ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ НА МАКРО- И МЕЗОУРОВНЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Осуществляемая в настоящее время модернизация российской экономики требует системного похода, синхронности и сбалансированности данного процесса в отраслевом и территориальном разрезах. Модернизацию регионального потребительского рынка целесообразно проводить в рамках разработанной стратегии на различных уровнях хозяйствования, опираясь на системный и ситуационный подходы. На основе такого подхода авторами была составлена матрица SWOT-анализа потребительского рынка Московской области. Особое внимание в статье уделено механизмам развития потребительского рынка региона на макро- и мезоуровнях. Проведенный авторами анализ потребительского рынка товаров и услуг Московской области позволил выделить основные проблемы его развития, связанные с внутренними и внешними противоречиями. В работе определены этапы и мероприятия по структурно-функциональной модернизации потребительского рынка, их взаимосвязь со стратегическими программными документами по другим направлениям развития региона, а также задачи, решаемые в результате их реализации.

Ключевые слова:
потребительский рынок, концепция развития потребительского рынка, модернизация потребительского рынка, SWOT-анализ, механизм модернизации потребительского рынка
Текст

Осуществляемая в настоящее время модернизация российской экономики требует системного похода, синхронности и сбалансированности данного процесса в отраслевом и территориальном разрезах. Потребительский рынок является неотъемлемой частью воспроизводственной системы страны, обеспечивает взаимосвязь производства и потребления, реализацию большей части товаров и услуг народного потребления и оказывает существенное влияние на качество и уровень жизни населения Российской Федерации. Поэтому на современном этапе решающее значение принадлежит развитию потребительского рынка. Данный процесс нуждается в строгой логической последовательности предпринимаемых действий с учетом выбранных направлений и критериев развития потребительского рынка, постоянном обмене информацией, сопоставлении полученных на определенных этапах результатов с желаемыми. Все это позволит качественно и своевременно корректировать направления, планы, методы проведения модернизации. Однако в современной реализуемой государственной экономической политике в большинстве федеральных стратегических документов, национальных целевых программ и проектов эти аспекты будущего экономического развития России до сих пор не нашли должного отражения.

Список литературы

1. Бутов В.И., Игнатова В.Г., Кетова Н.Г. Основы региональной экономики: учеб. пособие. – М., Ростов-н/Д., 2000.

2. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой / под ред. Г.В. Гутмана. – М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Данилов А.А. Роль региональных органов управления в регулировании развития региональных рынков // Сервис в России и за рубежом. – 2009. – № 1.

4. Данилов А.А., Данилова В.А. Совершенствование организационно- экономических механизмов управления региональным потребительским рынком // Сервис plus. – 2012. – № 3.

5. Данилов А.А., Сульповар Л.Б., Данилова В.А. Социально-экономическое регулирование рынка потребительских товаров и услуг Московской области: монография. – М.: Издатель Степаненко, 2011.

6. Иваненко Л.В. Развитие региона. Состав, место и роль региональной инфраструктуры /Л.В. Иваненко, А.И., Закинчак, А.А. Овсянников //Вестник Самарской государственной академии путей сообщения. – 2007. – № 8 (12).

7. Зверев А.В. Теоретические основы модернизации регионального потребительского рынка / А.В. Зверев, О.В. Фетисова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2011. – № 3.

8. Лапаева М.Г., Корабейников И.Н., Макеева Е.Н. Управление социально-экономическим развитием региона в условиях становления сетевой экономики: монография / РАН. Урал. отд-ние. Ин-т экономики; Оренб. гос. ун-т. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009.

9. Тахумова О.В. Формирование методических подходов по определению уровня эффективности развития регионального потребительского рынка // Экономический Вестник Ростовского государственного университета. – 2006. – №2.

10. Фетисова О.В. Модернизация сферы товарного обращения макрегиона (потребительский сектор): монография. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007.

Войти или Создать
* Забыли пароль?