Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются сложные социально-экономические проблемы роста человеческого капитала России. В качестве инновационного механизма роста предлагается социализация учащихся с использованием технологий системы менеджмента качества. Параметрами эффективности процесса социализации учащихся считаются: 1) инструментальные критерии: информированность студентов о программе, ее деятельности и проектах, вовлеченность студентов в проекты программы, удовлетворенность студентов своим участием в программе, удовлетворенность студентов условиями образовательной среды; 2) критерии роста человеческого капитала студентов в соответствии со стандартами CDIO (уровни развития личностных, межличностных и профессиональных компетенций), а также число выпускников высших учебных заведений, успешно реализовавших карьерную стратегию. Результатом этой стратегии управления в Астраханском государственном университете стал рост показателей человеческого капитала, в частности таких, как инициативность, креативность, коммуникативность, лидерство, организационные способности и профессиональная компетентность студентов.

Ключевые слова:
управление социализацией студентов, человеческий капитал России, программа Астраханского государственного университета «Социализация технологии CDIO», система управления качеством, инструментальные критерии, рост человеческого капитала студентов, менеджмент повышения качества, управление результатами социализации учащихся
Текст
Формирование инновационной модели российской системы образования сопряжено с рядом институциональных и социально-экономических проблем [1, 2]. Включение российских вузов в глобальное образовательное пространство фокусирует внимание на главном субъекте образовательного процесса – студенте, выступающем в настоящее время фактически основным заказчиком образовательных услуг. Соответственно, социализация студентов требует особого внимания, выраженного в конкретных мерах, оформленных в системную стратегию. Становление экономики знаний как нового типа социальной системы продуцирует необходимость поиска новых форм интеграции системы высшего профессионального образования экономических институций [3]. Классик современного менеджмента, профессор Питер Ф. Друкер, в своей книге «Задачи менеджмента в XXI веке» пишет: «Самым ценным активом любой компании ХХ века было производственное оборудование. Самым ценным активом любой организации XXI века – как коммерческой, так и некоммерческой – станут ее работники умственного труда и их производительность» [4, с. 181–182]. Согласно представителям теории человеческого капитала, при принятии индивидуумом решения о продолжении обучения важную роль играют его ожидания относительно будущих доходов. Таким образом, базовым экономическим аргументом в пользу продолжения обучения является ожидание роста будущей производительной способности и заработной платы. При прочих равных условиях, более образованный работник обладает большим человеческим капиталом и, следовательно, получает большую заработную плату. В обширном исследовании Л. С. Драганчука отмечено, что анализ человеческого капитала проводится на основе категории «норма отдачи от образования», которая идентична по смыслу «норме отдачи от физического капитала». Эффекты от инвестиций в образование, как механизм формирования человеческого капитала, определяются ставкой дисконтирования, уравнивающей приведенные величины будущих выгод от вложений в образование и связанных с ним издержек. Соответственно, норма отдачи от человеческого капитала характеризует уровень экономической привлекательности инвестиций в знания и навыки, т. е. инвестиционный климат. Ясно, что нормы отдачи выступают механизмом распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между образовательной системой и другими сферами экономики [5]. В настоящее время в России наблюдается кризисная ситуация, выраженная в невысокой отдаче от высшего образования. Это, на наш взгляд, обусловлено неполным соответствием потребностям современной экономики тех знаний и навыков, которые приобретают выпускники вузов, с учетом того, что в современных условиях принципиально изменилось видение успешности бизнеса и других организационных структур. Так, в [6] ранее отмечено, что новый подход к видению бизнеса в условиях инновационной экономики повлек за собой существенные сдвиги в восприятии, прежде всего у успешных организаций: иерархические организационные структуры становятся все более плоскими; власть и контроль передаются на нижние уровни организации; лидерство обретает черты вдохновения и стремления к преобразованиям; задачи решаются более эффективно командами, чем индивидами; все чаще отмечается большая заинтересованность в удовлетворении клиентов и персонала, чем в росте прибыли; нормой становится наивысшее качество продукции, а информация и знания рассматриваются как ключевой ресурс организации [6, с. 59]. В этих условиях необходимость подготовки специалистов, отвечающих запросам инновационной экономики, составляющих фактически ее человеческий капитал, становится для системы высшего профессионального образования самым актуальным вызовом. С целью поиска ответов на актуальные вызовы, стоящие перед российской системой высшего профессионального образования, Астраханский государственный университет (АГУ), вторым в России, вступил в международную