержать их лидирующее положение, при этом ей требуется понимать, что будет обострена конкуренция в области использования таковых технологий.

Технологическая модернизация так или иначе породит спад технологической привлекательности (технологии доли «2» перейдут в долю «3»).

К доле «3» причисляются технологии, не относящиеся к актуальным и привлекательным, однако, благодаря им компания наделена стойкими и прочными позициями. Традиционно это довольно «зрелые» технологии, которые предстают некими «донорами», не требуют в себя инвестиций, но обуславливаются значительно отдачей, результативностью в конкретной компании. При том, что с перспективной оценки совершенствования компании, технологии доли «3» наименее привлекательные, нежели в доле «2», тем не менее они крайне ценны для функционирования компании, так как в текущий период выступают ее базой [8].

В совокупности можно обозначить два наиболее возможных решения в рамках стратегии с точки зрения управления относительно технологий доли «3»:

  1. Удержание высокого статуса данных технологий в компании и их рыночная «оборона».
  2. Последовательное устранение устаревающих и ослабленных технологий доли «3» из технологического ассортимента компании.

Возможным выступает и технологический перевод из «3»-ей во «2»-ую долю. К примеру, какая-либо технология изначально не имела значимую привлекательность с точки зрения коммерции, а использующая ее компания имела лидирующее положение в ее применении. Если образуются абсолютно новые перспективы коммерческого характера по данной технологии, то активные вложения в нее могут переадресовать ее в долю «2».

Но данный перевод фактически невозможно осуществить, так как в большей мере технология обуславливается значительной привлекательностью на начальных этапах развития и спадом ее существенности до степени технологического устаревания.

Технологии доли «4» наделены и малой привлекательностью, и минимальными позициями компании относительно их использования. Бесспорно, что традиционно в процессе технологического аудита возникает задача их устранения из технологического ассортимента [8].

Причисление совокупности технологий, применяемых в компании, к одной из четырех долей технологического ассортимента позволяет модернизировать технологический спектр. Аналитика по настоящей проблеме предстает значимым способом руководства инновационными операциями, так как она дает возможность решить вопрос ресурсного распределения, требуемого для технологического совершенствования.

При проведении технологического аудита высокотехнологичной компании важно систематически информировать работников о его процессе, вести с ним коммуникацию, что будет содействовать формированию оптимальных решений с точки зрения управления [1].

Комплекс процессов предпринимательства, реализуемых в компании, находится в зависимости от широкого спектра условий – принадлежности к отрасли, специфики управления в рамках стратегии, технологического использования и т.д. В связи с чем ценностная последовательность, перечень ее элементов наделены индивидуальностью, иными словами, у каждой высокотехнологичной компании имеется собственная ценностная иерархия, которая характеризует отличительные черты ее хозяйствования. Классическую структуру такой цепочки можно изложить на рисунке 3 [4].

 

Рисунок 3 – Ключевые элементы ценностной последовательности и комплекса процессов предпринимательства

 

Хочется отметить, что в текущее время контроль за ценностной последовательностью высокотехнологической компании практически является управлением за процессами предпринимательства на базе системы менеджмента качества, так как качество в виде уровня потребительской удовлетворенности выступает степенью ценности продукции для потребителей, а, следовательно, руководство качеством знаменует выработку ценности для потребителей [5].

Построение стратегического управления высокотехнологичной компанией в рамках инноваций синтезирует в себе планируемый этап – четкие ориентированные действия – и адаптивный этап – адаптация к непрогнозируемым тенденциям преобразований и новейшие влияния из внешней сферы на компанию [6].

Стратегия – это план того, как будет осуществляться управление компанией, имеющей вектором целевое исполнение, наращивание конкурентных позиций субъекта предпринимательства и потребительскую удовлетворенность.

В таблице 2 отражены процессные компоненты стратегического планирования высокотехнологичной компании.

 

Таблица 2 – Процессные компоненты стратегического планирования высокотехнологичной компании

 

Компоненты планирования

Характеристика

I

Выработка миссии компании

- суть миссии?

- для кого и чего конкретно необходима миссия?

- как миссия будет выполняться?

II

Целевая постановка в компании

Определение целей компании в количественном выражении, измеримых понятиях, диапазонах времени по их свершению

III

Выработка стратегии

С учетом технологической увязки по всем предпринимательским единицам и формирования преимущества с точки зрения конкуренции в том рыночном сегменте, где осуществляется конкретный вид функционирования компании.

Этапная последовательность выработки стратегии:

  1. Проведение внешнего аудита по стратегии в виде прогноза и оценки тенденций.
  2. Осуществление внутреннего аудита стратегии единицы предпринимательства в виде оценки компонентов ценностной иерархии.
  3. Выработка вариаций стратегии и отбор одной на базе положений максимизации преимуществ с точки зрения конкуренции.

 

Итак, технологическая аналитика наряду с идентично именующимся направлением аудита высокотехнологичной компании выступает основополагающим приемом при формировании и практическом исполнении технологически-инновационной стратегии.

Осуществление технологического аудита в рассматриваемых компаниях дает возможность подводить итоги и принимать решения относительно того, какие процессы производства и управления требуют преобразований, расставлять между ними приоритеты, оценивать уровень радикальности их изменения и модернизации (инноваций), которые требуется проводить в компании для удержания ее конкурентной позиции и дальнейшего совершенствования.

 

Список литературы

1. Вокина Е.Б. Технико-технологический аудит // Экономика: реалии времени. - 2014. - №3 (13). – С. 76-81 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehniko-tehnologicheskiy-audit

2. Бодрова, Е.В. Модели национальных инновационных систем / Е.В. Бодрова, Н.Б. Голованова, В.В. Калинов. – М:, 2015.-163с.

3. Колесникова О. Н. Технологический аудит как метод повышения эффективности инновационной организации // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. - №1. – С. 37-44 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskiy-audit-kak-metod-povysheniya-effektivnosti-innovatsionnoy-organizatsii

4. Максимова Г. В., Алексеев А. О. Формирование информационной базы операционного аудита научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Известия БГУ. - 2011. - №6. – С. 44-48 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-bazy-operatsionnogo-audita-nauchno-issledovatelskih-opytno-konstruktorskih-i-tehnologicheskih-rabot

5. Матухнов О. С. Сравнительный анализ подходов к оценке эффективности СМК на российских предприятиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2011. - №5. – С. 208-211 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-podhodov-k-otsenke-effektivnosti-smk-na-rossiyskih-predpriyatiyah

6. Сахарова О. В. Технологический аудит и стратегическое управление предприятием // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2011. - №3. С. 15-23 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskiy-audit-i-strategicheskoe-upravlenie-predpriyatiem

7. Суглобов А.Е., Банк О.А. Особенности подготовки аудиторского заключения по финансовой отчетности // Лизинг. 2010. №4. С. 57-63.

8. Татаринов В. В. Оценка коммерческой привлекательности и технологический аудит наукоемких разработок // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2017. - №1 (6). – С. 89-94 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kommercheskoy-privlekatelnosti-i-tehnologicheskiy-audit-naukoemkih-razrabotok


Войти или Создать
* Забыли пароль?