Введение Поскольку объективный процесс глобализации и интернационализации мирового хозяйства в третьем тысячелетии вызывает появление новых видов рисков, очевидно, что изучение теоретических аспектов управленческого учета для страховых организаций представляет большой практический интерес [1]. Целью исследования являлся анализ направлений развития управленческого учета в российских страховых компаниях, выявление резервов для повышения конкурентоспособности, обоснование влияния специфических особенностей страхования на совокупность объектов управленческого учета, а также разработка механизма формирования релевантной информации для управления страховыми рисками. Характеристика уровня развития страхового сектора в России C июля 2004 г. у страховых компаний было отозвано 1166 лицензий. В 2015 г. отозвана 21 лицензия, в том числе 5 лицензий в апреле. Как показывает статистика, многие страховые компании не выдерживают конкуренции и становятся убыточными. В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 1 января 2014 г. зарегистрировано 419 компаний, из них 407 страховых организаций и 12 обществ взаимного страхования [2]. Общее количество страховщиков за 2013 г. уменьшилось на 38 компаний. К январю 2015 г. количество зарегистрированных страховых компаний сократилось до 391. Рейтинг 10 лучших страховых компаний России по размеру уставного капитала за первый квартал 2015 г. представлен в табл. 1 [3, с. 20]. Согласно данным табл. 1, размер уставного капитала страховой компании, занимающей первое место в приведенном рейтинге, в 5,22 раза превышает размер уставного капитала компании, занимающей десятое место. Рассмотрим распределение страховых премий и выплат у данной десятки компаний в 2014 г. и в первом квартале 2015 г. (табл. 2). Согласно данным табл. 2, страховым компаниям необходимо предусматривать источник финансирования для управления риском, а также направления использования средств. Страховые компании должны принимать ситуацию на рынке, а не устанавливать свои цены на услуги по принципу «расходы плюс прибыль». Первые места по сборам за рассматриваемые временные периоды занимают СОГАЗ и РОСГОССТРАХ. Премии, полученные Росгосстрахом в 2014 г., на 97 % превышают премии Ингосстраха, стабильно удерживающего 3-е место в рейтинге. Восприятие рисков во многом зависит от наличия информационной базы для их оценки, статистической базы и финансовых возможностей компенсации ущерба. Необходимая информация о суммах и средствах финансирования деятельности страховой организации, а также о результатах их использования может быть систематизирована следующим образом: - оперативная информация; - финансово-учетная информация; - учетная информация для управленческих нужд. Таблица 1 Рейтинг 10 лучших страховых компаний России по размеру уставного капитала за первый квартал 2015 г. Страховая организация Полное название страховой организации Уставный капитал, тыс. руб. Количество видов страхования ИНГОССТРАХ Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» 17 500 000 20 СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК Открытое акционерное общество «Страховая группа МСК» 16 100 000 20 СОГАЗ Открытое акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» 15 111 483 19 РОСГОССТРАХ Общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» 9 013 434 23 СОГЛАСИЕ Общество с ограниченной ответственностью «Страховая Компания «Согласие» 8 390 740 20 АЛЬЯНС Открытое акционерное общество «Страховая компания «Альянс» 5 861 220 30 ВТБ СТРАХОВАНИЕ Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ВТБ Страхование» 5 500 000 19 АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ Открытое акционерное общество «АльфаСтрахование» 5 000 000 20 ЮГОРИЯ Открытое акционерное общество «Государственная страховая компания «Югория» 3 859 973 18 УРАЛСИБ Закрытое акционерное общество «Страховая группа «УралСиб» 3 349 898 22 Таблица 2 Страховые премии и выплаты 10 лучших страховых компаний России по размеру уставного капитала Cтраховая организация Рейтинг по сборам (кроме ОМС) Премии, млн руб. Выплаты, млн руб. за 2014 г. за 1 квартал 2015 г. за 2014 г. за 1 квартал 2015 г. за 2014 г. за 1 квартал 2015 г. ИНГОССТРАХ 3 3 65 774 17 706 48 396 8 133 СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК 17 21 11 064 2 170 12 699 2 668 СОГАЗ 2 1 105 230 51 974 42 173 10 419 РОСГОССТРАХ 1 2 129 866 31 693 55 061 17 279 СОГЛАСИЕ 9 9 33 857 6 878 26 999 6 257 АЛЬЯНС 10 11 24 650 5 212 21 553 4 192 ВТБ СТРАХОВАНИЕ 7 8 36 631 15 043 14 582 3 337 АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ 5 6 47 780 12 573 24 799 7 102 ЮГОРИЯ 26 26 6 210 1 362 4 353 921 УРАЛСИБ 13 18 15 839 2 308 11 613 2 849 В этой связи требуется знание управленческого учета и внедрение этой формы учета в страховых компаниях. Направления развития управленческого учета Уровень финансовой грамотности населения и работников страховых организаций в сфере страхования необходимо повышать. Важнейшим фактором усиления роли страхования является интеграция управленческого учета в страховой сектор экономики на основе создания современной инфраструктуры. Основные направления развития управленческого учета в страховых организациях отражены на рис. 1. Рис. 1. Направления развития управленческого учета в российских страховых компаниях Рассмотрим перечисленные направления более подробно. 