группу ведущих университетов мира – Всемирную инициативу CDIO (MIT – Массачусетский технологический институт, Гарвард, Торонто и др.). Сама аббревиатура CDIO расшифровывается как «Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй» и называет четыре основные стадии процесса создания и реализации интеллектуального продукта. Освоение АГУ стандартов и технологий CDIO позволило вплотную подойти к решению проблемы роста человеческого капитала будущих выпускников. А. Л. Мазин верно отмечает: «Человеческий капитал – это мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Она охватывает все качественные характеристики человека – интеллектуальные, физические, психологические, моральные, личностные, как врожденные, так и приобретенные, отражающиеся на его доходах». К важным компонентам человеческого капитала относятся потенциал трудовой мобильности человека, его репутация, запас мотиваций, а также уровень потребностей, неразвитость которых снижает ресурсы личности [7]. Стандарт 2 CDIO описывает следующие наиболее значимые составляющие человеческого капитала, формирование и развитие которых и является основной целью образовательного процесса и управления социализацией студенчества: Личностные навыки и компетенции: 1) инициативность и желание идти на риск; 2) настойчивость и гибкость; 3) творческое мышление; 4) критическое мышление; 5) знание о собственных личностных навыках, умениях и установках; 6) любознательность и непрерывное образование; 7) управление временем и ресурсами. К личностным ресурсам относятся здоровье и психологическое (когнитивное, аффективное) развитие. Межличностные навыки и компетенции раскрываются в умениях: 1) выстраивать стратегию и структуру межличностной коммуникацией; 2) формировать эффективный коллектив; работать в коллективе; участвовать в росте и развитии коллектива; 3) быть лидером. Профессиональные навыки и компетенции: 1) развитие мышления, выражающееся в способностях выпускника к самостоятельному обнаружение и формулирование проблемы, моделированию, оценке и качественному, критическому анализу, принятию решения и предложению рекомендаций; 2) экспериментирование и обнаружение знаний, т. е. возможности формулирования гипотезы, анализа, исследования, проверки и защиты гипотезы; 3) целостное мышление, выражающееся в способностях выпускника мыслить о слиянии и взаимодействии внутри систем, расставлять приоритеты, делать уступки и принимать сбалансированное решение; 4) обладание профессиональной этикой, честью и ответственностью, способность реализовывать профессиональное поведение, планировать свою карьеру, быть осведомленным об актуальных новостях своего профессионального мира; 5) реализовывать процессный подход в области создания продуктов, управления процессами и системами – «Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй» [8]. Очевидно, что значительная часть перечисленных составляющих человеческого капитала является результатом личностного развития студента, т. е. его социализации в контекстах образовательной среды. Для решения данных задач в АГУ проводится системная работа по применению технологий CDIO в сфере социализации студентов, что нашло выражение в Программе АГУ «Социализация: технологии CDIO». В основе философии Программы лежит идея классиков CDIO Э. Кроули и Д. Вислера о необходимости создания в вузе благоприятной среды образования, в которой преподаются, усваиваются и применяются на практике технические знания и практические навыки [9]. Внедрение стандартов CDIO в сфере инженерного образования запустило механизмы переосмысления всей системы высшего профессионального образования. Современные успешные университеты, вне зависимости от национальной принадлежности и профиля, отличаются особым отношением к вопросам привлечения абитуриентов, социализации всех категорий обучающихся, формированию значимых социальных компетенций, моделирующих карьерный успех и бренд самого вуза. В основе функционирования университетов MIT, Гарварда, Кембриджа, Торонто и др., наряду с классическими подходами и технологиями обучения, лежит система «социализации студентов», представляющая собой комплекс гармонизированных между собой условий для обеспечения всех базовых потребностей обучающихся и оптимизирующих возможности реализации личностного, творческого и профессионального потенциала. Актуальность данных проблем осознается и нашими зарубежными партнерами по CDIO. Так, в Техническом университете Дании большое внимание уделяется «социальному обучению» как процессу создания социального знания и навыков в процессе взаимодействия с другими людьми [10]. О социализационном потенциале CDIO пишет и Кристина Эдстром – Директор по развитию образования Института науки и технологий Сколково: «Сегодня коммуникация и диалог имеют решающее значение для всех процессов. Профессиональное сотрудничество – это нечто большее, чем просто возможность работать в рамках проекта. Это коммуникационная сеть, которая не имеет границ в глобализованном мире. Профессиональные решения возникают в социальном контексте, а коммуникативные навыки рассматриваются как контекстуальные компетенции, которые неотделимы от применения студентами знаний, овладения и реализации профессиональных ролей» [11]. Шведский ученый Йохан Малмгвист из Технологического университета Чалмерса в своей статье «Десять лет CDIO – опыт долгосрочных процессов развития