Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сельскохозяйственное консультирование – самый быстрый и оптимальный путь по доведению до сельхозтоваропроизводителей новых знаний, умений и навыков современного, рентабельного и конкурентного хозяйствования. В связи с неразвитостью информационных технологий в агропромышленном комплексе (АПК), недостатком квалифицированных кадров и надежных источников информации, в России востребованность в сельскохозяйственном консультировании значительно больше, чем в развитых странах. В настоящее время в деятельности информационно-консультационной службы имеются недостатки, сдерживающие эффективность ее работы. Для их устранения предлагаются мероприятия по решению кадровой проблемы, проблем повышения финансовой независимости, материального и технического оснащения служб, расширению спектра оказываемых услуг, созданию единого информационного пространства АПК, развитию инновационного обеспечения. Реализация данных положений позволит создать в АПК федеральную информационно-консультационную службу, функционирующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности производства и являющуюся одним из основных инструментов реализации государственной агропродовольственной политики.

Ключевые слова:
сельскохозяйственное консультирование, агропромышленный комплекс, информационно-консультационная служба, единое информационное пространство
Текст
В рамках проходившего 7–8 сентября 2012 г. во Владивостоке Делового саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) одна из дискуссий была посвящена продовольственной безопасности планеты. Темой дискуссии «Продовольственные ресурсы: накормить 7 миллиардов человек» стали вопросы, связанные с доступностью и распределением мировых продовольственных ресурсов. По прогнозам ООН, к 2025 г. население Земли составит около 8 млрд человек, а к 2050 г. – 9 млрд. Чтобы обеспечить продовольствием всех жителей планеты, объем производства продовольствия необходимо будет увеличить на 70 % [1]. В свете данных проблем крайне необходимо всеми доступными путями развивать отечественное сельское хозяйство. Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая на пресс-конференции по итогам форума АТЭС, отметил: «Ещё одно важное направление – обеспечение продовольственной безопасности. Отмечу поддержку партнёрами российских предложений о повышении стабильности продовольственных рынков, расширении доступа к продовольствию для социально уязвимых слоев населения. Мы говорили о привлечении инвестиций и инноваций, инновационных технологий в сельское хозяйство, о борьбе с незаконной добычей и торговлей морскими биоресурсами. Все экономики АТЭС устремлены в будущее, а будущее, безусловно, за инновациями. Мы выступаем за формирование единого образовательного пространства в регионе, за налаживание комплексного взаимодействия между профильными ведомствами, исследовательскими центрами, учебными заведениями и бизнесом» [2]. В современном мире развитие большинства областей деятельности тесно связано с тем, насколько полно и эффективно развиты и используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Новые играют решающую роль во многих отраслях экономики, а информатизация является одним из главных направлений, способствующих разработке и тиражированию инновационных научных достижений, определяющих эффективность инновационного процесса в целом, в том числе и в агропромышленном комплексе (АПК) и сельском хозяйстве. Сельхозтоваропроизводители в большинстве случаев не могут самостоятельно сориентироваться в большом количестве информации, поступающей из всевозможных источников, и, следовательно, внедрить необходимые инновации. Деятельность сельскохозяйственных консультантов направлена на оказание помощи сельхозтоваропроизводителям в решении данной проблемы. В настоящее время самым быстрым и оптимальным путем по ознакомлению сельхозтоваропроизводителей с новыми знаниями, навыками и умениями в сфере современного рентабельного хозяйствования считается их эффективно осуществляемое взаимодействие со службами информационного консультирования. Недостаточная развитость применяемых в сельском хозяйстве информационных технологий, дефицит квалифицированных кадров и нехватка надежных, проверенных источников информации обусловливают большую необходимость в информационно-консультационных услугах. Доведение полезной информации до крестьян имеет долгую историю. Первый пример встречается еще в Месопотамии в 1800 г. до н. э. К концу XIX в. консультационные службы были созданы в Германии, Дании, Италии, Нидерландах, Швейцарии, Австро-Венгрии и России. К началу XX в. информационно-консультационные службы (ИКС) были созданы практически во всех странах Европы, где сложилась современная система информационно-консультационного обслуживания сельского населения. В течение XX в. службы претерпели множество изменений: цели деятельности расширились, увеличилось влияние государственных структур на содержание консультационной работы, возросла доля государственного финансирования. Становление ИКС в России происходило теми же путями, что и в других странах мира. В начале ХХ в. в России была одна из самых развитых в мире систем сельскохозяйственного консультирования – общественная агрономия. Более чем 9 тысяч служащих этой системы распространения новых знаний среди крестьянства внесли свой вклад в преодоление неурожаев и недородов. В советское время консультационные службы продолжали развиваться, не многим уступая мировому уровню оказания консультационных услуг для сельхозпроизводителей. С развалом СССР, переходом от плановой экономики к рыночной, общим упадком сельского хозяйства была разрушена и система информационно-консультационного обслуживания [3]. В начале 90-х гг. XX в. были осуществлены первые попытки реформирования отечественного АПК, и с этим процессом связано начало возрождения ИКС. С 1993 г. в России ведется работа по созданию ИКС АПК. Первые сельскохозяйственные информационно-консультационные центры были созданы за счет совместных проектов, реализованных при поддержке международных организаций и фондов, оказывающих содействие России. При спонсорской поддержке Великобритании, Канады, США и других стран было организовано обучение лиц в Центре подготовки кадров сельхозконсультирования Российского государственного аграрного университета (Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева), создававших региональные консультационные организации, со знакомством опыта Англии, Шотландии, Канады, США, Финляндии и Дании. Такие проекты были выполнены в Астраханской, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тюменской, Ярославской и других областях. В рамках проекта ARIS (Agriculture Reform Implementation Support) с 1994 по 1998 г. ИКС