Введение В современной экономической науке и законодательной практике за период исследования дефиниции «налоговый потенциал» был накоплен большой опыт методов расчета налогового потенциала. Налоговый потенциал можно определить как совокупный максимальный объем налоговых поступлений, которые могут быть мобилизованы через систему налогообложения в бюджеты разных уровней в течение определенного периода времени в порядке, определенном действующим налоговым законодательством, с учетом социально-экономических особенностей развития территории. Налоговый потенциал играет важную роль при планировании доходов бюджета - безвозмездных поступлений. Именно показатель налогового потенциала используется при расчете необходимости предоставления дотаций и субсидий из федерального бюджета и фондов региону. Астраханская область получает в виде трансфертов, субсидий, дотаций и других безвозмездных поступлений 14,3 % от суммы всех поступлений в консолидированный бюджет области. Одной из функций налогового потенциала является формирование механизма управления налоговыми ресурсами регионов с целью сокращения уровня социально-экономического различия между субъектами Российской Федерации [1]. Действующая система межбюджетных отношений предусматривает возможность самостоятельного определения региональными властями методики расчета налогового потенциала с целью получения дотаций на выравнивание собственной бюджетной обеспеченности [2]. В то же время показатели налогового потенциала, а также методика расчета налоговой базы, на основе которых планируются бюджетные доходы, не являются признанными статистическими показателями. Неопределенный статус этих показателей снижает эффективность налогово-бюджетного процесса. Каждый регион использует наиболее удобный для него способ расчета налогового потенциала. Это делается для получения дополнительных трансфертов, субсидий и дотаций из федерального бюджета, для формирования отчетности региональными органами власти, налоговыми службами о проделанной работе. В экономической литературе расчет показателей налогового потенциала осуществляется на основе статистических наблюдений, экономико-математического моделирования, теоретического и функционального анализа. Планирование налогового потенциала позволяет выявить резервы для пополнения доходов бюджетов. Актуальность исследования методики расчета налогового потенциала (как для Астраханской области, так и для других регионов РФ) позволит прогнозировать и планировать налоговые поступления в бюджет, определять суммы трансфертов в процессе регулирования межбюджетных отношений в пользу нуждающихся в финансовой помощи регионов, находить решения в вопросах развития, совершенствования и модернизации налоговой системы государства. Расчет налогового потенциала фактическим методом Существует множество подходов к оценке налогового потенциала. Каждый из подходов затрагивает определенные показатели: среднедушевые доходы населения, ставку налога, налоговую базу, валовой региональный продукт и др. В целях систематизации и классификации методов оценки налогового потенциала можно обратиться к исследованиям Е. Б. Дьяковой [3], которая в своей работе выделяет четыре группы методов оценки: - методы оценки на основе концепции экономического дохода как ресурса бюджетных доходов; - методы оценки на основе построения репрезентативной налоговой системы; - методы оценки на основе преобразования данных официальных форм налоговой отчетности; - метод оценки на основе корректировки сумм фактически собранных в регионе платежей. Для получения актуальной информации необходимо рассчитать и сопоставить показатели налогового потенциала, рассчитанного различными методиками для Астраханской области. При расчете налогового потенциала важной функцией является простота и доступность расчетов, являющиеся преимуществом фактического метода. Формула расчета налогового потенциала фактическим методом: , где НПР - налоговый потенциал региона; Ф - фактическое поступление налогов; З - прирост задолженности за отчетный период; Л - сумма налога, приходящегося на региональные и местные льготы [4] (табл. 1). Таблица 1 Налоговый потенциал Астраханской области, определенный фактическим методом * Год Показатель, руб. 2010 2011 2012 2013 2014 Поступление налогов 22 879 582 30 231 176 46 729 775 47 006 491 56 745 579 Прирост задолженности -435 702 -331 359 581 458 -201 402 152 993 Сумма налога, приходящегося на региональные и местные льготы 1 987 674 2 229 180 2 030 941 778 537 2 043 061 Налоговый потенциал 84 194 733 96 718 413 99 881 642 106 629 541 113 321 450 % использования налогового потенциала 95,6 96,0 95,4 97,3 96,8 * Составлено по [5]. