Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Существующая в настоящее время в России тенденция к усилению государственного контроля над качеством услуг, предоставляемых государственными организациями высшего образования, растущие требования со стороны потребителей, жесткая регламентация деятельности требуют наличия у государственных вузов надежной финансовой основы. Налаженная система обеспечения экономической стабильности и безопасности позволяет достаточно успешно предотвращать и преодолевать ситуации, связанные с различными рисками, в том числе и финансовыми. Целью исследования явились идентификация и классификация финансовых рисков государственных вузов, а также разработка мероприятий по предотвращению и преодолению рисковых ситуаций. Основой исследования выступили труды российских и зарубежных авторов, нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие финансово-экономическую деятельность вузов, информация Федеральной службы государственной статистики. В результате проведенного исследования определены наиболее вероятные виды финансовых рисков, возникающих в государственных организациях высшего образования. Рассматриваются риски, связанные со снижением запланированного дохода, а также связанные со значительным ростом непредвиденных расходов. Идентифицированные риски систематизированы и классифицированы. Методы управления конкретными видами рисков, предложенные в исследовании, могут быть использованы руководителями государственных организаций высшего образования для разработки комплекса мероприятий по формированию механизмов обеспечения экономической безопасности государственного вуза.

Ключевые слова:
государственный вуз, финансовый риск, бюджетный риск, экономическая безопасность
Текст
Состояние проблемы Образование является одним из ключевых элементов социально-экономической политики государства. Развитие экономики России во многом зависит от уровня подготовки кадров, доли экономически активного населения, способного создавать валовой внутренний продукт (ВВП). Изменения в экономической и политической сферах страны, как правило, находят отражение в реформах, касающихся системы образования. В период своего правления Петр I начал серьезную борьбу с отставанием России от Запада, в связи с чем ему пришлось приглашать из-за рубежа огромное количество квалифицированных специалистов в разных областях. Так, в связи с активным развитием промышленности, в России XVIII в. возникла потребность в подготовке собственных квалифицированных кадров, и в 1726 г. была основана первая высшая школа в России - Академический университет при Петербургской Академии наук [1]. Данный отрезок времени можно обозначить как период возникновения высшего образования в России. На определенном этапе своего становления российское общество пришло к разделению труда и специализации, что в должной мере способствовало внедрению достижений научно-технического прогресса и росту экономики в целом. В настоящее время деятельность по подготовке высококвалифицированных кадров также осуществляют организации высшего образования, 60 % которых являются государственными и муниципальными [2]. Вследствие глобальной трансформации экономической системы России в 90-е гг. XX в. значительно изменилась структура спроса на образовательные услуги, что привело к резкому увеличению числа вузов, в особенности негосударственных, предлагающих востребованные виды услуг далеко не всегда надлежащего качества. Однако, в связи со вступлением в силу в 2012 г. Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», началась очередная образовательная реформа, которая привела к сокращению числа вузов, в том числе государственных, до состояния 1991 г. [3]. Проведение соответствующих мероприятий привело в 2015 г. к уменьшению доли добавленной стоимости, созданной в сфере образования, относительно 2014 г. на 0,2 п. п. При этом со сферой образования связана немалая доля экономики, которая составляет 2,6 % ВВП России [2]. Чтобы соответствовать критериям эффективности деятельности, избежать ликвидации и присоединения к другому вузу, государственным организациям высшего образования необходимо иметь надежную финансовую основу. Налаженная система обеспечения экономической стабильности и безопасности позволит более успешно предотвращать и преодолевать ситуации, связанные с различными рисками, в том числе финансовыми. Темы совершенствования механизмов управления различными рисками фирмы в своих работах касаются многие представители научной общественности: К. В. Балдин, С. Н. Воробьев, Е. П. Карлина, И. И. Потапова, В. Н. Вяткин, В. Я. Захаров, А. О. Блинов, Д. В. Хавин, А. С. Шапкин, В. А. Шапкин [4-8]. Вопросы, посвященные рискам, характерным для предприятий сферы услуг, находят свое отражение в трудах Г. А. Тактарова, Т. Б. Вайчулис, С. В. Соколовой, Г. А. Ахтамовой [9-11]. Модель управления рисками непосредственно образовательной организации описывается в работах Т. П. Костюковой, И. А. Лысенко [12]. Несмотря на значительное число научных трудов, посвященных проблеме предотвращения рисковых ситуаций различной природы, возникающих в фирмах (в том числе и в образовательных организациях), недостаточно затронут вопрос, касающийся финансовых рисков государственных организаций высшего образования. Основной целью исследования явились идентификация и классификация финансовых рисков государственных вузов, а также разработка мероприятий по предотвращению и преодолению рисковых ситуаций. Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач: - выявление наиболее вероятных финансовых рисков, возникающих в государственных организациях высшего образования; - классификация и систематизация рисковых ситуаций государственных вузов, возникающих в сфере финансов; - определение наиболее эффективных механизмов управления финансовыми рисками в государственных организациях высшего образования. Предметом исследования выступили финансово-экономические отношения, возникающие в государственных вузах, в рамках управления финансовыми рисками. Объектом исследования в рамках обеспечения экономической безопасности государственной организации высшего образования явилась деятельность вузов Федерального агентства по рыболовству. Основой исследования выступили труды российских и зарубежных авторов, нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие финансово-экономическую деятельность вузов, информация Федеральной службы государственной статистики. Результаты исследования и предложения Изученный опыт вузов, учредителем которых является Федеральное агентство по рыболовству, позволяет идентифицировать и классифицировать наиболее общие финансовые риски государственных организаций высшего образования. Финансовый риск вышеназванных организаций можно обозначить как бюджетный риск, который заключается в превышении расходов организации над доходами. Таким образом, финансовые риски делятся на следующие группы: - риски, связанные со снижением запланированного дохода; - риски, связанные со значительным ростом непредвиденных расходов. Кроме того, данные виды рисков могут присутствовать в организации одновременно, усиливая вероятность возникновения дефицита бюджета. Поскольку объектом исследования является именно государственный вуз, доходы которого примерно наполовину состоят из субсидий федерального бюджета, то риски, связанные со снижением запланированного дохода, можно разделить еще на две группы: - риски, связанные с недостаточным финансированием со стороны государства; - риски, связанные с недополучением средств от приносящей доход деятельности. В свою очередь, объем финансирования бюджетных организаций со стороны государства зависит от нескольких факторов. Одним из них является внешняя конъюнктура, от которой напрямую зависит финансирование: неблагоприятная экономическая ситуация в стране, дефицит федерального бюджета приводят к сокращению государственных расходов по многим направлениям. Следующим фактором наступления риска является изменение приоритетов финансирования и правил распределения бюджетных средств. Таким образом, в вышеназванной категории можно обозначить два вида рисковых ситуаций, способных повлиять на объем финансирования из федерального бюджета: - риск установления неблагоприятной экономической конъюнктуры; - риск изменения приоритетов и правил распределения бюджетных средств. На объем вырученных средств от приносящей доход деятельности также влияют различные факторы. Недополучение вузом средств от приносящей доход деятельности в первую очередь связано с непредвиденно низким спросом на образовательные услуги как на основной вид деятельности данной организации. Снижение спроса происходит по причинам возникновения следующих ситуаций, которые определяются как рисковые: - снижение качества оказываемых образовательных услуг; - сокращение контингента в результате неблагоприятной демографической ситуации прошлых лет; - установление фиксированных негибких цен на уровне нормативных затрат на оказание услуг. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 20.12.2010 г. № 1898 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания», размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины базовых нормативных затрат, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации [13]. В связи с этим возникает проблема: многие региональные вузы недополучают возможную прибыль за счет установления на отдельные направления подготовки слишком высоких цен, не соответствующих реальному спросу. Объединяя все вышеперечисленное, систематизировать риски снижения дохода государственной организации высшего образования можно следующим образом (рис. 1). Рис. 1. Риски снижения дохода государственного вуза К увеличению расходов организации способен привести ряд факторов. Риски, связанные со значительным ростом непредвиденных расходов вузов, можно разделить на несколько групп: - ценовые риски; - риски, связанные с неисполнением либо с изменением законодательства; - риски, связанные с возникновением непредвиденных обстоятельств, а также с неэффективным использованием средств. Резкий рост цен является опасностью для бюджета любой организации, но для экономической деятельности государственного вуза данная ситуация несет особенную угрозу. Осуществление закупок государственных учреждений ведется в рамках плана финансово-хозяйственной деятельности, который утвержден главным распорядителем бюджетных средств и в некоторых случаях подлежит корректировке один раз в квартал. Данное правило, в частности, характерно для вузов, учредителем которых является Федеральное агентство по рыболовству. Непрогнозируемое повышение цен может привести не только к росту расходов, но и к перебоям в материально-техническом снабжении государственного вуза. В свою очередь, риски, связанные с ростом цен на товары, работы и услуги, приобретаемые организацией в процессе ее функционирования, могут быть связаны со следующими экономическими явлениями: - инфляция; - падение курса национальной валюты; - рост тарифов на коммунальные услуги. Ситуация