Введение Существующая технология производства судовых дизелей построена на традиционных для двигателестроения принципах. Эти принципы заключаются: - в обеспечении производства заготовками высокого качества (специальные химические составы материалов; получение заготовок методами, соответствующими форме готовой детали, многопереходные комплексы улучшения внутреннего напряжённого состояния изделий и др.) [1]; - в обеспечении высоких значений коэффициентов запасов прочности и оптимальных припусков на обработку; - в обеспечении принципа единства и несменяемости баз; - в максимальном снятии припуска при выполнении операций черновой обработки; - в стремлении к максимально возможной равномерности снятия наружных и внутренних припусков; - в стремлении к многоинструментальной и многопозиционной обработке на станках агрегатного и карусельного типов; - в многопереходности операций финишной и суперфинишной обработки, в применении методов полной и групповой взаимозаменяемости при сборке; - в применении программно-управляемого оборудования с оперативными системами управления и т. д. Таким образом достигается качество двигателей, регламентируемое требованиями ГОСТ 10.150-88 «Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия». Это достигнутое качество является качеством изготовления дизеля производством, ориентированным на выполнение требований ГОСТ и обеспечивающим его высокую надёжность, но не учитывающим изменившиеся производственные, товарные, экономические условия в сфере эксплуатации. А эти условия стали требовать от двигателя иного качества - эксплуатационного [2]. Эксплуатационное качество характеризуется такими свойствами двигателей, с помощью которых потребитель смог бы выработать такое количество товарной продукции (вылов n-го количества тонн рыбы, сварка m-го количества метров сварного шва), которое позволит ему не интересоваться дальнейшим состоянием дизеля в случае возникших неисправностей, т. к. он будет иметь возможность: - приобрести новый двигатель; - обменять отработавший дизель на новый (с доплатой); - оплатить капитальный или средний ремонт в межсезонный период. Качество промышленной продукции. В соответствии с методикой оценки качества промышленной продукции, к которой относятся дизельные двигатели, установлено 8 групп показателей качества: - показатели назначения - характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и определяют область ее применения; - показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность; - показатели технологичности - характеризуют эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции; - показатели стандартизации и унификации - характеризуют степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия; - эргономические показатели - характеризуют систему «человек - изделие - среда» и учитывают комплекс гигиенических, физиологических, антропологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах; - эстетические показатели - характеризуют такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, соответствие среде и стилю и т. д.; - патентно-правовые показатели - характеризуют степень патентоспособности изделия в России и за рубежом [3]; - экономические показатели - отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделий, а также экономическую эффективность эксплуатации. Важной научно-технической задачей является оценка качества продукции, качественная и количественная. Разработка и развитие всех методов оценки качества, как дифференциальных, так и комплексных (интегральных), прогнозирование качества, нахождение закономерностей, взаимосвязей между показателями качества, параметрами назначения - задачи квалиметрии. В квалиметрии качество рассматривается как некоторая иерархическая совокупность свойств, причем таких, которые представляют интерес для потребителя. Качество в целом, т. е. наиболее обобщенное комплексное свойство продукции, рассматривается на самом низком, нулевом уровне иерархической совокупности свойств, а составляющие его менее обобщенные свойства - на более высоком, первом уровне иерархии. В свою очередь, каждое из этих свойств также может состоять из некоторого числа еще менее общих свойств, лежащих на еще более высоком - втором уровне иерархии, и т. д. Так образуется иерархическое «дерево свойств», число уровней рассмотрения которого может неограниченно возрастать (рис.). В квалиметрии могут производиться действия двух видов: нахождение абсолютного