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что в Астраханской области налоговый потенциал используется в максимальном объеме. В динамике его значение с 2010 по 2015 г. увеличивалось. Данная ситуация возникла благодаря увеличению поступлений налогов в бюджет региона, в то время как суммы, приходящиеся на региональные и местные льготы, увеличились. Задолженность по налогам существенно увеличилась в 2010 и в 2014 г. Данная динамика находит свое отражение и в экономике региона. В Астраханской области активно развиваются нефтехимическая промышленность, добыча полезных ископаемых. В экономике региона ключевую роль играет ресурсно-сырьевой фактор. Таким образом, при анализе налогового потенциала фактическим методом можно выделить две особенности: - сокращение задолженности по налогам увеличивает уровень налогового потенциала; - увеличение суммы и количества льгот, предоставляемых властями по региональным и местным налогам, препятствует наиболее полной реализации налогового потенциала. Отметим, что расчет потенциала фактическим методом не позволяет оценить перспективы региона, т. к. он строится на фактически полученных данных. Положительные стороны расчета фактическим методом - простота расчетов, доступность данных. Расчет налогового потенциала методом репрезентативной налоговой системы Для сравнения оценим налоговый потенциал методом репрезентативной налоговой системы (РНС). Данный способ предполагает расчет налогового потенциала по каждому виду налога и рассчитывается по формуле , (1) где НБi - налоговая база i-го налога в исследуемом периоде; РСi - средняя репрезентативная ставка i-го налога; К - коэффициент собираемости i-го налога по субъекту. Репрезентативная налоговая ставка будет рассчитываться по формуле , где РСi - средняя репрезентативная налоговая ставка по i-му налогу по региону; ПДi - суммарные исчисленные доходы по i-му налогу в бюджет субъекта РФ [6] (табл. 2). Таким образом, формула для расчета налогового потенциала (1) примет следующий вид: Таблица 2 Налоговый потенциал Астраханской области, определенный методом репрезентативной налоговой системы* Год Показатель, руб. 2010 2011 2012 2013 2014 Налоговый потенциал НДС 0 3 384 023 2 975 186 0 4 374 012 Налоговый потенциал по налогу на прибыль 4 429 752 4 977 272 9 239 109 10 053 111 9 668 224 Налоговый потенциал по акцизам 4 602 030 2 793 199 7 872 112 7 872 112 9 154 687 Налоговый потенциал по налогу на доходы физических лиц 7 871 963 6 402 148,11 7 383 196,47 9 314 260,98 10 282 107,6 Налоговый потенциал по налогу на совокупный доход 895 699 1 061 844 1 374 580 1 540 880 1 708 493 Налоговый потенциал по налогу на добычу полезных ископаемых 2 315 412 3 391 767 12 403 098 8 782 019 10 752 004 Налоговый потенциал по налогу на имущество организаций 3 925 348 4 926 674 5 328 796 5 102 918 5 565 453 Налоговый потенциал по транспортному налогу 373 298 457 030,2 559 954 579 116,2 616 987 Налоговый потенциал по местным налогам 1 203 972 1 458 661 1 523 023 1 127 359 936 006,5 Налоговый потенциал 23 329 015 25 476 371,31 40 778 936,5 35 642 245,2 42 473 907,5 *Составлено по [5]. Расчет налогового потенциала методом РНС дает информацию о налоговом потенциале по каждому виду налога. Это позволяет сделать выводы о налоговой базе региона, характеру поступления налогов. В Астраханской области наибольшая доля налоговых доходов в бюджет приходится на поступления от налога на добычу полезных ископаемых и НДФЛ. Максимальный потенциал будет соответствовать данному виду налога. Кроме того, достаточно высок потенциал по налогу на прибыль и акцизы. Полученные данные по расчету налогового потенциала подтверждаются