АПК была создана в 26 регионах России. В 2002 г. ИКС были созданы в 65 регионах и 265 районах страны, в них работали 1 800 консультантов. Службы всех уровней осуществили свыше 214 тыс. консультаций по различным вопросам сельскохозяйственного производства [4]. Период с 2000 по 2005 г. характеризуется некоторым спадом в развитии сельскохозяйственного консультирования. Количество региональных и районных центров увеличивалось незначительно, причиной чего можно считать так и не определенный статус системы консультирования, недостаточное или даже полное отсутствие финансирования со стороны федерального и региональных бюджетов и общее безразличное отношение со стороны властных структур. Некоторый положительный сдвиг в процессе становления системы сельскохозяйственного консультирования в стране был связан с принятием Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ, где присутствовала статья «Информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи» (ст. 6, п. 5) [5], и с включением в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года» мероприятий по развитию информационно-консультационного обслуживания в сельской местности. Принятие и реализация этих нормативных документов способствовали развитию районного уровня системы в 2006–2008 гг. и привели к созданию новых 234 районных центров в 29 субъектах Российской Федерации [6]. В регионах, где службы смогли зарекомендовать себя с лучшей стороны, стать надежными доверенными партнерами, к ним стали проявлять все больший интерес сельхозтоваропроизводители, властные структуры и другие субъекты АПК. Информационно-консультационные службы стали надежным поставщиком инновационной информации для сельхозтоваропроизводителей, и их роль в ускорении научно-технического прогресса в сельском хозяйстве значительно возросла. Перспективы дальнейшего развития сельскохозяйственного консультирования были связаны с принятием «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы», в которой содержалась подпрограмма «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства» [7]. В рамках реализации данной подпрограммы в 2008 г. было увеличено количество региональных и районных центров, организованы федеральный и 27 региональных учебно-методических центров. По состоянию на 1 января 2009 г. в составе системы сельскохозяйственного консультирования действовало 56 региональных центров сельскохозяйственного консультирования. Продолжало стабильно расти количество региональных центров, созданных в виде автономных некоммерческих и коммерческих организаций. В 2010 г. центрами сельскохозяйственного консультирования было оказано сельскохозяйственным товаропроизводителям около 750 тыс. консультационных услуг. В настоящее время в России действуют 64 региональных и 532 районных центра, которые оказывают консультационные услуги. Это серьезная поддержка для производителей в области информационного и методического обеспечения их деятельности. За этот период сформировалась главная цель ИКС – повышение эффективности деятельности сельского хозяйства и устойчивости АПК на основе усвоения ИКС инновационных достижений научно-технического прогресса и изучения передового производственного опыта, с целью дальнейшего ознакомления и помощи сельхозтоваропроизводителям в применении научной, технологической и экономической информации. В рамках данной цели система сельскохозяйственного консультирования решает следующие задачи: сбор и обработка информации об инновационных разработках, новых методах хозяйствования, передового производственного опыта и доведение до сельхозтоваропроизводителей данной информации; оказание консультационных услуг по всему спектру хозяйственной деятельности; осуществление профессиональной переподготовки кадров и повышение квалификации и т. д. Однако масштабы деятельности вновь создаваемой информационно-консультационной системы АПК пока не достигли того уровня, который существовал в СССР. Наряду с достигнутыми успехами в деятельности ИКС имеются и серьезные недостатки, сдерживающие развитие служб, снижающие эффективность их работы и не позволяющие системе информационного консультирования АПК в полной мере стать важнейшим элементом рыночной экономики. Наиболее важные из них: - отсутствует единая многоуровневая информационная база нормативных документов; - работа ИКС всех уровней по поиску, апробации и внедрению инновационных технологий происходит без общих целевых установок; - обобщение передового производственного и хозяйственного опыта и его распространение осуществляются службами бессистемно; - большинством служб не осуществляются мониторинг потребностей сельхозтоваропроизводителей, поскольку существующие методы и методики проведения мониторинга не отвечают современным требованиям; - субъекты ИКС в регионах не в полной мере оснащены методическим и кадровым обеспечением; - недостаточно осуществляется работа по подготовке и повышению квалификации кадров, не хватает отраслевых специалистов, имеющих дополнительные знания, опыт и навыки в области консультационной деятельности; - не разработаны комплексные методики оценки эффективности функционирования ИКС и их субъектов; - осуществляется недостаточное финансирование из федерального, региональных и местных бюджетов, что затрудняет обеспечение служб необходимой материально-технической базой и не позволяет нанимать высококвалифицированных специалистов, и средства, которые выделяются из федерального и регионального бюджетов, используются недостаточно эффективно; - многие субъекты сельскохозяйственного консультирования, не получая соответствующего бюджетного финансирования, вынуждены заниматься оказанием платных консультационных услуг, но этот механизм до конца не разработан, в частности отсутствуют прейскуранты на информационно-консультационные услуги; - процесс построения информационной системы на основе новейших ИКТ затруднен из-за отсутствия технического оснащения большинства консультантов. Во многом эти проблемы связаны с тем, что тенденции развития системы сельскохозяйственного консультирования недостаточно исследованы, из-за чего существуют крайне противоречивые воззрения и подходы к организации системы сельскохозяйственного консультирования и основополагающим направлениям ее развития. Исследование трудов Н. В. Акканиной [8], П. В. Дацюка [9], Г. М. Демишкевича [10], О. В. Киреевой [11] и других ученых по вопросам формирования и развитию системы информационно-консультационного обеспечения АПК позволяет сделать вывод о настоятельной необходимости устранения существующих недостатков в деятельности сельскохозяйственного консультирования, используя комплексный системный подход к его организации в России. Предлагаемые в рамках данного подхода мероприятия представлены в таблице. Мероприятия