нестабильности, связанная с нахождением экономики страны на стадии спада или кризиса, способна привести к росту инфляции. Повышение уровня инфляции особенно ярко проявило себя в 2015 г. (по отношению к 2014 г.). Умеренная инфляция, составлявшая 7 % в 2014 г., выросла в среднем на 8 п. п. и в 2015 г. составила 15 % [2]. Это неизбежно привело к резкому росту цен, что не могло не сказаться на увеличении расходов экономических субъектов, в том числе вузов. Среди товаров, закупаемых образовательными организациями, к росту курсовой разницы валюты особенно чувствительны цены на товары импортного производства: компьютерная и вычислительная техника, учебно-лабораторное оборудование, химические реактивы. В связи с падением курса рубля по отношению к доллару и евро в 2014-2015 гг. рост цен только на компьютерную и вычислительную технику составил в среднем 17 % (в 2015 г. относительно 2014 г.) [2]. Доля затрат по данным видам расходов составляет немалую часть в общем объеме закупок вузов, поэтому это обстоятельство также негативно сказалось на финансовой деятельности государственных образовательных организаций. В связи с проблемами в коммунальном хозяйстве России необходимо учитывать ежегодный рост тарифов на коммунальные услуги. В 2015 г. он составил 10 % в среднем по стране (по сравнению с 2014 г.) [2]. Данный вид затрат является одним из наиболее значимых и составляет около 7 % в общем объеме расходов вузов. Таким образом, ежегодно существует риск повышения тарифов, а значит, и риск значительного роста расходов. Среди рисков, связанных с неисполнением либо с изменением законодательства следует отметить те, которые возникают наиболее часто: - увеличение расходов по оплате штрафов, пеней и т. д.; - несоблюдение, изменение налогового законодательства; - лишение государственной аккредитации; - повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ). Деятельность государственных вузов жестко регламентируется нормативно-правовыми актами различного уровня. Неисполнение требований и предписаний органов государственной власти влечет за собой наложение санкций на организацию, в том числе в виде штрафов, что также неизбежно ведет к росту расходов. В настоящее время налоговое законодательство позволяет вузам избежать уплаты налога на прибыль, если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и опытно-конструкторских разработок составляют не менее 90 % ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы [14]. Несоблюдение условий, при которых применяется ставка 0 % по налогу на прибыль, значительно сократит имеющиеся средства вуза. Лишение вуза государственной аккредитации по какому-либо направлению подготовки влечет за собой отчисление студентов, т. к. вуз в этом случае не имеет права выдачи диплома государственного образца по данному направлению подготовки. Массовые отчисления влекут за собой расходы государственной организации высшего образования, связанные с возвратом средств за неоказанные услуги. Этот момент также можно отнести к рискам снижения дохода, т. к. впоследствии сократится спрос на образовательные услуги организации со стороны абитуриентов. К актуальным на сегодняшний день рисковым ситуациям, связанным с изменением законодательства, относится повышение МРОТ. Федеральным законом от 02.06.2016 г. № 164-ФЗ ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» изложена в новой редакции, согласно которой минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 г. составляет 7 500,00 руб. в месяц [15, 16]. Прирост МРОТ относительно предыдущего уровня составил 21 %. Помимо роста расходов на оплату труда определенной категории персонала повышение неизбежно повлекло за собой увеличение расходов на обязательные отчисления организаций в государственные внебюджетные фонды. Учитывая специфику трудоемкости оказываемых вузами услуг, а также долю расходов на оплату труда, составляющую около 60 % всех затрат, можно сделать вывод о существенном влиянии данных изменений на деятельность государственных организаций высшего образования. К рискам, связанным с возникновением непредвиденных обстоятельств, а также с неэффективным использованием средств, относятся: - чрезвычайные ситуации различного характера (в том числе стихийные бедствия и пр.), влекущие за собой расходы; - нерациональное использование ресурсов. Схематично систематизация вышеперечисленных рисков, связанных со значительным ростом непредвиденных расходов, будет выглядеть следующим образом (рис. 2). Рис. 2. Риски, связанные со значительным ростом непредвиденных расходов государственного вуза Отдельно можно выделить риски, связанные с некачественным планированием, отсутствием необходимого числа квалифицированных кадров, информационной перегрузкой персонала. Идентифицированные риски также классифицируются как внутренние и внешние. К внешним рисковым событиям, наступление которых не зависит от деятельности служб организации, относятся: - неблагоприятная экономическая конъюнктура; - изменение приоритетов и правил распределения бюджетных средств; - неблагоприятная демографическая ситуация; - неконкурентоспособные цены; - инфляция; - падение курса национальной валюты; - рост тарифов на коммунальные услуги; - повышение МРОТ; - чрезвычайные ситуации. К внутренним рисковым событиям, наступление которых в большей степени зависит от эффективности деятельности фирмы, можно отнести: - низкое качество оказываемых образовательных услуг; - увеличение расходов по оплате штрафов, пеней и т. д.; - несоблюдение налогового