показателя Pij и определение относительного показателя качества Кij. В квалиметрии проводится различие между понятиями «измерение» и «оценка». Измерение какого-то свойства - это процесс нахождения численного значения показателя Рij, выражающего собой абсолютное значение этого свойства в соответствующих единицах измерения. Оценка же представляет результат сопоставления абсолютного показателя Рij с соответствующим «базовым» показателем Рij баз, принятым за эталон. Относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей, называется уровнем качества продукции. Базовые значения показателей качества - это значения показателей качества базовой модели, отечественного или зарубежного аналога, имеющего наивысшее на данное время качество. Однако всегда надо иметь в виду, что такие оценки являются субъективными, т. к. выбор базовой модели, как правило, не является объективным и зависит от квалификации, информированности и даже добропорядочности лица, принимающего решение [4]. Отдельные свойства, составляющие иерархическую структуру качества, путем измерений или вычислений могут получать численные характеристики Рij. Их можно считать абсолютными показателями качества этих свойств (j - число свойств, лежащих на i-м уровне; j = 1, 2, …, n). Относительный показатель качества Кij представляет собой функцию абсолютного показателя качества Pij и базового Pij баз. Кij = f1(Pij, Pij баз) или Кij = f2(Pij/Pij баз). Иерархическое дерево свойств качества Cреди всех показателей, характеризующих качество и надёжность, можно выделить показатели с большей или меньшей степенью очевидности. К самым неочевидным показателям можно отнести ресурсные показатели (показатели долговечности). Труднее всего сопоставлять отечественные и зарубежные дизели по ресурсным показателям, поскольку каждая фирма проповедует свой подход к объему и трудоемкости технического обслуживания и ремонта предлагаемых ею двигателей. Так, например, в одной и той же подборке материалов шведской фирмы «Volvo Penta» можно встретить ожидаемый ресурс до полной переборки дизель-генераторов 20 000 часов и рекомендуемый интервал между полными переборками 12 000 часов. Такие расхождения в значениях ресурсов одних и тех же машин, составляющие порой до 100 % и более, могут внести серьезные погрешности в результаты сравнительной оценки технологического уровня. Зарубежные фирмы придают большое значение привязке поставляемых двигателей к условиям их эксплуатации. Ряд фирм оговаривают преимущественный режим работы двигателя в течение гарантируемого срока службы и климатические условия, зоны их эксплуатации. Несопоставимость имеющихся информационных материалов обусловливается не только неодинаковой степенью достоверности, но и различиями в действующих национальных стандартах и нормах, поэтому сравнение некоторых параметров возможно после их приведения к сопоставимому виду по внешним условиям, комплектности двигателей и т. д. Анализ литературных данных показывает, что только из-за атмосферных условий, оговариваемых стандартами многих стран, мощность одного и того же двигателя может варьироваться в пределах до 16 %. Рекламируемая рекламная мощность, как правило, указывается по условиям ИСО без затрат энергии на привод вспомогательных механизмов, навешенных на двигатель, что приводит к дополнительному увеличению мощности на 5-9 %. В результате рекламируемая мощность зарубежных дизелей значительно превышает фактическую длительную мощность, реализуемую потребителем, следствием чего является завышение удельных показателей - литровой мощности, кВт/л; удельной массовой мощности, кВт/кг. То же самое можно сказать о стоимости. Это самые закрытые данные, о которых фактически нельзя получить информацию даже из каталожных материалов производителей и которые часто раскрываются только на переговорах по заключению контрактов. Но именно эти данные настоятельно необходимы уже на этапе начальной проработки проекта. Мы, по результатам исследований особенностей производства судовых и промышленных дизелей типа Ч 8,5/11 и Ч 9,5/11, предлагаем формулу расчёта стоимости С исходя из их основных функциональных характеристик: , где Ne - номинальная эффективная мощность двигателя, кВт; Т - ресурс до первой переборки, ч; М - масса, кг; ge - удельный эффективный расход топлива на режиме номинальной мощности, кг/(кВт · ч); gm - удельный эффективный расход масла на режиме номинальной мощности, кг/(кВт · ч); S - серийность выпуска, усл. ед.; К - коэффициент пропорциональности, 0,023. Результаты расчёта для группы дизелей приведены в таблице. Показатели степеней характеризуют весомость каждого аргумента в формуле. Тип дизеля Цена производителя расчётная ДС25 (4ЧСП 8,5/11) 126 000 126 236 8Д6 (6Ч 9,5/11) 144 000 144 283 10Д6 (6ЧСП 9,5/11) 148 300 148 588 ДП30 (4Ч 9,5/11) 93 600 93 785 ДП31 (4Ч 9,5/11) 96 000 96 177 Подобную структуру формулы для определения стоимости при принятии решений о приобретении дизелей на стадии проектирования можно рекомендовать и для других типов двигателей. Качество производства судовых дизелей. В соответствии с теорией точности механизмов, в правильно работающей машине обобщённые показатели выходов φi являются функциями обобщённых показателей входов qs. Выходной производственный показатель (мощность, частота вращения коленчатого вала, расход топлива) зависит от функциональных параметров - a, b, c, … k, определяет функциональные характеристики дизеля и связан с функциональными параметрами зависимостью типа [5, 6]: φi = f(a, b, c, … k). Параметры a - k могут быть как геометрическими (размеры, форма, расположение поверхностей), так и другими параметрами, характеризующими свойства деталей (прочность, твёрдость, износостойкость). При этом должна быть известна связь между φi и этими параметрами. Тогда условием нормальной работы дизеля будет |Δφi| < qi , (1) где Δφi - ошибка величины обобщённого показателя выхода; qi - постоянная или функция φi, выбираемая на основании назначения и условий нормальной работы дизеля. Ошибка Δφi называется отклонением функциональных показателей машины Фi - ΔФi вследствие ошибок функционирования систем или ошибок регулировки (нарушение режима смазки, отклонение от требуемого температурного режима, колебания цикловой подачи топлива по цилиндрам и др.) и ошибок обобщённых параметров входов qs - Δqs (отклонения зазоров, линейных, диаметральных и угловых размеров от допускаемых). Чем больше одна часть ошибки Δφi, тем меньше должна быть другая, для удовлетворения неравенства (1). Таким образом, должно выдерживаться условие |ΔФi| + |Δqs| = |Δφi| - const. Это означает, что ошибки обобщённых параметров входов Δqs, характеризующих качество изготовления, с учётом ожидаемых отклонений функциональных параметров ΔФi, не должны вызывать ошибок обобщённых показателей выходов. При этом на обобщённые параметры входов накладываются ограничения |Δqs| < β, где β - допускаемые предельные отклонения выходных показателей дизеля. Поиск оптимальных значений отклонений входных параметров должен производиться с учётом интересов потребителей исходя из того, что для сохранения работоспособности дизеля в течение предписанного срока службы некоторые отклонения входных параметров следует ужесточить, и, наоборот (в целях снижения себестоимости), ряд отклонений можно расширить. Таким образом, качество изготовления дизеля на определённый момент наработки t - X(t) можно представить в виде неявно заданной функции X(t) = F[f(xн), φ(хпр), ψ(хотк), t], где f(xн) - функция, характеризующая начальное техническое состояние дизеля, обусловленное конструкцией, размерами, формой, расположением поверхностей, качеством поверхностного слоя деталей; φ(хпр) - функция, характеризующая эксплуатационные условия работы дизеля (температурное состояние, режимы работы, динамические нагрузки); ψ(хотк) - функция, характеризующая возможность возникновения отказов (износ, коррозия, кавитация) [7]. Эксплуатационное качество. Эксплуатационное качество должно обеспечить дизелю такие свойства, которые, при минимальном вмешательстве в его работу, позволят команде судна произвести максимум товарной продукции. При этом учитываются: - быстрый и надёжный запуск - α(Хп); - быстрый прогрев дизеля и выход на устойчивые режимы работы - β(Хр.р); - автоматическое регулирование всех эксплуатационных показателей - γ(Ха.р); - дублирование контроля всех показателей - ω(Хд); - обеспечение автоматического останова при выходе значений контролируемых показателей за регламентируемые пределы - χ(Ха.о); - повышение литровой мощности дизеля - τ(Хре); - уменьшение удельного расхода топлива - η(Хg). Все эти мероприятия, осуществляемые поэтапно, не должны повышать удельную стоимость дизеля, руб./кВт. Такое условие может быть обеспечено модернизацией конструкции и технологии изготовления машины. Для этого необходимо все виды затрат на производство привести в соответствие с реальными эксплуатационными условиями в сочетании с условиями регламентирующей документации, часть из которых уже не соответствует требованиям времени. Исходя из вышеизложенного, зададим в виде неявной функции взаимосвязь эксплуатационного качества Υ и его основных свойств во времени t: Y(t) = Ф[α(Хп), β(Хр.