АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ МЯСНОГО ПОДКОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Позиции мясоперерабатывающих предприятий Марий Эл на республиканском рынке достаточно устойчивы. Однако если не продолжать развитие производства и внедрение новейших технологий, возможно снижение конкурентоспособности продукции и, соответственно, спад спроса и ее производства.Проведенный факторный анализ позволил выявить решающие и определяющие причины, обуславливающие рост затрат, себестоимости в соотношении с ценами на собственное и ввозимое сырье, а также готовую продукцию.

Ключевые слова:
конкурентоспособность, продукция, фактор, мясной кластер.
Текст

Введение. К числу проблем предприятий мясного подкомплекса Марий Эл можно отнести отсутствие достаточных финансовых ресурсов для расширения производственных мощностей и для дальнейшего развития предприятия, низкий уровень маркетинговых исследований. При этом предприятия имеют высококвалифицированный управленческий и производственный персонал с многолетним опытом работы, что гарантирует грамотную реализацию разработанных стратегий. Сильной стороной является также фактор качества. При внедрении новых технологий и использовании высококачественного сырья можно значительно повысить спрос на продукцию предприятий. Можно сделать вывод, что позиции мясоперерабатывающих предприятий Марий Эл на  республиканском рынке достаточно устойчивы. Однако если не продолжать развитие производства и внедрение новейших технологий, возможно снижение конкурентоспособности продукции и, соответственно, спад спроса и ее производства.

Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по формированию и реализации стратегии развития мясопродуктового подкомплекса АПК Республики Марий Эл. 

Анализ и обсуждение результатов исследования.  Проведены исследования зависимости объема рынка мясной продукции РМЭ от таких факторов, как среднедушевые доходы, потребительские расходы, численность и среднемесячная заработная плата населения, а также  средней суммарной потребительской цены мяса и мясопродуктов. Исходные факторы для проведения множественного регрессионного анализа представлены в таблице. Из указанных факторов можно откинуть фактор численности постоянного населения и среднемесячной заработной платы. Первый – так как очевидно, что уменьшение численности населения не может оказывать положительного влияния на рост рынка, а второй, так как он аналогичен фактору денежных доходов в расчете на душу населения, однако последний является более объективным показателем.

На рисунке 1 представлены результаты регрессионного анализа 

Таким образом, уравнение множественной регрессии имеет вид: 

Y = 42759,36 + 10,5x1 – 5,48x2 – 228,9x3

Квадрат коэффициента множественной корреляции RI (коэффициент детерминации) является чрезвычайно важной характеристикой, он показывает долю общего разброса относительно выборочного среднего зависимой переменной, которая объясняется построенной регрессией. Значения коэффициента детерминации лежат в пределах от 0 до 1. 

В нашем случае коэффициент детерминации равен 0,99, что является очень хорошим значением и означает, что построенная регрессия объясняет более 99% разброса значения зависимой переменной Y (объем рынка мясной продукции) относительно среднего. 

Распределение остатков (случайное, без каких-либо закономерностей) показывает, что регрессионная модель адекватна результатам наблюдений и может быть использована для оценки влияния роста доходов, потребительских расходов и средней суммарной потребительской цены мяса и мясопродуктов на рост объема рынка мясной продукции (рис. 2).

Таким образом, при увеличении уровня доходов и расходов, например, на 10%, а средней цены на 5%, объем рынка мясной продукции составит 76068 тонн. То есть влияние указанных факторов приведет к росту рынка мясной продукции РМЭ на 2,38%. 

 

Список литературы

1. Данилова О.А. Формирование мясного конгломерата – основа повышения конкурентоспособности производимой мясной продукции в Республике Марий Эл/ О.А. Данилова// Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2012. –Т. 24. - № 2. – С. 10-14.

2. Дуденкова, Е.Н. Формирование инновационно-промышленных кластеров развития региона [Текст]: дисс. канд. эконом. наук / Е.Н. Дуденкова.- М., 2005.- 247 с.

3. Журавлёв, В.И. Развитие пищевой промышленности России [Текст] / В.И. Журавлёв.- М.: МСХА, 2010.- 292 c.

4. За 10 лет производство мяса птицы в Марий Эл выросло в три раза //http://news.vmariel.ru/5787-za-10-let-proizvodstvo-myasa-pticy-v-marij-yel-vyroslo-v-tri-raza.html

5. Забулина, В.А. Свиноводство в мясном подкомплексе [Текст] – Кишенёв: карта Молдовянинск, - 2008. - 230 с.

6. ЗАО «Марийское» как генофондное хозяйство по разведению цесарок// http://www.fermer.ru/forum/tsesarki/110105

7. Козловская, О.В. Конкурентоспособность как основа управления развитием региона [Текст]: дисс… доктора эконом. наук: 08.00.05 / О.В. Козловская. – Томск, 2006. – 169 с.

8. Лисицин, А.Б. Проблема научного и инженерного обеспечения мясной промышленности Российской Федерации [Текст] / А.Б. Лисицин.- М.: АгриПресс, 2009.- 327 с.

9. Мониторинг закупочных цен на мясо в живом весе по ПФО по состоянию на 19 ноября 2010 года // http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./136908/179845/764499/764505/924204

10. Петрова, М. Вложения в птицеводство дают реальные результаты / М. Петрова // Марийская Правда, 13 августа 2011 г.

11. Попова, О. Г. Конкурентоспособность агрофирмы и качество продукции [Текст] / О.Г. Попова.- Краснодар: ; Куб. гос. аграр. ун-т, 2010. – 230 с.

12. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 2009 г. (ред. от 19 июля 2010 г.)  № 102 «О мероприятиях по реализации Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл» // СЗ РФ.- 2009.- № 5.- Ст. 264.

13. Рудковская, Н.М. Повышение конкурентоспособности Российских предприятий связи на внутреннем и внешнем рынке [Текст] / Н.М. Рудковская, М.Д. Магомедов. – М.: ГУЭП «ЭФЕС», 2010. – 196 с.

14. Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий [Текст] / Т. Саати.– М.: Радио и связь, 1993.- 387 с.

15. Хайров, Р.Р. Повышение конкурентоспособности продукции предприятий мясной промышленности на основе внедрения систем качества: дисс…. канд. эконом. наук: 08.00.05 / Р.Р. Хайров // http://diss.rsl.ru/diss/03/0666/030666003.pdf.

16. Зимняков В.М., Сергеева И.А., Сергеев А.Ю.Продовольственная безопасность и развитие мясного подкомплекса региона//Нива Поволжья. 2012. № 4. С. 105-109.

Войти или Создать
* Забыли пароль?