законодательства; - лишение государственной аккредитации; - нерациональное использование ресурсов; - некачественное планирование. Как правило, возникновение внутренних рисков в большей степени поддается контролю со стороны руководства организации, нежели проявление внешних рисков. Решение задачи обеспечения экономической безопасности государственного вуза в отношении вышеописанных рисковых ситуаций предполагает осуществление ряда мероприятий. Как было сказано выше, предотвратить наступление внешних рисковых событий достаточно сложно, но есть шанс снизить негативные эффекты, связанные с их наступлением. В целом, необходимо стремиться к сокращению зависимости финансовой устойчивости вузов от внешней конъюнктуры [17]. В случае возникновения, по тем или иным причинам, ситуации недофинансирования со стороны государства, необходимо изыскивать альтернативные источники финансирования. Такими источниками могут служить платные образовательные и необразовательные услуги, а также непрофильные виды деятельности. В свою очередь, прирост дохода от предоставления данных услуг достигается благодаря целенаправленной маркетинговой деятельности, более эффективному использованию имущества организации. Получение дохода от оказания платных услуг также подвержено различным внешним рискам: неблагоприятная демографическая ситуация; необходимость установления фиксированных цен, которые зачастую бывают неконкурентоспособны. Данные проблемы можно решить путем применения неценовых методов конкурентной борьбы: повышения качества услуг, имиджа образовательной организации в целом, ведь в настоящее время в большинстве региональных вузов существует проблема несоответствия цены и качества. Также необходимо переориентироваться на сегмент потребителей другой возрастной группы, расширив номенклатуру предоставляемых образовательных услуг, например, включив в перечень дистанционное образование. Преодоление внешних рисков, связанных с ростом расходов, возможно следующими путями. Компенсировать негативное действие инфляции можно посредством заключения договоров со студентами на оказание услуг с индексацией цены. Период обучения студента по одной образовательной программе, который составляет в среднем 4 года, является достаточным временным фактором, в течение которого имеет место существенный рост уровня инфляции. Вышеописанная мера позволит поддерживать актуальный уровень цен на предоставляемые услуги и компенсировать номинальный рост расходов. Волантильность курса национальной валюты приводит к значительному колебанию цен на импортные товары. В этой ситуации застраховать организацию от дополнительных расходов можно путем оформления с поставщиками договоров с фиксированной ценой на момент заключения. Мероприятия по компенсации роста расходов из-за увеличения тарифов на коммунальные услуги должны включать повышение энергоэффективности вуза, а также избавление от неэффективных активов, обслуживание которых экономически нецелесообразно. Среди таких мероприятий необходимо выделить осуществление расчета нормативов и внедрение лимитов потребления энергетических ресурсов и воды для структурных подразделений в целях их рационального использования; определение лимитов расходов на содержание имущества; внедрение ресурсоэффективных технологий в хозяйственную деятельность организации [17]. Последствия роста МРОТ означают для предприятий необходимость повышения оплаты труда работников, чей уровень заработной платы находится до порогового значения МРОТ. Как правило, в эту группу попадает категория обслуживающего персонала, в связи с чем необходимо провести оценку целесообразности оказания таких услуг, как уборка помещений, охрана, ремонтные работы собственными силами. Вариантом предупреждения роста расходов может являться проведение оптимизации штата с учетом возможности передачи данных видов деятельности на аутсорсинг, а также с учетом осуществления некоторых функций самообслуживания с помощью технических средств. В целях обеспечения стабильности функционирования организации необходимо планировать создание финансового резерва, который будет служить «подушкой безопасности» на случай чрезвычайных ситуаций и возникновения крупных непредвиденных трат. Во избежание возникновения рисковых ситуаций внутреннего характера необходима грамотная политика в отношении управления персоналом, в нее должны быть включены мероприятия по формированию оптимальной организационной структуры, повышению квалификации кадров. Одним из ключевых моментов в обеспечении успешной деятельности организации выступает разработка системы мотивации персонала, ориентированная на повышение эффективности использования всех видов ресурсов и поиск новых источников дохода, совершенствование системы оплаты труда сотрудников вуза, более тесно увязывающей результаты и оплату труда [17]. Кроме того, необходимо проведение мероприятий по достижению показателей эффективности вузов, а также мероприятий по повышению качества предоставляемых услуг и имиджа вуза в целом. Выводы По результатам проведенного исследования определены наиболее вероятные виды финансовых рисков, возникающих в государственных организациях высшего образования. Идентифицированные риски систематизированы и классифицированы, предложены методы управления конкретными видами рисков, которые могут быть использованы руководителями государственных вузов для разработки комплекса мероприятий по формированию механизмов обеспечения экономической безопасности государственного вуза.
Список литературы

