Саранск, Россия
В статье рассматриваются особенности технологии развития критического мышления через чтение и письмо и возможности ее использования на уроках русского языка и математики в начальной школе. Даны рекомендации по применению описанных приемов, алгоритм их применения. Приводятся разработки фрагментов соответствующих уроков по русскому языку и математике.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, технология критического мышления, вызов, осмысление, рефлексия, приемы развития критического мышления.
Работа проводилась при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (проект 2.1.1. «Решение комплексных проблем по разработке и внедрению гуманитарных технологий в образовательную практику на базе научно-образовательных центров и научно-исследовательских лабораторий»).
Система российского начального общего образования в начале ХХI в. предполагает приведение его содержания в соответствие с основными требованиями, изложенными в государственных документах. Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: «рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками <…> в познавательной деятельности» [14, с. 3]. Кроме того, в материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одними из ценностных ориентиров являются: «освоение способов решения проблем творческого и поискового характера», «развитие навыков сотрудничества», «освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии», «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»[14, с. 8–9].
Ребенок, который к окончанию начальной школы не приобрел этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к занятиям, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником школы, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять работу [8, с. 48].
1. Андронова О.В. Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе: дис. … канд. пед. наук. — М., 2010. — 245 с.
2. Бакулин С.В., Замкин П.В. Педагогическая поддержка как технология формирования готовности учащихся к личностным достижениям // Гуманитарные науки и образование. — 2012. — № 3 (11). — С. 7–10.
3. Бакулина И.В. Исторические аспекты проблемы развития критического мышления в образовательной деятельности // Вестник Тамбовского университета. — 2010. — № 2 (82). — С. 104–106.
4. Водолазов Г.Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. — 2005. — № 5. — С. 109–117.
5. Водолазов Г.Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. — 2005. — № 6. — С. 128–134.
6. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе: учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». — Нижний Новгород: ОНС «Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение», 2007. — 182 с.
7. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика: учебник. 1 кл. Ч 2. — М.: Изд. дом РАО Баласс, 2005. — 80 с.
8. Дубова М.В. Компетентность и компетенция как педагогические категории: определение, структура, классификация // Гуманитарные науки и образование. — 2011. — № 2. — С. 17–22.
9. Дубова М.В., Ковтаенкова Е.В. Формирование учебной самостоятельности младших школьников средствами математики // Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 5. — С. 48–51.
10. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2004. — 175 с.
11. Зейналов Г.Г. Философское значение концепции устойчивого развития // Гуманитарные науки и образование, 2011, № 1. — С. 51–56.
12. Зыкова Т.В., Шерихова И.Е., Храмова Ю.Н. Актуальное использование технологии развития критического мышления в учебном процессе // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2013. — № 3. — С. 89–95.
13. Королёва А.В. Философские аспекты критического мышления // Гаудеамус. — 2011. — № 1. — С. 16–22.
14. Медведев А.Ф. Добро и зло в воззрениях софиста // Вестник Русского христианского гуманитарного института. Вып. 4. — СПб., 2001. — С. 372–397.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010). — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.
16. Хакимов Р.З. «Разум» как детерминирующий фактор в философской системе Анаксагора // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. — 1993. — № 3. — С. 56–64.
17. Шалина О.Н. К вопросу о реализации эвристического метода обучения на занятиях по геометрии // Гуманитарные науки и образование. — 2011. — № 2 (6). — С. 133–135.