образования» обращает внимание на необходимость и значимость культурных изменений и коммуникабельности студентов, развиваемых CDIO [12]. В Программе АГУ «Социализация: технологии CDIO» предлагается следующая интерпретация базовых категорий: Социализация студента – процесс включения студента в социальный и деловой контексты образовательной среды, определяющий развитие человеческого капитала. Образовательная среда рассматривается как система пространственно-временных и материально-технических условий для формирования личностных, межличностных и профессиональных компетенций, как ключевых составляющих человеческого капитала. В стандартах CDIO много говорится о социальном и деловом контекстах обучения, суть которых состоит в том, что современный профессионал – это не просто человек, владеющий набором знаний и навыков – он представляет собой личность, готовую к социальному партнерству. В этом смысле социальный и деловой контексты в стандартах CDIO можно интерпретировать как уровни социализации. Социальный контекст – уровень социализации, в котором происходит формирование таких составляющих человеческого капитала студента, как понимание задач и ответственности собственной профессии, влияния профессии на общество, признания общественного контроля над профессией, учета историко-культурного развития, ориентирования в современных вопросах и ценностях, понимания и участия в выработки глобальной перспективы. Деловой контекст – уровень социализации, в котором происходит формирование человеческого капитала студентов в области уважения различных профессиональных культур, выстраивания профессиональной стратегии, владения профессиональными технологиями, успешной работы в организациях. С учетом сложности поставленных задач управление социализацией студенчества в АГУ построено на основе известных принципов системы менеджмента качества. Целью процесса управления социализацией студенчества является формирование образовательной среды, определяющей контексты и условия социализации как процесса роста человеческого капитала. Управление социализацией студенчества непосредственно соотнесено с общеобразовательной деятельностью университета и выступает в качестве системы ее дополнительной оптимизации, с учетом стратегических задач инновационного образования и международного опыта. Управление социализацией студенчества осуществляется посредством процессного подхода, отвечающего философии CDIO: «Задумка – Проектирование – Реализация – Управление». На первой и второй стадиях возникают идеи и планируются мероприятия, технологии по формированию условий образовательной среды, продуцирующих становление определенного типа компетенций (личностных, межличностных, профессиональных компетенций или их комплекса). На третьей и четвертой стадиях происходит реализация данных проектов (мероприятий, технологий), мониторинг их эффективности, осуществляется выявление «проблемных точек», разработка мер по повышению качества процесса. Данные стадии реализуются конкретным структурным подразделением в соответствии с профилем направления программы. При решении смежных задач возможны межпрофильные мероприятия. В качестве параметров эффективности процесса социализации студентов следует рассматривать: 1) инструментальные критерии: информированность студентов о программе, ее мероприятиях и проектах; включенность студентов в проекты программы; удовлетворенность студентов участием в мероприятиях программы; удовлетворенность студентов условиями образовательной среды; 2) критерии роста человеческого капитала студентов в соответствии со стандартами CDIO (уровни развития личностных, межличностных, профессиональных компетенций), а также количество выпускников университета, успешно реализовавших карьерную стратегию. В случае низких показателях эффективности процессов управления социализацией, собственно социализацией студентов, предусматриваются процедуры по коррекции административного и документационного обеспечения программы, разработка новых мероприятий и технологий. Качество процесса управления социализацией студенчества обеспечивается наличием всех необходимых материально-технических ресурсов образовательной среды. В частности, в университете имеются региональный инновационный центр ресторанного бизнеса и правильного питания, профилакторий, фитнес-клуб, занимающиеся здоровьесберегающими технологиями, созданы центры культурного досуга и социокультурной адаптации иностранных студентов. Институциональный инструментарий реализации управления социализацией студенчества обеспечивают Программа АГУ «Социализация: технологии CDIO», Комитет студенческого самоуправления (КССУ), Студенческая дирекция по поддержке социализации, Студенческий совет по качеству образования. Менеджмент по улучшению показателей эффективности. По результатам мониторинга и анализа эффективности/неэффективности управления социализацией студенчества проводится корректировка планов мероприятий и их содержания в рамках конкретных направлений программы «Социализация: технологии CDIO», при необходимости корректируются планы мероприятий факультетов, план мероприятий программы университета, технологии менеджмента программы. По результатам анкетирования и опросов планируется работа на уровне всех субъектов процесса социализации – студенческого сообщества, представленного КССУ, ППС факультетов, структурных подразделений университета. Создание