р), γ(Ха.р), ω(Хд), χ(Ха.о), τ(Хре), η(Хg), t]. При этом общий показатель качества дизеля Z является алгебраической суммой двух первых показателей: Z(t) = |Х (t) + Y(t)|. Суммарный показатель качества должен быть более высоким, чем результат сложения двух функций, т. к. из показателя «качество производства» Х (t) исключается некоторая величина ΔХ (t), характеризующая параметры, не воспринятые сложившейся системой эксплуатации, а в показатель «эксплуатационное качество» Y(t) включается величина ΔY(t), которая учитывает более полные требования потребителя к функциональному назначению дизеля и превалирует над ΔХ (t), т. е. ΔY(t) > ΔХ(t). Однако в стоимостном выражении ситуация является обратной, т. е. СΔY < СΔХ. Окончательно Z(t) + ΔZ(t) = |Х(t) - ΔХ(t)| + |Y(t) + ΔY(t)|. Надёжность судовых дизелей. Надёжность машин является одной из важнейших составляющих их качества. Вопрос надёжности судовых дизелей является частью общей теории надёжности машин. Однако судовые поршневые двигатели, как объекты морской техники и технологии, в отличие от наземных двигателей (транспортных и стационарных), имеют специфические особенности, связанные с эксплуатационной средой. Так, дополнительные инерционные нагрузки, вследствие качки судна, требуют увеличения допускаемых пределов прочности ряда элементов механизма преобразования движения (в абсолютном большинстве - кривошипно-шатунного), что регламентируется требованиями Российского морского регистра судоходства. Своё влияние на надёжность объектов морской техники оказывает достаточно химически активная эксплуатационная среда, способствующая возникновению коррозии. Несомненно, условия эксплуатации, а именно качка судна и связанные с ней силы инерции, действующие не только на твёрдые, но и на жидкие и газообразные тела, влияют на протекание рабочих процессов в двигателях и других элементах судовых энергетических установок, и этот вопрос изучен недостаточно [8]. ГОСТ 27.002-83 дает следующее определение надежности: «Надежность - свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех показателей, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования». Тогда, если принять в качестве комплексного показателя надёжности символ D (dependable), можно записать неявную функциональную зависимость: D = Σ Ii F[fΣ (N, n, g, R), S, t, Y], где Σ Ii - совокупность показателей, характеризующих работу дизеля, при i = 1 … k; fΣ (N, n, g, R) - функции заданных режимов и условий применения (N - мощность, n - частота вращения коленчатого вала, g - удельные расходы топлива и масла, R - все виды ресурсов); t - регламентное время наработки; S - количество систем, механизмов и узлов в составе двигателя; Y - внешние эксплуатационные условия функционирования дизеля. Показатель надёжности можно представить в виде более явной зависимости, как трансцендентное уравнение: D = Σ Ii x gy/Sm tz Rk Nr nh Yq, (2) где x, y, z, m, k, r, h, q - показатели степени, характеризующие весомость каждого аргумента уравнения (2). Большое значение в исследовании характеристик качества играет математическое моделирование [9]. Моделирование надёжности проводится с целью формализованного описания процессов, возникновения отказов элементов во времени в зависимости от действующих нагрузок и внутренних свойств элементов. Моделирование надёжности проводится для формального описания с позиции надёжности процесса функционирования системы как процесса взаимодействия её элементов при выполнении поставленной задачи. Заключение Качество и надёжность поршневых двигателей, в том числе судовых, определяются в первую очередь набором функциональных характеристик, определённых для того или иного двигателя при проектировании. Способность конструкторов и непосредственных производителей обеспечить заданный набор характеристик высококачественной организацией рабочего процесса, материалами, современными технологическими методами обработки и сборки, рекомендованными топливами и маслами, методами диагностики и регламентами технического обслуживания, а главное - учётом реальных условий эксплуатации, создают предпосылки качественной и надёжной работы машины во всех мощностных диапазонах работы.