Россия
ВАК 05.13.01 Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
ВАК 05.13.06 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)
ВАК 05.13.10 Управление в социальных и экономических системах
ВАК 05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
ВАК 05.13.19 Методы и системы защиты информации, информационная безопасность
УДК [004.588:004.432.2]:004.4’232
ГРНТИ 20.01 Общие вопросы информатики
ГРНТИ 28.01 Общие вопросы кибернетики
ГРНТИ 49.01 Общие вопросы связи
ГРНТИ 50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
ГРНТИ 82.01 Общие вопросы организации и управления
ББК 32.973.2-018:32.973.23
Рассматривается проблема разработки обучающей среды для начального обучения программированию. Описывается семантический редактор, отличительной особенностью которого является возможность представлять одну и ту же программу на разных языках программирования. Редактор оперирует семантической моделью программы в виде семантического дерева. Предложенный подход позволил полностью отказаться от фазы синтаксического анализа кода и существенно сократил лексический анализ. Система позволяет добавлять новый синтаксис и обеспечивает создание методических материалов непосредственно в редакторе.
обучающая система, семантический редактор, учебный язык, семантическая модель, синтаксис как интерфейс, грамматика представления
1. Ведяева Е. С. Возможности языков программирования Visual Basic при обучении алгоритмизации и программированию / Е. С. Ведяева, С. Ю. Ведяева / Информационные технологии в образовании. XVIII Междунар. конф.-выставка: сб. тр. конф. Ч. VI. – М.: МИФИ, 2008. – С. 19–20.
2. Бельчусов А. А. Повышение эффективности обучения программированию в школе и вузе / А. А. Бельчусов, А. В. Степанов // Материалы V Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы информатизации образования: региональный аспект», Чебоксары, 25–27 апреля 2007 г. – Чебоксары, 2007. – С. 27–33.
3. Потопахин В. В. Современное программирование с нуля! / В. В. Потопахин. – М.: ДМК Пресс, 2010. – 242 с.
4. Онищенко В. А. Проблемы контроля знаний в компьютерном учебнике по языкам программирования / В. А. Онищенко // Материалы V Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы информатизации образования: региональный аспект», Чебоксары, 25–27 апреля 2007 г. – Чебоксары, 2007. – С. 241–245.
5. Хохлов Д. Г. Электронное обучение основам программирования: проблематика и подходы / Д. Г. Хохлов // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). – 2012. – Т. 15, № 1. – С. 567–593.
6. Столяров А. В. Язык С и начальное обучение программированию / А. В. Столяров: http://www.stolyarov.info/pvt/anti_c.
7. Кушниренко А. Г. Программирование для математиков / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев: учеб. пособие для вузов. – М.: Наука, 1988. – 384 с.
8. Кушниренко А. Г., Лебедев В. Г. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать / А. Г. Кушниренко, В. Г. Лебедев: метод. пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 464 с.
9. Информатика-21. Программное обеспечение: http://www.inr.ac.ru/~info21/software.htm.
10. Поляков К. КуМир и школьная информатика / К. Поляков: http://kpolyakov.blogspot.ru/2011/04/blog-post_5678.html.
11. Куркина Л. Г. Русифицированные мини-исполнители во вводных курсах программирования / Л. Г. Куркина, Ф. В. Ткачев, И. А. Цвелая: http://www.inr.ac.ru/~info21/texts/bytic-xx-2009.htm.
12. Шнейдерман Б. Психология программирования. Человеческий фактор в вычислительных и информационных системах / Б. Шнейдерман. – М.: Радио и связь, 1984. – 304 с.
13. Дединский И. Р. Аналитический подход к довузовскому преподаванию программирования / И. Р. Дединский: http://storage.ded32.net.ru/Lib/Doc/AnalyticApproach2010.pdf.
14. Лаптев В. В. Требования к современной обучающей среде по программированию / В. В. Лаптев // Объектные системы-2010 (Зимняя сессия): материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Ростов-на-Дону, 10–12 ноября 2010 г. – Ростов н/Д, 2010. – C. 104–110.
15. Грачёв А. Д. Разработка учебного языка программирования и интерпретатора для обучающей среды / А. Д. Грачёв, В. В. Лаптев // Объектные системы-2012: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Ростов-на-Дону, 10–12 мая 2012 г. – Ростов н/Д: ШИ ЮРГТУ (НПИ), 2012. – C. 92–101.
16. Давыдов С. В. IntelliJ IDEA. Профессиональное программирование на Java / С. В. Давыдов, А. А. Ефимов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 800 с.
17. Пауэрс Л. Microsoft Visual Studio 2008 / Л. Пауэрс, М. Снелл. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 1200 с.
18. Грачев Д. А., Лаптев В. В. Семантический редактор автоматизированной обучающей системы по программированию // Свидетельство об офиц. регистрации программ для ЭВМ № 2011619172, Россия – зарегистрировано 25.11.2011.
19. Страуструп Б. Дизайн и эволюция С++ / Б. Страуструп. – М.: ДМК Пресс; СПб.: Питер, 2006. – 448 с.
20. Дейкстра Э. Дисциплина программирования / Э. Дейкстра. – М.: Мир, 1978. – 275 с.
21. Гамма Э. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования / Э. Гамма, Р. Хелм, Р. Джонсон, Дж. Влиссидес. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.
22. Хорстман К. С. Java 2. Библиотека профессионала. Т. 1. Основы / К. С. Хорстман, Г. Корнелл. – М.: ООО «Изд. дом «Вильямс», 2011. – 816 с.
23. Ольсен Э. Visual Basic.NET. Разработка классов: Справочник / Э. Ольсен, Д. Эллисон, Дж. Спир. – М.: СП ЭКОМ, 2003. – 416 с.