Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются ключевые новеллы российского бюджетного законодательства в области организации и осуществления финансового контроля за формированием и расходованием бюджетных средств. Отмечается, что из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключено понятие «ведомственный контроль», но введены понятия «внутренний финансовый контроль» и «внутренний финансовый аудит». В целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации принят подзаконный акт Правительства России, установивший правила осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита. Анализ этого акта позволяет сделать вывод о необходимости серьезной реорганизации в Росрыболовстве бизнес-процессов в области контрольной деятельности. Так, в частности, отмечается, что достаточно сложные требования к внутреннему финансовому контролю федеральных органов исполнительной власти, особенно в части документирования контрольных процедур, потребуют от Росрыболовства увеличения уровня автоматизации бюджетных процедур, уточнения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, уточнения, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами. Может потребоваться также изменение внутренних стандартов осуществления бюджетных процедур. В целях реализации требований законодательства к организации внутреннего финансового контроля рекомендуется утвердить ряд ведомственных актов Росрыболовства. Уделено внимание и выявлению ключевых различий в требованиях к организации контроля и организации аудита, отмечено расширение требований к содержанию обязательных направлений исследований, осуществляемых в ходе проверок: применение в системах внутреннего финансового контроля автоматизированных информационных систем; наделение правами доступа пользователей к базам данных и др. Предлагается соотнести затраты на создание, разработку и внедрение автоматизированных информационных систем и оценить их эффективность.