системы поощрения наиболее активных участников программы, ППС и студентов-организаторов. Постоянство улучшения связано с показателями двух основных параметров: 1) инструментальные критерии: информированность студентов о программе, ее мероприятиях и проектах; включенность студентов в проекты программы; удовлетворенность студентов участием в мероприятиях программы; удовлетворенность студентов условиями образовательной среды; 2) критерии роста человеческого капитала студентов в соответствии со стандартами CDIO (уровни развития личностных, межличностных, профессиональных компетенций, а также количество выпускников университета, успешно реализовавших карьерную стратегию). Менеджмент по улучшению показателей эффективности параметра «Инструментальные критерии» реализуются посредством следующих технологий: - оптимизация работы по информированию студентов о целях, направлениях, мероприятиях программы (улучшение работы Интернет-портала, СМИ университета); - мотивирование студентов к участию в мероприятиях программы (знакомство студентов с позитивным опытом участия в программе их однокурсников, выпускников университета, проведение представителями КССУ, ППС рабочих встреч, мероприятий со студентами). Менеджмент улучшения показателей эффективности параметра «Критерии роста человеческого капитала студентов» реализуется посредством следующих инструментов: - оптимизация эффективности содержания и методик мероприятий конкретных направлений программы; - разработка совместно с администрацией, деканатами, ППС университета планов новых мероприятий, конкретных технологий, вносящих динамический аспект в процесс управления социализацией студенчества; - повышение качества материально-технических характеристик инфраструктуры и образовательной среды в целом; - проведение мероприятий по повышению эффективности карьерного роста студентов посредством включения их в профессиональное сообщество, развития контактов с бизнес-структурами, органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями. Результаты управления социализацией студенчества в АГУ С 1 октября 2012 г. в АГУ активно внедряется инновационный подход в сфере социализации, институциональными механизмами реализации которого является новая форма организации и деятельности студенческого сообщества в соответствии с принципами CDIO. Основной идеей является уход от традиционной воспитательной парадигмы, предоставление максимально возможной свободы для студенческих инициатив при параллельной научно-методической и административной поддержке. В настоящее время студенческое сообщество АГУ динамично развивается, создаются организации, позволяющие активизировать различные стороны студенческой жизни, в то же время такое многообразие и свобода действий увеличивают возможности каждого студента стать лидером в той или иной сфере, что существенно повышает его человеческий капитал. Основными студенческими организациями АГУ являются: Комитет студенческого самоуправления, Студенческая дирекция по поддержке социализации, Студенческий совет по качеству образования, Центр творческих объединений молодежи, Ассоциация иностранных студентов, студенческие советы факультетов. Все они в своей деятельности руководствуются рядом принципов: – соотнесенность с целями и стандартами CDIO; – инициативность: студенческое сообщество самостоятельно выступает с предложениями по организации и функционированию студенческих объединений, проектов и мероприятий, самостоятельно выбирает их руководителей; – – добровольность: студенты участвуют в мероприятиях по социализации (спортивных, творческих, интеллектуальных и иных) на добровольных общественных началах; – доступность: организация и посещение мероприятий по социализации доступны для всех студентов вне зависимости от направления обучения, посещение мероприятий бесплатно для всех категорий студентов; – системность: студенческое сообщество функционируют системно, на постоянной основе, в соответствии со своими планами работы, а также расписанием и планом мероприятий университета; – партнерство между руководством АГУ, ППС: университет предоставляет студентам необходимые ресурсы для организации и успешной деятельности, в свою очередь студенты несут ответственность за целевое и бережливое использование данных ресурсов. Управление социализацией студенчества уже в краткие сроки позволило получить существенные результаты. Безусловно, важнейший из них – это рост инициативности и лидерских компетенций студентов, что отразилось на разноплановости и количестве студенческих проектов: спортивные (участие в соревнованиях, олимпиадах, деятельность студенческих спортивных клубов), творческие (конкурс молодых исполнителей популярной музыки, танцевальный фестиваль, фестиваль студенческих драматических театров факультетов, лига КВН, интеллектуальный клуб), социальные (менторство, социальное волонтерство), профессиональные (прохождение стажировок, практик, формирование портфолио карьерного роста), научные (участие и организация научных конференций, круглых столов, публикации, работа в научных группах). Это свидетельствует о верно выбранной управленческой стратегии АГУ в сфере социализации, результатом которой явился рост таких показателей человеческого капитала, как инициативность, лидерские, организационные, коммуникативные компетенции, а также смежные профессиональные компетенции студентов.
Список литературы

