ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ГОРОДСКИМ АВТОБУСНЫМ ПЕРЕВОЗКАМ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ЗАЯВКАМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Изучение макрологистических систем общественного транспорта требует учета региональных особенностей его функционирования. Логистический подход к управлению пассажирскими перевозками требует объединения отдельных звеньев процесса перевозок в единую систему, в которой действует большое число факторов и причинно-следственных связей, способную обеспечить качественный и эффективный перевозочный процесс. Отдельные виды городских автобусных перевозок, например перевозка пассажиров при помощи маршрутных такси, реализуют один из основных логистических принципов - «от двери до двери». Применительно к пассажирским перевозкам логистика рассматривает совокупность проектных решений, технических средств и методов организации и управления, которые обеспечивают решение основных задач: скорость, надежность, безопасность доставки пассажиров при минимальных затратах. Единственным способом решения данной проблемы является оптимизация системы управления работой городского транспорта, в том числе городских автобусных перевозок за счет оперативной организации рациональных маршрутов. В отличие от обычной системы городского общественного транспорта, получающего в качестве субсидий дополнительные средства из муниципального бюджета, что удорожает стоимость пассажиро-километра, разработка гибкой, эффективно действующей системы перевозок пассажиров маршрутными такси по предварительным заказам позволит удовлетворить большую часть запросов жителей при должном уровне сервиса, вариативности маршрутов и минимальном времени ожидания подачи транспортного средства.

