Беогород, Белгородская область, Россия
В статье представлены идеи развития исследовательского потенциала старшеклассников в школе полного дня, которая строится в соответствии с идеологией нового Федерального государственного стандарта. Особое внимание автор обращает на способы реализации идей субъективности и субъектности в развитии исследовательских качеств старшеклассников на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий в условиях тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
старшеклассники, исследовательский потенциал, информационно-коммуникационные технологии, субъектность, субъективность, государственный образовательный стандарт, школа полного дня.
Идея модели школы полного дня не нова. Хорошо известно, сколько проблем возникало, если эта модель была реализована в образовательной системе, ориентированной на трансляцию сведений, умений и навыков. С позиций идей нового образовательного стандарта образовательная модель школы полного дня, интегрирующая школьное и дополнительное образование обущающихся, призвана отразить мировые образовательные тренды и вызовы времени:
- обеспечить эффективную систему постоянного, эволюционного обновления содержания образовательных программ в ответ на культурные и технологические изменения («не давать устаревать новому стандарту»);
- преодолеть формальное («архаичное») обучение в рамках классно-урочной системы;
- снизить тенденцию повышения отличий в результатах обученности между группой «одаренных» и группой «обычных» школьников;
- повысить уровень функциональной грамотности обучаемых, «умений применять знания на практике»;
- более активно расширять функции и повышать ответственность системы дополнительного образования;
- увеличивать тесноту связей школы с территориальными детскими организациями, детской культурной индустрией;
- усилить взаимодействие с семьей;
- активно использовать информационно-коммуникационные ресурсы в решении конкретных педагогических задач.
Именно школа такой модели может стать организатором получения образования школьниками, обеспечить развитие их исследовательского потенциала, который проявляется в стремлении и способностях личности исследовать новизну и сложность изменяющегося мира, в умениях создавать новые стратегии деятельности и поведения, в «компетенциях обновления компетенций», отражающих процессы глобализации, информатизации современного общества, жизнедеятельности в ситуациях неопределенности. Конечно, нужно время, чтобы педагоги осмыслили пути перехода от традиционной (нормативной) образовательной системы к образовательной системе, которая будет ориентирована на возрастание субъектности учеников.
1. Макотрова Г.В. Экспертная оценка учебно-исследовательской культуры школьников // Исследовательская работа школьников. — 2008. — № 1. — С. 33–41.
2. Ковалева Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику // Педагогика. — № 5. — 2013. — С. 51–56.
3. Cеливёрстова Е.Н. Концептуализация научных представлений о развивающей функции обучения: на пути к неклассической дидактике // Основные тенденции развития дидактики: инновационный потенциал дидактического знания: материалы междунар. науч.-практ. конф. — М.; Ярославль: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. — С. 75–83.
4. Макотрова Г.В. Принципы использования сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников // Народное образование. — 2012. — № 1. — С. 189–195.
5. Макотрова Г.В. Разработка культуротворческих ситуаций с помощью Интернета // Народное образование. — 2012. — № 7. — С. 207–214.
6. Макотрова Г.В. Использование сети Интернет в культуротворческих ситуациях развития исследовательских качеств личности старшеклассника // Образование и общество. — 2012. — № 1. — С. 45–50.
7. Макотрова Г.В. Исследовательский потенциал старшеклассников: конструирование учебных заданий // Народное образование. — 2013. — № 7. — С. 153–159.