В статье раскрываются трудности формирования навыков межличностного взаимодействия у детей-сирот, воспитывающихся в условиях школ-интернатов. Приведена методика психолого-педагогической диагностики уровней социальной адаптации детей-сирот разных возрастных групп на основе школьных консилиумов специалистов разного профиля, а также система педагогического сопровождения, включающая тренинг, специальные авторские программы и коммуникативные средства, позволяющие преодолеть негативные явления дезадаптации.
общение, адаптация, тренинг, сопровождение, консилиум.
ЗНАЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
В социально-психологическом смысле суть человеческой жизни можно определить как общение, ибо все пространство жизнедеятельности человека межличностно по своему характеру. Однако эффективные навыки взаимодействия с людьми не появляются сами по себе, не возникают по волшебству, им обучают. И особенно важно начинать обучение навыкам общения, развивать культуру поведения как можно раньше, с детского возраста. Впечатления данного возрастного периода оставляют неизгладимый след в сознании человека, он впитывает в себя социальные нормы и правила окружающего мира [8].
В своем труде «Психология сиротства» А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых подчеркивают важность раннего развития ребенка-сироты, которая обусловлена значительными изменениями всей его жизни. Для детей, растущих вне семьи, это обычно означает еще и смену детского учреждения: из дошкольного детского дома они попадают в детские учреждения школьного типа (школьный детский дом, школа-интернат и др.) [10]. Ребенка-сироту необходимо «ввести в сложный мир человеческих отношений», его нужно приучать жить среди людей, формируя такие психологические качества, как толерантность, способность к эмпатии, чувствительность, бережное отношение к своему и чужому опыту [10, с. 7].
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Изб. психол. труды. В 2 т. — М.: Педагогика, 1980.
2. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития / пер. с англ. — М: Прогресс, 2000.
3. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребёнка / А.В. Запорожец. Избр. психол. труды. В 2 т. — М.: Педагогика, 1986.
4. Козлова С.А., Шахманова А.Ш. Педагог детского дома. — Балашов: Николаев, 2011.
5. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М.: Генезис, 1997.
6. Леонтьев А.А. Психология общения. — М.: Смысл, 1999.
7. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. – М.: Просвещение, 1975.
8. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. — М., 1987.
9. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога. — 1998. — № 1.
10. Прихожан А.М., Толстых М.Н. Психология сиротства. — СПб.: Питер, 2007.
11. Цылеев В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 3.
12. Цылеев В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 4.