Ключевые слова:
пассажирские перевозки, логистические принципы, перевозки по предварительным заказам, эффективность системы перевозок
Текст
Введение Необходимость применения новых управленческих решений при организации работы общественного транспорта потребовала создания качественно новых систем управления, способных гибко реагировать на быстро изменяющиеся условия среды и приоритеты потребителей. Представление перевозочного процесса в виде логистической цепи операторов и объектов инфраструктуры, взаимодействующих посредством логистических связей, позволяет оптимизировать процесс производства транспортных услуг, обеспечить удовлетворение потребностей различных категорий населения на основе рационального использования имеющихся экономических ресурсов. Разработка эффективной системы пассажирских перевозок по предварительным заказам маршрутными такси позволяет минимизировать время ожидания, улучшить систему управления, повысить качество работы автотранспортных предприятий. При исследовании социально-экономической эффективности городских автобусных перевозок с целью оптимизации рациональных маршрутов доставки пассажиров необходимо использовать логистические подходы и принципы. Логистика городских пассажирских перевозок С точки зрения логистики городские автобусные перевозки, как и другие типы перевозок наземными видами транспорта, представляют собой классический пример унимодальных перевозок. В то же время во всем мире начинают внедряться более сложные схемы интермодальных перевозок - двумя и более видами транспорта, с сохранением единого билета, с ограничениями по времени либо расстоянию. Отдельные виды городских автобусных перевозок, например перевозка пассажиров при помощи маршрутных такси (транспортные средства - автобусы особо малой и малой вместимости) реализуют один из основных логистических принципов - «от двери до двери» [1]. Применительно к пассажирским перевозкам логистика рассматривает совокупность проектных решений, технических средств и методов организации и управления, которые обеспечивают решение основных задач: скорость, надежность, безопасность доставки пассажиров при минимальных затратах. Функционирование логистической системы позволяет получать представление о состоянии рынка пассажиров и своевременно корректировать работу городских пассажирских перевозок для обеспечения наиболее точного соответствия потребностям пассажиров. Логистический подход к организации пассажирских перевозок предполагает как можно более полный учет требований пассажиров, которые являются потребителями транспортных услуг городского транспорта. Важный фактор качества транспортного обслуживания - скорость сообщения, которая прямо определяет время, затрачиваемое пассажиром на поездку [2]. Следует добиваться, чтобы транспортные средства не просто обеспечивали связь различных районов города между собой, но и в первую очередь удовлетворяли реальные транспортные потребности жителей города, имеющие четкие временные и пространственные характеристики. Тем самым будет реализован один из основных принципов логистических систем - первоочередное удовлетворение требований потребителя с учетом особенностей развития и состояния транспортного парка. Таким образом, систему пассажирских перевозок крупного города необходимо рассматривать исходя из логистической концепции равновесия интересов всех участников транспортного процесса. Функционирование такой логистической системы должна обеспечивать центральная диспетчерская служба, которая анализировала бы входящие информационные потоки и создавала бы соответствующие управляющие воздействия по типу вертикальных связей [3]. Внутренние потоки информации между отдельными перевозчиками, между транспортом и другими элементами города (население, градостроительство и т. д.), которые входят в логистическую информационную систему не будучи подчиненными друг по отношению к другу, являются горизонтальными. Таким образом, в логистической информационной системе городских пассажирских перевозок функционирует механизм обратной связи как для оперативного, так и для стратегического управления, что обеспечивает управляемость макрологистической системы. В то же время учет факторов внешней среды обеспечивает обоснованность процесса принятия оперативных и стратегических решений. В настоящее время решение транспортной проблемы крупных городов может быть получено только на базе развития общественного транспорта. Однако следует отметить, что уровень развития городского транспорта в России отстает от потребностей населения. Эту ситуацию нельзя разрешить экстенсивно, простым увеличением транспортных средств, перевозящих пассажиров, поскольку затраты на их содержание и эксплуатацию приведут к нерентабельности автотранспортного предприятия. Единственным способом решения проблемы является оптимизация системы управления работой городского транспорта, в том числе городских автобусных перевозок, за счет оперативной организации рациональных маршрутов [4]. Ситуация осложняется тем, что в настоящее время значительная доля рынка по перевозке пассажиров в городах принадлежит коммерческим предприятиям, осуществляющим в большинстве случаев маршрутные перевозки автобусами малой и особо малой вместимости. В России городские пассажирские перевозки, осуществляемые маршрутными такси, развивались до настоящего времени в основном по экстенсивному направлению, что предусматривало увеличение числа маршрутов и подвижного состава на них [5]. В качестве одного из путей решения проблемы выступает система перевозок пассажиров маршрутными такси по предварительным заказам. Там, где перед коммерческими компаниями стоит прежде всего задача извлечения прибыли, перед общественным транспортом стоит целый ряд задач: решение проблем, вызванных городским планированием, удовлетворение потребностей льготных категорий населения, улучшение жизни маломобильных групп населения и т. д. Именно поэтому к управлению этой социально и экономически важной системой должны предъявляться повышенные требования. Система должна быть адекватной как в процессе проектирования и эксплуатации, так и на стадиях совершенствования. В отличие от обычной системы городского общественного транспорта, получающего в качестве субсидий дополнительные средства из муниципального бюджета, что удорожает стоимость пассажиро-километра, гибкая, эффективно действующая система перевозок пассажиров маршрутными такси по предварительным заказам позволит удовлетворить большую часть запросов жителей при должном уровне сервиса, вариативности маршрутов и минимальном времени ожидания подачи транспортного средства, не загоняя пассажиров в узкие рамки ограниченного набора маршрутов. Подобные системы перевозок пассажиров по предварительным заказам давно и успешно функционируют за рубежом, в городах Северной Америки и Западной Европы, исповедуя основной логистический принцип доставки пассажиров «от двери до двери» [6] (например, системы типа «Dial-a-Ride»). В России в настоящее время имеется опыт реализации подобных систем, в частности в Москве, однако он ограничен узким профилем перевозок маломобильных категорий населения (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п.) - аналогично услуге Access-a-Ride в Нью-Йорке и другим paratransit-сервисам. В то же время база инфраструктуры, необходимой для организации пассажирских перевозок по предварительным заказам в российских городах, уже имеется, пусть немного в ином качестве. Речь идет о деятельности различных диспетчерских служб легковых такси (например, «Таксолет»), функционирующих в крупных и средних городах (Астрахань, Волгоград, Владимир). Эффективно действующий call-центр, способный обрабатывать большой массив заказов, и существующее программное обеспечение можно переориентировать на обработку заявок для маршрутных такси. Помимо заказов по телефону, уже сегодня можно организовать подачу предварительных заявок через Интернет в режиме on-line (например, воспользовавшись сервисом Uber). Интересным моментом данного сервиса является «привязка» банковской карты, что позволяет сделать оплату проезда более легкой и удобной для пользователей. Все вышеперечисленные решения уже сегодня можно использовать при организации системы управления маршрутными такси по предварительным заказам. Для реализации поставленной цели, а именно разработки моделей и алгоритмов управления и принятия управленческих решений, возникающих при функционировании такой социально-экономической системы, как маршрутные таксомоторные перевозки, необходимо выполнить ряд мероприятий. В их числе составление алгоритма действий, подходов и методов. Необходим грамотный механизм распределения маршрутов по времени выполнения и направлению. Необходимо территориальное зонирование городов для определения оптимальной стоимости проезда, а также организации маршрутов. Следует продумать систему подготовки и прокладки новых маршрутов и передачи их водителям. Все это можно реализовать программными средствами при помощи методов и средств математического и имитационного моделирования. Разработанная подпрограмма [7, 8] позволит в режиме реального времени передавать водителям информацию о дополнительных пассажирах по маршруту, если вместимость транспортного средства не использована. В конечном итоге необходимы численные и физические эксперименты по проверке адекватности предложенных моделей. Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: - исследование существующих методов и структуры управления работой маршрутных такси как единой логистической системы; - формирование требований к моделям и алгоритмам управления работой маршрутных такси; - разработка моделей управления маршрутными такси: управления транспортным ресурсом, находящимся на маршруте; управления маршрутными такси в условиях сбойной ситуации на маршруте; управления работой маршрутных такси по предварительным заявкам; - разработка алгоритмов решения задач управления и принятия решений в социально-экономической системе городских автобусных перевозок; - разработка информационного и специального программного обеспечения логистической системы управления маршрутными такси; - внедрение разработанных средств поддержки принятия управленческих решений и проведение оценки их социально-экономической эффективности. Только решение вышеперечисленных задач позволит реализовать поставленную цель по разработке системы управления маршрутных такси по предварительным заказам. Заключение Для повышения эффективности функционирования транспортных предприятий на региональном рынке пассажирских услуг необходимо разработать стратегию взаимодействия регионального регулирующего органа и объекта управления - автотранспортного предприятия. Создание системы обслуживания пассажиров маршрутными такси по предварительным заказам является одним из путей решения проблем загруженности улиц, безопасности перевозок, экологической чистоты и удовлетворения запросов пассажиров в качественном обслуживании.
Список литературы

