, Россия
, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
Статья посвящена формированию универсальных компетенций обучающихся в образовательных организациях системы МВД России с использованием кейс-метода обучения. Авторами выявлены основные синонимичные противоречия при определении понятия «универсальные компетенции». Выделены основные проблемы, заключающиеся в выборе средств и методов развития и формирования универсальных компетенций обучающихся. Предметом исследования был определён процесс формирования универсальных компетенций обучающихся. Рассматриваются основные понятия компетентностного подхода. Показано, какие универсальные компетенции должны быть сформированы в рамках ФГОС3++ у специалиста по специальности «Правоохранительная деятельность». Раскрыто понятие «педагогическая технология», а также сущность кейс-метода обучения. Схематично показано, из чего состоят технологические этапы кейс-метода обучения. Приведён пример одного из мини-проектов, который нацелен на формирование универсальных компетенций обучающихся. В табл. 1 показаны этапы формирования универсальных компетенций у обучающихся, а в табл. 2 –этапы формирования универсальных компетенций обучающихся на занятии по основам специальной техники ОВД. В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что в целом кейс-метод позволяет улучшить образовательный процесс, вовлечь обучающихся в процесс живой коммуникации, привить самостоятельность для поиска, анализа, извлечения и оценивания информации, что способствует процессу формирования универсальных компетенций будущих сотрудников полиции. В данной работе были применены методы: сравнительный анализ, кейс-метод обучения.
универсальные компетенции, кейс-метод обучения, компетентностный подход, педагогические технологии, самооценка, мини-проект, образовательный процесс
1. Фрумин И. Д, Добряков М. С., Баранников К. А., Реморенко И. М. Универсальные компетентности и новая грамотность // Учительская газета. – 2018. – 24 июля. – № 30.
2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423. htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru (дата обращения: 12.07.2019).
3. Ломакина А. В. О методе «кейс-стади» (сase-study) [Электронный ресурс] // Сайт «Psyhodic.ru. Психологический словарь. Психологические тесты. Статьи по психологии». – URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=1864 (дата обращения: 12.07.2019).
4. Розин А. А. Педагогическое стимулирование самостоятельной деятельности курсантов военного вуза. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 22 с.
5. Pychen D. S., Salganik L. H. Key Competencies for a Successful Life and a Wtll-Functioning Society. – Göttinden: Hogrefe&Huber Publishers. – 2006. – 332 p.
6. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. – Москва: Эгвес, 2005. – 176 с.
7. Педагогические технологии [Электронный ресурс] // Сайт «Национальная педагогическая энциклопедия». – Режим доступа: https://didacts.ru/termin/pedagogicheskie-tehnologii.html (дата обращения: 12.07.2019).
8. Толстоухова И. В., Фугелова Т. А. Использование кейс-метода в формировании профессиональных компетенций обучающихся // Современные наукоёмкие технологии, – 2016. – № 7-1. – С. 200-203
9. Егенисова А. К., Дуйсенбаева А. И. Использование метода «кейс-стади» в образовании // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 7. – С. 129–132.
10. Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – 2010. – № 4. – С. 61–69.