по комплексному развитию информационного консультирования в сельском хозяйстве России Существующая проблема Предлагаемые мероприятия Кадровая проблема Оказывать финансовую поддержку сельхозконсультантам из бюджетов всех уровней, с целью привлечения и удержания высококвалифицированных специалистов. Организовать повышение квалификации консультантов, в первую очередь по наиболее востребованным направлениям, таким как агротехника, менеджмент, маркетинг, информационные технологии и т. д. Привлекать к консультационной деятельности квалифицированных сотрудников научных, образовательных и других организаций. Закрепить статус консультанта, утвердив порядок сертификации и закрепив его соответствующими нормативно-методическими документами. Организовать ведение общей базы данных о консультантах Проблема повышения финансовой независимости от бюджетного финансирования Постепенно увеличивать долю платных услуг по мере возрастания авторитета служб и повышения платежеспособности сельхозтоваропроизводителей. На начальном этапе организовать субсидирование сельхозтоваропроизводителяей из местных бюджетов для пользования платными услугами. Региональным субъектам системы сельхозконсультирования активнее развивать внебюджетную деятельность, связанную с оказанием практических консультаций Продолжение табл. Существующая проблема Предлагаемые мероприятия Проблемы материального и технического оснащения ИКС Организовать финансовую поддержку сельских консультантов за счет средств федерального и местного бюджетов. Привлекать внебюджетные источники финансирования, совершенствуя механизм их формирования и использования, в конечной цели организовав внебюджетные фонды развития ИКС. Осуществлять строительство новых офисных помещений для ИКС. Обеспечить консультационные центры транспортом для организации мобильной выездной работы. Произвести укомплектование ИКС современным вычислительным, презентационным оборудованием и оргтехникой, необходимым программным обеспечением, включая постоянно обновляемые базы данных, организовать доступ в сеть Интернет. Оснастить ИКС лабораторным оборудованием, переносными полевыми приборами. Обеспечить эффективное взаимодействие учреждений и предприятий региона, влияющих на развитие агропромышленного комплекса Совершенствование деятельности ИКС Произвести реструктуризацию региональных и районных ИКС, не отвечающих основополагающим принципам организации и функционирования службы. Создать единое законодательное и нормативно-методическое, инновационное и информационное пространство, стремясь к образованию интегрированной и многоуровневой государственной информационно-консультационной системы АПК. Государственным властным структурам необходимо более опосредованно координировать развитие сельскохозяйственного консультирования. Субъектам сельхозконсультирования необходимо чаще участвовать в проектах, связанных с развитием сельских территорий и сельского малого предпринимательства. Привлекать субъекты сельскохозяйственного консультирования в разработки и комплектацию заказов на научно-исследовательские работы в АПК, с учетом их предложений Расширение спектра оказываемых услуг Обеспечить постоянное пополнение информационных фондов, пополнять и актуализировать базы данных, совершенствовать их структуры. Развивать на основе коммуникационных технологий информационную систему, способную обеспечить товаропроизводителям максимально свободный доступ к информационным ресурсам в сфере науки, технологий и образования. Отработать систему информационных связей ИКС с органами управления АПК, поставщиками, разработчиками и другими субъектами АПК. Используя современные информационные технологии, обеспечить рекламную деятельность ИКС Создание единого информационного пространства АПК Объединить службы информации АПК федерального, регионального и районного уровней в единую информационную систему. Всем субъектам информационно-консультационной деятельности создать и обновлять собственные Web-сайты. Обеспечить интеграцию компьютерного, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения на всех уровнях информационно-консультационной системы. Осуществить интеграцию единой информационной системы АПК с сетью Интернет для достижения оптимального результата в сборе данных по проблемам, находящимся в компетенции служб всех уровней, а также для распространения инноваций и рекламной деятельности. Для создания единого информационного пространства осуществить консолидацию усилий властных структур и субъектов информационно-консультационной деятельности АПК Инновационное обеспечение АПК Обеспечить условия для ускоренного изучения, апробации и внедрения высокоэффективных и быстроокупаемых инновационных проектов. Сформировать банк инновационных разработок в АПК. Осуществить разработку методов экономической оценки инновационных проектов и создать экономический механизм ускоренного внедрения инноваций в хозяйственной деятельности. Разработать основные принципы прогнозирования и методические основы стратегического планирования инновационной деятельности в АПК. Проводить методическую, информационную и консультационную поддержку сельхозтоваропроизводителей при внедрении инновационных проектов Международное сотрудничество ИКС На основе единого информационного пространства АПК и его интеграции с Интернет сформировать единую интегрированную систему ИКС, включая государства-участники СНГ. Организовывать стажировки работников ИКС за рубежом, их участие в международных выставках, симпозиумах, конференциях и семинарах. Реализовать совместные проекты через международные организации и фонды. Осуществить вступление в международные информационные системы. Участвовать в получении международных грантов, выделяемых на поддержку научных исследований в сельском хозяйстве Продолжение табл. Существующая проблема Предлагаемые мероприятия Государственная поддержка ИКС Сформировать законодательную и нормативно-методическую базу, определяющую юридический статус ИКС. Разработать регламенты деятельности системы сельхозконсультирования, определяющие ее взаимоотношения с основными субъектами АПК. Совершенствовать налоговую систему, предоставлять налоговые льготы для ИКС и хозяйствующих субъектов, пользующихся ее услугами, создав благоприятные условия для осуществления эффективной информационно-консультационной деятельности. Разработать и принять федеральную целевую, а также региональные программы развития ИКС Реализация данных положений позволит создать федеральную информационно-консультационную систему АПК, действующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет внедрения современных инновационных разработок, являющуюся одним из основных инструментов осуществления государственной агропромышленной политики.
Список литературы