1. Турпищева М. С. Математическое моделирование пассажиропотоков на автомобильном транспорте / М. С. Турпищева, Е. Р. Нургалиев // Интерстроймех-2011: материалы Междунар. науч.-техн. конф. Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2011. С. 311-315.

2. Гудков В. А. Математическое моделирование муниципальных автотранспортных пассажирских перевозок / В. А. Гудков, М. С. Турпищева, Е. Р. Нургалиев // Автотранспортное предприятие. 2010. № 4. С. 35-37.

3. Турпищева М. С. Методика оценки качества системы пассажирских автоперевозок / М. С. Турпищева, Е. Р. Нургалиев // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. 2014. № 1 (57). С. 42-46.

4. Турпищева М. С. Управление транспортной системой на основе моделирования взаимоувязанного движения автотранспортных и пассажирских потоков / М. С. Турпищева, Е. Р. Нургалиев // Инновационные технологии в машиностроении: проблемы, задачи, решения: сб. науч. тр. Орск: Изд-во Орск. гуманит.-технолог. ин-та (филиала) ОГУ, 2012. С. 210-215.

5. Волков В. С. Особенности организации и управления работой маршрутных такси по заявкам // В. С. Волков // Вестн. Воронеж. гос. техн. ун-та. 2009. Т. 5, № 10. С. 69-71.

6. Нургалиев Е. Р. Логистические модели пассажирских транспортных комплексов / М. С. Турпищева, Е. Р. Нургалиев // Сб. науч. тр. № 5 по направлению «Технология, организация и управление автомобильными перевозками. Теория и практика» Всерос. 66-й науч.-практ. конф. на базе ФГБОУ ВПО СибАДИ. Омск: СибАДИ, 2012. С. 115-121.

7. Турпищева М. С. Моделирование системы логистических операций методами теории массового обслуживания / М. С. Турпищева, Е. Р. Нургалиев / Евразийский cоюз ученых. 2014. № 9 (17). Ч. 2.С.42-45.

8. Нургалиев Е. Р. Математическое моделирование автотранспортных пассажирских перевозок / Е. Р. Нургалиев: моногр. / LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 122 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?