В современных условиях человечество очень нерасчетливо растрачивает унаследованные природные источники тепловой энергии: уголь, древесину, газ, нефть, запасы которых ограничены и не возобновляются (кроме древесины). С течением времени их потенциал резко снижается, что позволяет прогнозировать энергетический кризис и понижение температуры на нашей планете. В связи с этим делается упор на использование нетрадиционных источников энергии: ветровой, гидроэнергии, волновой и ядерной энергии. Но их нельзя отнести к стабильным и экологически безопасным. Из отмеченных источников самая мощная – энергия расщепленного атома, что делает ее более предпочтительной. Однако извлечение ядерной энергии связано с определенными экологическими и другими специфическими трудностями и требует больших капитальных вложений, что не каждому государству под силу. Невозможно также предсказать ее широкое использование в быту, космической технике, двигателях и др. Широко потребляемое человечеством углеводородное топливо также имеет свои недостатки, главный из которых, на наш взгляд, – экологическая опасность, связанная с потреблением атмосферного кислорода при горении и выбросами отравляющих газов. Кроме того, добыча, перевозка, хранение этих видов топлива требуют больших материальных затрат. При поисках путей устранения указанных недостатков и создания нового нетрадиционного, экологически безопасного, высококалорийного топлива нами была использована идея металлотермии, впервые изложенная в 1859 г. великим русским химиком Н. Н. Бекетовым [1]. Металлотермическая реакция – это восстановление окисла металла более активным элементом, которое сопровождается мощным тепловым эффектом. В общем виде ее можно представить как Me’O + Me”àMe”O + Me’ + Q Количество выделяющегося при этом тепла Q составляет (50...80).103 ккал/кг, т. е. в 10...15 раз превышает тепловой эффект от сгорания угля, газа, нефти [2]. Элемент Me” активнее, чем Me’, стоит левее в ряду активности металлов: Ca, Li, Mg, Zr, Al, Ti, Si, B, Cr, Nb, Mn, V, W, Mo, Fe [2] и является восстановителем окислов металлов (Me’). Нами были проведены исследования [3, 4] по разработке металлотермического топлива на базе окислов железа и хрома. По результатам исследований установлено: металлотермическая реакция протекает с большой скоростью и сопровождается значительным выделением тепла, температура на поду печи поднимается до 2 800 оС, что недопустимо для бытовых и технических печей. Брикет из металлотермической смеси массой 50 г сгорает за 5 секунд и по своей теплотворности заменяет 3 кг угля. Для оптимизации состава металлотермической смеси по времени горения и снижения температуры горения до допустимой (1 350...1 400 оС) нами были проведены экспериментальные исследования, позволившие разработать новые технологии получения металлотермического топлива с балластными (теплопоглощающими) добавками. В качестве такой добавки была использована окись алюминия (глинозем), которая не участвует в химической реакции, но ее тепло «глотает» с удовольствием. Результат подтвердил наши ожидания: при содержании балластной добавки в составе металлотермической смеси 25...30 % время горения 50 г брикета топлива на базе FeO увеличивалось до 50 секунд, а температура в месте горения падала до 1 400 оС. Это вполне приемлемые для практики условия. На соответствующие составы металлотермического топлива на основе окислов железа и хрома получены патенты РФ [5, 6]. По результатам экспериментальных исследований нами разработаны технологии изготовления твердых брикетов для бытовых целей массой 0,05…0,5 кг и порошковых пакетов для технических целей (ТЭЦ, крупные котельные, ЖЭК, суда, тепловозы) массой 0,5...5 кг и показано, что 1 кг этого топлива в 5 раз дешевле соответствующего по теплотворности углеводородного эквивалента. Издана монография [7], в которой отражены особенности технологической подготовки порошковых компонентов перед смешиванием, сущность технологий изготовления брикетов и порошковых пакетов. Мы неоднократно обращались в различные властные инстанции с просьбой субсидировать нас с целью налаживания производства металлотермического топлива, перспективного для всего человечества, на родине его создателей, однако ответной реакции пока не последовало.