при обращении к социально-экономическому анализу развития региона. Именно в Астраханской области расположены крупные запасы нефти и газа, в промышленных масштабах ведется добыча соли и гипса. Крупнейшие добывающие компании области - ООО «Газпром добыча Астрахань», «Астраханьбургаз», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», ООО «Каспийская нефтегазовая компания» - занимаются разведкой и добычей газа и нефти. Компания ОАО «Бассоль» задействована в добыче поваренной соли, а ЗАО «КНАУФ ГИПС Баскунчак» осуществляет добычу гипса. Данные предприятия являются ключевыми для Астраханской области, они обеспечивают население рабочими местами, являются плательщиками значительной части налогов в бюджет региона. Региональные власти в свою очередь оказывают предприятиям поддержку, выделяют льготы и субсидии на их развитие с целью расширения и модернизации производства, увеличения занятости населения, улучшения инвестиционного климата региона. При расчете методом РНС не учитывался налог на игорный бизнес, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, т. к. данные налоги не оказывают существенного влияния на значение налогового потенциала Астраханского региона. Основная сложность при расчете налогового потенциала методом РНС - трудоемкость процесса анализа баз данных, а также их ограниченность и задержки публикации. Тем не менее, данный метод позволяет наиболее объективно оценить налоговый потенциал региона. Определение налогового потенциала методом оценки валового регионального продукта Помимо метода РНС существуют менее трудоемкие способы его оценки. Один из таких методов - метод оценки налогового потенциала на основе оценки валового регионального продукта (ВРП). Доступность баз данных для расчета показателя и простота использования делают главным преимуществом этого метода низкую трудоемкость и легкость расчетов. Формула расчета данным методом будет выглядеть следующим образом: , где НПi - налоговый потенциал региона; ВРПi - валовой региональный продукт региона; РС - средняя налоговая ставка, которая рассчитывается по формуле , где Н - сумма налоговых обязательств всех регионов; ВРП - валовой региональный продукт всех регионов. В соответствии с формулой средняя налоговая ставка по Российской Федерации указана в табл. 3. Таблица 3 Налоговый потенциал Астраханской области, определенный методом оценки валового регионального продукта* Год Показатель, руб. 2010 2011 2012 2013 2014 ВРП 37 687 768 200 45 392 227 670 49 926 068 700 53 013 599 200 56 194 415 152 Налоговые обязательства 4 487 360 023 5 237 477 769 5 791 372 251 5 957 601 016 6 453 869 443 Задолженность 281 057 327 279 101 745 318 787 935 354 233 433 358 306 613 Прирост задолженности 38 377 359 -1 955 582 39 686 190 35 445 498 4 073 180 Средняя налоговая ставка, % 12,01 11,53 11,68 11,30 11,49 Налоговый потенциал 17 398 978 19 909 533 24 486 347 30 241 464 39 226 717 * Составлено по [5]. Расчет средней налоговой ставки сделан в общем по России и не учитывает разницу ставок в различных регионах. Расчет налогового потенциала данным методом демонстрирует увеличение показателя на протяжении анализируемого периода времени. Недостаток расчета в том, что объем ВРП не учитывает неравенство ставок налогообложения в различных регионах. Кроме того, одним из недочетов метода является тот факт, что показатель ВРП содержит элементы, которые не являются базой налогообложения (например, налоги от экспортных и импортных операций). Говоря о положительных моментах при расчете данным методом, можно отметить его простоту, доступность данных для расчета и возможность учета доходов от нерезидентов, уплачивающих налоги в данном регионе. Сравнение методик оценки налогового потенциала Значение налогового потенциала, рассчитанное тремя методами, можно представить в таблице (табл. 4). Таблица 4 Налоговый потенциал Астраханской области Год Показатель, руб. 2010 2011 2012 2013 2014 Поступило налогов 21 580 941 21 935 531 33 189 716 36 258 407 37 512 611 Налоговый потенциал фактическим методом 24 934 986 32 224 808 48 966 533 48 533 711 58 639 411 Налоговый потенциал методом репрезентативной налоговой системы 23 