1. На Деловом саммите АТЭС-2012 обсудят вопросы продовольственной безопасности // «АТЭС-2012». – 2012 г.: http://rus.apec2012.ru/news/20120629/462708148.html.

2. Путин В. В. Пресс-конференция по итогам форума АТЭС // «Президент России». – 2012 г.: http://с.президент.рф/выступления/16432.

3. Баутин В. М., Лазовский В. В. Сельскохозяйственное консультирование в России в 20 веке: от общественной агрономии до ИКС АПК. – М.: Колос, 1999. – 140 с.

4. Рид Э. Информационно-консультационная служба АПК в постсоветской России // Информ. бюл. Mин-ва сел. хоз-ва. – 1998. – № 3–4. – С. 32–35.

5. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ / «ГАРАНТ-Законодательство (кодексы, законы, указы, постановления) РФ, аналитика, комментарии, практика». – 2006: http://base.garant.ru/12151309.

6. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года»: http://www.programs-gov.ru/3_1.php.

7. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы: http://www.mcx.ru/navigation/ docfeeder/show/145.htm.

8. Акканина Н. В. Основные концепции сельскохозяйственного консультирования. – М.: МСХА, 2004. – 84 с.

9. Дацюк П. В. Отраслевое консультирование как форма продвижения инноваций в производство // Вестн. кадровой политики, аграрного образования и инноваций. – 2008. – № 1. – С. 25–29.

10. Демишкевич Г. М. Формирование и развитие системы информационно-консультационного обеспечения АПК // Вестн. кадровой политики, аграрного образования и инноваций. – 2007. – № 6. – С. 6–12.

11. Киреева О. В. Информационно-консультационные службы АПК регионов России: особенности создания и опыт работы. – М.: МСХА, 2004. – 93 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?