1. Ханин Г. И. Высшее образование и российское общество. ЭКО. 2008. № 8. С. 75-92.

2. http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

4. Балдин К. В., Воробьев С. Н. Риск-менеджмент. М.: Гардарики, 2005. 285 с.

5. Карлина Е. П., Потапова И. И. Управление рисками предпринимательской деятельности // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. 2006. № 4. С. 135-140.

6. Вяткин В. Н. Управление рисками фирмы: программы интегративного риск-менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2006. 400 с.

7. Захаров В. Я., Блинов А. О., Хавин Д. В. Антикризисное управление. Теория и практика. М.: ЮНИТИ, 2006. 287 с.

8. Шапкин А. С., Шапкин В. А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. М.: Дашков и Кo, 2007. 880 с.

9. Тактаров Г. А., Вайчулис Т. Б. Управление предпринимательскими рисками в сфере услуг. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2008. 124 с.

10. Соколова С. В. Предпринимательские риски в сфере услуг // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 6, № 1. С. 96-106.

11. Ахтамова Г. А. Управление рисками в сфере услуг. М.: Палеотип, 2004. 118 с.

12. Костюкова Т. П., Лысенко И. А. Образовательное учреждение как объект управления в условиях риска // Вестн. УГАТУ. 2011. № 5. С. 208-215.

13. Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания: Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.12.2010 г. № 1898. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=204529&fld=134&dst= 1000000001,0&rnd=0.5703069355804473.

14. Налоговый кодекс Российской Федерации. URL: http://base.garant.ru/10900200/.

15. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федеральный закон от 02.06.2016 г. № 164-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=198850&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9780238458569805.

16. О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=198914&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9127337862737477.

17. Бастрыкин С. В. Стратегические приоритеты финансово-экономического развития государственного вуза // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 3. С. 40-51.


Войти или Создать
* Забыли пароль?