329 015 25 476 371,31 40 778 936,5 35 642 245,2 42 473 907,5 Налоговый потенциал методом оценки валового регионального продукта 17 398 978 19 909 533 24 486 347 30 241 464 39 226 717 Разные методики расчета опирались на различный набор данных. Значения налогового потенциала, рассчитанные разными методами, существенно отличаются между собой. Методика расчета фактическим методом значительно завышает уровень налогового потенциала. При расчете налогового потенциала фактическим методом заметен количественный разрыв между поступившими в бюджет региона налогами и способностью региона аккумулировать налоговые доходы. Не учитывается прирост задолженности в регионе, а также уровень собираемости налогов. По нашему мнению, использовать данный метод как ведущий при расчете налогового потенциала субъектам РФ не следует, т. к. данные о фактических возможностях региона в плане увеличения собираемости налогов будут необъективны. Завышение уровня налогового потенциала может негативно сказаться как на предприятиях, так и на бюджете региона, который может не получить необходимые дотации. Достоинством метода ВРП является возможность сопоставления данных с данными других регионов, т. к. при расчете используется усредненная налоговая ставка. Достоинством метода РНС является высокая точность данных вследствие более глубокого анализа налоговых доходов региона. Но метод РНС не учитывает прирост задолженности в регионе, которая оказывает влияние на уровень налогового потенциала. Ни один из рассмотренных методов не учитывает уровень инфляции, безработицы, при этом каждый опирается на данные предыдущих лет, публикуемые с большим временным интервалом. Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 гг., «…необходим более тщательный, постоянный мониторинг финансового положения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также использование имеющихся возможностей по дополнительному привлечению доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы» [7]. Достоверная оценка налогового потенциала позволяет определить резервы и перспективы увеличения доходной части бюджета. Ее точность и обоснованность во многом зависят от используемых методов. Выбор методов для расчета налогового потенциала определяется, с одной стороны, спецификой трактовки налогового потенциала, с другой стороны - целями и задачами оценки, которые ставят перед собой региональные органы власти. Основным недостатком механизма расчета налогового потенциала выступает невысокая оперативность отражения ситуации. Органы статистики располагают данными за предыдущий период в течение следующих за ним двух кварталов, при этом официальные цифры, которые пригодны для анализа, могут появиться позже, по этой причине краткосрочное прогнозирование на основе показателя налогового потенциала не имеет экономического смысла [8]. Е. Б. Дьякова в своей работе о формировании и оценке налогового потенциала (на примере Волгоградской области) критикует существующие методы оценки и предлагает увеличение налогового потенциала за счет создания условий для легализации «теневого» сектора. По мере развития законодательства (и усиления контроля за его соблюдением), развития рынка, а также создания благоприятного налогового климата теневой сектор может рассматриваться как перспективный для налогообложения [3]. В работах М. Н. Шалюхиной поднимается вопрос о том, что несмотря на существующие методы оценки, в настоящее время пока нельзя говорить об эффективном использовании имеющихся данных о налоговом потенциале. Прежде всего, в силу стремления многих налогоплательщиков уклониться от уплаты налогов не только за счет теневых оборотов, но и путем применения различных схем (расчетов через третьих лиц, вексельных и иных неденежных форм расчетов, расчетов через проблемные банки, проведения фиктивных экспортных операций, перерегистрации либо ликвидации предприятий) [9]. Показатели налогового потенциала, собираемости налогов и сборов, а также методика расчета налоговой базы, на основе которых определяются поступления доходов в бюджетную систему, должны рассматриваться в качестве полноправных инструментов бюджетно-налогового планирования и