Ключевые слова:
контроль, бюджет, бюджетные процедуры
Текст
Введение Новеллы российского бюджетного законодательства существенно реорганизовали подходы к организации и реализации финансового контроля, осуществляемого участниками бюджетного процесса, в том числе главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета. В 2013 г. в Бюджетном кодексе Российской Федерации появились понятия «государственный внешний финансовый контроль», «государственный внутренний финансовый контроль», а также «внутренний финансовый контроль», под которым в настоящее время понимается в том числе и контроль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств (ранее осуществлявшими «ведомственный контроль»). В Бюджетный кодекс введены также понятия «государственный внешний финансовый аудит», «государственный внутренний финансовый аудит», «внутренний финансовый аудит». Полномочиями осуществлять «внутренний финансовый контроль и аудит» Бюджетный кодекс наделяет, кроме главных распорядителей бюджетных средств, также и главных администраторов доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета. Бюджетным кодексом разделены понятия «контроль» и «аудит», при этом правила осуществления внутреннего финансового контроля и аудита определены в подзаконных актах. Так, в частности, для федеральных органов исполнительной власти указанные правила установлены постановлением Правительства Российской Федерации [1] (далее - Правила). Реализация Правил осуществления внутреннего финансового контроля и аудита потребует серьезной реорганизации в Федеральном агентстве по рыболовству (Росрыболовстве) бизнес-процессов в области контрольной деятельности. Внутренний финансовый контроль Внутренний финансовый контроль должен осуществляться в структурных подразделениях непрерывно, ответственность за организацию контроля должна возлагаться на руководителя или заместителя руководителя агентства. Внутреннему финансовому контролю подлежат практически все процедуры, осуществляемые в ходе планирования и исполнения бюджета по доходам и расходам, а также составления и представления отчетности о его исполнении. К контрольным действиям относятся проверка оформления документов, авторизация операций, сверка данных, а также сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур; их выполнение осуществляется в формах самоконтроля, контроля по подчиненности и контроля по подведомственности. Выполнение контрольных действий может осуществляться визуальным, автоматическим или смешанным методами. Реализация требований к системе внутреннего контроля потребует документирования большого количества процедур внутреннего контроля. Так, в частности, предусмотрено формирование карт внутреннего контроля каждым подразделением, осуществляющим ту или иную бюджетную процедуру. В картах подлежат отражению все действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, по каждой их которых указываются осуществляющие ее должностные лица, определяется метод внутреннего финансового контроля, а также должностные лица, реализующие внутренний контроль. Самоконтроль осуществляется сплошным способом путем проведения проверки каждой выполняемой операции, а также путем оценки причин и обстоятельств, негативно влияющих на совершение операции [1]. Контроль по уровню подчиненности осуществляется также сплошным способом путем авторизации операций, совершаемых подчиненными должностными лицами. Контроль по уровню подведомственности надлежит осуществлять сплошным или выборочным способом путем проведения проверок и (или) сбора и анализа информации, при этом результаты таких проверок должны оформляться заключением, прилагаемым к представленному документу. Нарушения, выявленные в ходе контроля, указываются в заключении; в случае отсутствия нарушений, документ, формируемый в ходе бюджетной процедуры, оформляется разрешительной надписью. Все выявленные нарушения и недостатки, а также предложения по их устранению подлежат отражению в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля, которые следует вести в каждом структурном подразделении; порядок хранения указанных регистров должен быть установлен Росрыболовством. Кроме того, Росрыболовством также должна быть установлена периодичность направления информации о результатах внутреннего финансового контроля руководителю агентства или его заместителю в соответствии с распределением обязанностей между заместителями. По итогам рассмотрения результатов внутреннего контроля надлежит принимать решения с обязательным указанием сроков их исполнения. Решения могут быть направлены на автоматизацию бюджетных процедур, на совершенствование внутренних стандартов, на проведение служебных проверок и пр. Кроме того, в решении следует учитывать итоги поведенных ранее проверок, в том числе органами государственного контроля. При этом Росрыболовство имеет право определить порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля, формируемой на основе данных регистров внутреннего финансового контроля [1]. Таким образом, можно предположить, что достаточно сложные требования к системам внутреннего финансового контроля федеральных органов исполнительной власти потребуют от Росрыболовства увеличения уровня автоматизации бюджетных процедур, уточнения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, уточнения, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами. Может потребоваться также изменение внутренних стандартов осуществления бюджетных процедур. Кроме того, в целях реализации требований к организации внутреннего финансового контроля Росрыболовству следует утвердить: - порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля, определяющий должностное лицо, уполномоченное утверждать указанные карты (руководитель, заместитель руководителя); - порядок учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля [1]. Очевидно, целесообразно воспользоваться также правом определения порядка составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля. Внутренний финансовый аудит Новые нормы российского бюджетного законодательства, как уже отмечалось, разделяют понятия «внутренний финансовый контроль» и «внутренний финансовый аудит», кроме того, отличаются ключевые требования к организации контроля и аудита. Так, за организацию системы внутреннего финансового аудита отвечает непосредственно руководитель органа власти, делегирование ответственности заместителю руководителя не допускается. Кроме того, аудит должен осуществляться в соответствии с принципом функциональной независимости, что означает необходимость подчинения субъекта внутреннего финансового аудита (структурного подразделения) непосредственно и исключительно руководителю органа власти. В ходе внутреннего финансового аудита проверяются все финансовые и хозяйственные операции структурных подразделений и подведомственных органов и учреждений, а также система их внутреннего контроля. Как и при негосударственном аудите проводится проверка правильности ведения учета и подтверждение достоверности отчетности. Кроме того, целью внутреннего финансового аудита является подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета [1]. Данная деятельность должна планироваться (согласно Правилам - на 1 год), однако аудиторские проверки могут быть как плановыми (в плане устанавливаются по каждой проверке проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители), так и внеплановыми [1]. Годовой план внутреннего финансового аудита утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти. Аудиторские проверки подразделяются на выездные, камеральные и смешанные. По каждой проверке составляется программа проверки. В правилах установлены права и обязанности должностных лиц, осуществляющих аудиторские проверки. Важной новеллой стало право привлечения независимых экспертов, однако порядок их привлечения не установлен законодательством, что, несомненно, затруднит реализацию этого права на практике. К методам осуществления аудита отнесены: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры. По итогам проведения аудиторской проверки составляется акт, который вручается руководителем аудиторской группы проверяемому лицу. Акт и составленные на его основании отчет о результатах аудиторской проверки и акт аудиторской проверки направляются руководителю главного администратора средств федерального бюджета. Согласно Правилам, орган внутреннего финансового аудита Росрыболовства вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации в целях составления и рассмотрения проекта федерального бюджета. Порядок подготовки такого заключения устанавливается самим Росрыболовством. Кроме того, в действующих нормах установлена обязанность главных администраторов бюджетных средств предоставлять Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзору), как органу внутреннего государственного финансового аудита, запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита. Действующими нормами расширены требования к содержанию исследований, осуществляемых в ходе проверок (табл.). Обязательные направления исследований, осуществляемых в ходе проверок [1] Направления исследований Исследование осуществления внутреннего финансового контроля. Исследование законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета. Исследование ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета. Исследование применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур. Исследование вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета. Исследование наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий. Исследование формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета. Исследование бюджетной отчетности. Как видно из таблицы, в качестве обязательных направлений исследований определены новые направления, такие как применение автоматизированных информационных систем; наделение правами доступа пользователей к базам данных и др. Заключение Резюмируя изложенное, можно отметить, что существенное усиление требований к осуществлению внутреннего финансового контроля приводит к необходимости ведения в информационных системах практически всех бюджетных процедур в подведомственных Росрыболовству органах и учреждениях, а также необходимости разработки и внедрения автоматизированных информационных систем по осуществлению процедур контроля. Кроме того, требуется увязка данных автоматизированных информационных систем друг с другом. Учитывая, что результатом осуществления процедур внутреннего финансового контроля является принятие решения о подписании, визировании (отказе в подписании, визировании) должностным лицом тех или иных документов, имеет смысл соотнести затраты на создание, разработку автоматизированных информационных систем и оценить их эффективность.
Список литературы

1. Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89». Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 12. Ст. 1290.


Войти или Создать
* Забыли пароль?