1. Повышение конкурентоспособности российских страховых компаний. Основные задачи: - расширение клиентской базы и объемов застрахованных объектов; - эффективное применение инструмента налоговых льгот для защиты и поддержки страховых резервов на высоком уровне; - выявление новых целевых групп страхователей и освоение новых сегментов рынка; - разработка системы страхования новых видов рисков; - улучшение информационной базы страховых компаний, в том числе за счет качественной информации, не определяющейся в денежном выражении; - выгодные вложения на фондовом рынке. 2. Формирование единой системы управленческого учета страховых рисков. Для этого необходимо решить ряд задач, к которым относятся: - разработка нового плана счетов по видам рисков для страховых компаний; - появление новых бухгалтерских документов, отражающих релевантную информацию для принятия оперативных управленческих решений; - выявление центров ответственности и их учет; - классификация затрат страховых компаний на переменные и постоянные для своевременного расчета маржинальной прибыли и других важнейших оперативных показателей; - умение предоставлять отчеты чаще и ближе к дате реального события, отражаемого в отчете. Значительный рост числа страховых компаний в начале третьего тысячелетия и не менее значительный рост новых видов страховых рисков, а также последующее ежегодное снижение количества страховых компаний к 2015 г. обусловливают необходимость создания в России учебных центров по подготовке кадров с целью внедрения управленческого учета в страховых организациях (и не только в них). Как отмечают Р. Энтони и Дж. Рис, очевиден факт, что все организации состоят из людей. И результаты деятельности организации - это результаты работы ее коллектива. Числовые данные могут быть использованы различным образом, но сами по себе они ничего не значат. Было бы иллюзией считать, что, добившись на числовой модели желаемого результата, мы автоматически его получим и в реальности. Система учета полезна настолько, насколько результаты ее применения выражаются в реальных действиях людей [4]. 3. Создание в России крупных учебных центров, в функции которых будет входить не только повышение квалификации бухгалтеров и менеджеров по направлению «Управленческий учет в страховых организациях», но и полная их переориентация на систему предлагаемого управленческого учета (директ-костинг, верибл-костинг и т. п.). В этой связи в числе основных задач можно выделить следующие: - специалисты в области управленческого учета должны уметь оценивать полные затраты при определенном объеме страховых рисков, а также прогнозировать направления их изменения при определенном изменении объема застрахованных объектов за неделю, месяц, квартал; - работники должны владеть понятийным аппаратом в области управленческого учета; - специалисты в страховых организациях должны овладеть управленческой культурой мышления; способностью оценивать изменения каждого из компонентов, входящих в состав полных затрат, выделяя при этом переменную и постоянную составляющие; анализировать, воспринимать оперативную информацию для постановки цели и выбора путей ее достижения; должны овладеть; - сотрудники, прошедшие обучение, должны проявлять инициативность и креативность, т. е. осуществлять поиск, создание и внедрение новых методов и форм ведения бизнеса, проводить «страховую экспансию» и способствовать формированию позитивного имиджа страхового бизнеса. 4. Защита интересов страхователей при разработке правил учета рисков. С этой целью: - страховая компания может предложить использование нескольких способов и систем дополнительных вложений, например, при страховании имущества. При этом, участвуя в дополнительном соглашении, страхователь имеет возможность выбора компенсации при возникновении страхового случая. Суть дополнительного соглашения может состоять в предложении клиентам индивидуального страхового коэффициента. Страховой коэффициент - это параметр, отражающий права страхователя на увеличение суммы возмещения при наступлении неблагоприятного случая; - возможно внедрение новых систем льгот при постоянном страховании или увеличении объектов страхования; - возможно внедрение внутрихозяйственной ведомости, согласно которой страховые компании и юридические лица выявляют центры ответственности и перечисляют превентивные меры, которые необходимо предпринять для предотвращения наступления неблагоприятных событий на объектах страхования. Обычно пределом ответственности страховщика являются страховые суммы. Однако, в случае принятия страхователем, указанных в ведомости разумных (превентивных) мер по уменьшению убытка, повлекших дополнительные расходы, страховщик обязан будет выплатить страховое возмещение, превышающее страховую сумму, указанную в договоре; - возможна реализация совместных программ, проектов в ключевой области экономики. 5. Обеспечение участия менеджеров высшего и малого звеньев в разработке правил управленческого учета страховых рисков. Для этого предстоит решить следующие задачи: - законодательно закрепить за страховыми организациями возможность применения управленческого учета; - определить учетную политику тех страховых компаний, где используется управленческий учет; - составить таблицу учета всех рисков, принимая во внимание степень тяжести рисков; - содействовать привлечению передового опыта по внедрению управленческого учета; - учитывать национальные интересы и национальные традиции при внедрении в российскую практику международных правил ведения управленческого учета. Необходимость разработки и принятия концептуальных основ развития управленческого учета в страховой сфере определяется тем, что в долгосрочной перспективе в области страхования складывается качественно новая ситуация по сравнению с периодом, когда отрасль страхования в России не была так развита, как сегодня. Эта ситуация обусловлена несколькими факторами: 1. Необходимостью предоставления гарантий ряду крупных проектов, важных для российской экономики, от возможных потерь, рисков неполучения определенного уровня дохода. 