статистического учета [10], хотя до сих пор они не являются признанными экономико-статистическими показателями. В работах Ф. С. Исхаковой и Ю. С. Горобец выделяется проблема существующих методик расчета потенциала в его сокращении в связи с неполнотой поступлений налогов как в федеральный, так и в региональный бюджеты [11]. Причиной этого является довольно существенная доля теневой экономики в регионах, вследствие чего происходит сокращение налоговой базы по основным налоговым доходам консолидированного бюджета. Наиболее значительный пласт теневой экономики занимают фирмы-однодневки, целью создания которых зачастую является уход от налогообложения. Объем теневого оборота оказывает серьезное влияние на достоверность оценки налогового потенциала региона. Легализация теневых средств, наряду с совершенствованием законодательства и усилением контроля над его соблюдением, в настоящее время может стать перспективным источником налогов. Оценка налогового потенциала методом поправочных коэффициентов Стоит отметить, что эффективность и результативность способа измерения налогового потенциала зависит от возможности выбранной методики максимально оценить налоговые доходы региона. С другой стороны, результаты оценки налогового потенциала должны быть независимы от структуры потребления и инвестиций в регионе. Оценка налогового потенциала должна проводиться по каждому виду налогов в региональном разрезе с учетом экономической специфики региона и должна быть основана на расчете налоговой базы. При определении уровня налогового потенциала в первую очередь должны учитываться экономические показатели, оказывающие определяющее воздействие на формирование налоговой базы региона. Среди экономических показателей, влияющих на налоговый потенциал, можно выделить отраслевую специализацию региона, численность населения, соотношение городского и сельского населения, объем валового регионального продукта, количество и отраслевой состав предприятий региона, число крупнейших налогоплательщиков, показатели, характеризующие внешнеэкономическую деятельность в отраслевом разрезе, уровень оплаты труда и наличие задолженности по заработной плате. Выбор той или иной методики расчета на региональном уровне будет способствовать выработке региональными властями определенных стратегий поведения в отношении уровней налогообложения. Подводя итог анализа недостатков расчета налогового потенциала, можно выделить следующие составляющие, которые необходимо включить в методику расчета: - коэффициент теневой экономики региона; - коэффициенты, характеризующие уровень безработицы, инфляции, эффективности деятельности населения (для метода ВРП и РНС). Таким образом, мы предлагаем произвести оценку налогового потенциала методом поправочных коэффициентов, который будет рассчитываться по следующей формуле: где НПР - налоговый потенциал региона; НБi - налоговая база i-го региона в прогнозном году; РСi - средняя репрезентативная налоговая ставка по i-му налогу по региону; kтэ - коэффициент теневой экономики; kбанкр - коэффициент банкротства в рассматриваемом регионе в прогнозном году; kбезраб - коэффициент безработицы в рассматриваемом регионе в прогнозном году; kинфл - коэффициент инфляции в рассматриваемом регионе в прогнозном году; kn - коэффициент социально-экономической эффективности в рассматриваемом регионе в прогнозном году. Налоговый потенциал по Астраханской области примет следующие значения (табл. 5). Таблица 5 Налоговый потенциал Астраханской области, рассчитанный методом поправочных коэффициентов Год Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 Поступило налогов, руб. 21 580 941 21 935 531 33 189 716 36 258 407 37 512 611 Коэффициент теневой экономики 0,9985 0,9985 0,9984 0,9984 0,9983 Коэффициент инфляции 0,91 0,94 0,93 0,94 0,87 Коэффициент банкротства 0,9998 0,99978 0,99976 0,99973 0,99972 Коэффициент безработицы 0,9992 0,9991 0,9992 0,9993 0,9993 Налоговый потенциал методом поправочных коэффициентов на основе ВРП, руб. 15 793 513,6 18 665 963,0 22 712 226,1 28 353 968,3 34 035 846,3 Налоговый потенциал методом поправочных коэффициентов на основе РНС, руб. 21 176 365,4 23 885 090,8 37 