1. Храпов С. А. Кризисные тенденции общественного сознания и системы образования современной России / С. А. Храпов // Философия образования. – Новосибирск: Изд-во НИИ (УМЦ) ФО НГПУ, 2008. – № 4. – С. 49–54.

2. Храпов С. А. Инновационные процессы системы образования в контексте трансформации сознания российского общества / С. А. Храпов // Философия образования. – Новосибирск: Изд-во НИИ (УМЦ) ФО НГПУ, 2009. – № 3. – С. 10–15.

3. Сотников С. И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социально-экономического содержания / С. И. Сотников // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 2: http://www.mavriz.ru.

4. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Ф. Друкер. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. – 272 с.

5. Драганчук Л. С. Образование и развитие человеческого капитала в России / Л. С. Драганчук // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 1 (37): http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3447.

6. Лунёв А. П. Управление знаниями в современной организации / А. П. Лунёв // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2010. – № 4. – С. 59–64.

7. Мазин А. Л. Внутрифирменный человеческий капитал: факторы его наращивания / А. Л. Мазин, Т. В. Раева // Человек и труд. – 2006. – № 11: http://chelt.ru.

8. Стандарты CDIO: http://www.cdio.org/implementing-cdio/standards/12-cdio standards#standard2.

9. Кроули Э. Переосмысление инженерного образования: подход CDIO / Э. Кроули, Й. Малмгвист, С. Остлунд, Д. Бродо. – Нью-Йорк: Springer, 2007. – 286 с.

10. Янсен Л. Строительство нового образования с использованием CDIO в Техническом университете Дании / Л. Янсен: http://www.cdio.org/files/document/file/alignmen tofstudentexpectationandteachercommunicationofcdiobuildinganeweducationusingcdio.pdf.

11. Эдстром К. Инженерные реформы образования с CDIO: «Обучение инженеров. Кто может спроектировать? / К. Эдстром: http://www.vdi.de/nc/bildung/qualitaetsdialoge/3-qualitaetsdialog-2011-tagungsdo kumentation/arbeitsgruppe-4/kristina-edstroem-dr-jakob-kuttenkeuler.

12. Малмгвист Й. Десять лет CDIO – опыт долгосрочных процессов развития образования / Й. Малмгвист, Й. Банкел и др.: http://publications.lib.chalmers.se/records/fulltext/local_123264.pdf.


Войти или Создать
* Забыли пароль?