2. Существующей потребностью выстраивания стабильных отношений страховых компаний с российскими предприятиями, имеющими перспективы выхода на мировой рынок и нуждающимися в надежной поддержки со стороны страховщиков. 3. Необходимостью приближения российского бухгалтерского учета к международным стандартам в целях выявления новых методов принятия оперативных управленческих решений и увеличения положительного финансового результата. В этих условиях изучение теоретических и практических аспектов управленческого учета для страховых организаций представляет большой практический интерес. От других элементов финансовой сферы отношения в страховании отличаются содержанием, уникальными правилами, методами, формами организации бизнеса и специфическим товаром - «страхованием риска». Термин «риск» происходит от греческого слова «rixikon» - утес, соответственно, «рисковать» первоначально означало «лавировать между скалами». В качестве риска можно обозначить отрицательное отклонение фактических результатов от плановых. Положительное отклонение от планового результата можно, напротив, назвать возможностью. В первом случае имеется в виду риск ущерба, во втором - возможность получения прибыли. Трактовка страховых рисков приведена в табл. 3. Таблица 3 Трактовка страховых рисков Содержание риска Источник Страховой риск - это событие, наступление которого не определено во времени и в пространстве, независимое от волеизъявления человека, опасное и создающее вследствие этого стимул для страхования; это тот риск, который может быть оценен с точки зрения вероятности наступления страхового случая и размеров возможного ущерба. [5] Риск - это возможная опасность; действие наудачу в надежде на счастливый исход. [6] Риск - это фундаментальное свойство жизнедеятельности человека, понимание которого людьми расширяется и углубляется вместе с развитием научного познания. [7] Риск имеет несколько значений: - случайность, т. е. то, что может произойти, но необязательно должно произойти, находясь вне пределов контроля; - ответственность страховщика - ситуация, при которой объект страхования находится на его ответственности, т. е. на основе риска; - определенный вид ответственности страховщика. [8] Таким образом, риск - это и возможная опасность, и надежда на счастливый исход, и фундаментальное свойство жизнедеятельности человека, понимание которого людьми расширяется и углубляется вместе с развитием научного познания. Управленческий учет для страховых компаний - это возможность увеличения прибыли, обеспечение информационной поддержки системы управления деятельностью и совершено самостоятельное направление бухгалтерского учета, имеющее право на существование и признание его достоинств и преимуществ. Последовательность выполнения учетных процедур при применении управленческого учета в страховой компании Составной частью системы страхования рисков является ее информационное обеспечение. Управленческий учет позволяет формировать отчетность, специально подготовленную для менеджеров различных уровней (в отличие от финансового учета, рассматривающего информацию на основе общих правил ведения учета). Это дает возможность реализовать главную цель управленческого учета, которая заключается в обеспечении информационной поддержки принятия управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли организации. Последовательность выполнения учетных процедур при применении управленческого учета можно представить в виде следующей схемы на рис. 2 [9]: В первом блоке по дебету счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» учитываются прямые переменные материальные и трудовые расходы страховой компании. Во втором блоке учитываются переменные косвенные общепроизводственные расходы, которые в конце отчетного периода относятся в дебет счета «Основное производство» и распределяются между страховыми рисками. В третьем блоке учитываются постоянные общепроизводственные и общехозяйственные расходы страховой компании. В четвертом блоке переменные косвенные расходы распределяются между выплаченными страховыми возмещениями и заключенными договорами, по которым не наступил страховой случай на определенную дату. В пятом блоке переменные расходы страховой компании списываются на себестоимость заключенных договоров. В шестом блоке на счет заключенных договоров списываются (неполная) переменная себестоимость выпущенных страховых договоров и постоянные расходы на ведение страхового дела. В результате определяется полная себестоимость заключенных договоров. Рис. 2. Схема последовательности выполнения учетных процедур при применении управленческого учета в страховой компании Заключение Меры по внедрению элементов управленческого учета или управленческого учета полностью экономически обоснованы, т. к. управленческий учет совместим с традиционным бухгалтерским учетом и исключает необоснованные расходы. Таким образом, применение комплексной методологии управленческого учета в страховании и создание учебных центров по подготовке высококвалифицированных специалистов по управленческому учету позволяет использовать передовые формы информационного обеспечения в целях получения релевантной информации и принятия на ее основе оперативных управленческих решений.