824 360,9 33 417 664,3 36 853 336,2 Отклонение от метода ВРП, % -26,82 -14,91 -31,57 -21,80 -9,27 Отклонение от метода РНС, % -1,87 8,89 13,96 -7,83 -1,76 При расчете налогового потенциала с учетом поправочных коэффициентов можно заметить, что по сравнению с расчетами общепринятыми методами (см. табл. 4) его значение снизилось. Это связано с тем, что поступление налогов зависит от количества работающих предприятий, занятости населения, а также уровня теневой экономики. Поправочные коэффициенты уменьшают значение налогового потенциала. Выбор методики является важной особенностью расчета налогового потенциала, т. к. от этого в дальнейшем будет зависеть итоговое значение потенциала. Для Астраханской области наиболее применим метод поправочных коэффициентов на основе РНС, согласно которому отклонение от фактически собранных налогов незначительно. Метод поправочных коэффицентов достаточно универсален. При расчете данным методом можно добавлять другие экономические коэффициенты, такие как коэффициент эффективности труда населения, коэффициент количества городского и сельского населения, коэффициент собираемости налогов и прочие социально-экономические коэффициенты, характеризующие эффективность деятельности региона. Заключение Следует отметить, что налоговый потенциал является показателем, который характеризует возможную величину налоговых сборов за рассматриваемый период времени и не способствует увеличению доходной части бюджета, не влияет на социально-экономические процессы, протекающие в регионе. Расчет налогового потенциала, предложенный в работе, помогает получить более точное значение данного показателя. Несмотря на информационный характер показателя, налоговый потенциал активно используется региональными органами власти при расчете трансфертов, необходимых для перечисления в регионы РФ. В этой связи следует предположить, что построение эффективных методик оценки налогового потенциала позволяет, с одной стороны, анализировать изменения налоговой политики, а с другой - разработка модели оценки, соответствующей требованиям Министерства финансов Российской Федерации, позволит адекватно перераспределять трансферты, обусловленные потребностью региона в заемных средствах для осуществления эффективной социально-экономической политики, поступающие из федерального бюджета. Рассчитанные общепринятыми методиками и методикой, предложенной в исследовании, показатели налогового потенциала и показатели фактических поступлений налогов в бюджет имеют близкие значения, что свидетельствует о правильности исходных предположений и расчетов. Следовательно, можно использовать существующие методики оценки без внесения в них изменений. Мы рекомендуем отдать предпочтение методу РНС с учетом поправочных коэффициентов, т. к. он дает более объективные данные, а использование в расчете налоговых баз и поправочных коэффициентов дает возможность применять этот метод в прогнозировании. Изучив существующие подходы к методам оценки налогового потенциала, предлагаем следующие рекомендации для оптимизации расчета налогового потенциала: - совершенствовать статистическую и налоговую информационную базу, что позволит повысить оперативность расчета показателя величины налогового потенциала; - автоматизировать отчетность налоговых органов; - синхронизировать и упорядочивать данные отчетов, публикуемых различными ведомствами; - составлять и оперативно публиковать налоговые паспорта регионов. Метод поправочных коэффициентов представляется нам наиболее оптимальным для расчета и прогнозирования показателя налогового потенциала, поэтому мы предлагаем его к рассмотрению в качестве ведущего при определении значения показателя налогового потенциала в Российской Федерации. В заключение можно сделать вывод о том, что метод поправочных коэффициентов на основе репрезентативной налоговой системы наиболее применим для расчета налогового потенциала Астраханской области. В то же время расчет данного метода на примере одной области не подтверждает выводы о том, что этот метод оптимален и для других регионов. Поэтому необходим качественный анализ применимости данного метода расчета на других субъектах РФ.