Введение Международный рынок медицинских услуг состоит из следующих направлений: медицинские, инженерно-консультационные, информационные, транспортно-логистические услуги, ноу-хау и лицензии и пр. Его развитие во многом определяется воздействием глобальных технологических прорывов в медицинских, информационно-коммуникационных и биотехнологиях. Особенности функционирования рынка медицинских услуг Использование инновационных медицинских технологий, наряду с развитием каналов доступа к ним, формирует условия и предпосылки для углубления специализации сегментов рынка медуслуг и стандартизации оказания медуслуг. Важную роль в формировании международного рынка медицинских услуг (МРМУ) играет стабильная экономическая ситуация на национальных рынках вследствие роста доходов населения и, соответственно, дополнительных возможностей для потребления медуслуг. Основные характеристики рынка медуслуг, в зависимости от уровня развития экономики страны, приведены в табл. 1. Таблица 1 Основные характеристики национальных рынков медуслуг по показателю «Уровень экономического развития» Уровень экономического развития Характеристика Слаборазвитая (Ангола, Бангладеш, Лаос) Развивающаяся (Индия, Китай, Россия) Новая индустриальная (Гонконг, Сингапур, Южная Корея) Развитая (Германия, США, Япония) Государственное регулирование Значительная доля предоставления медуслуг государственными клиниками при слабоорганизованном регулировании сферы здравоохранения, в основном для поддержания санитарных и гигиенических стандартов Усиление требований стандартов к лечебно-диагностической деятельности; спрос на медуслуги превышает предложение, что приводит к формированию сегмента частных медуслуг и, соответственно, развитию уровня его регулирования Развитое регулирование, в том числе частного сегмента, путем ужесточения требований к соответствию медицинской деятельности установленным стандартам Жесткий уровень регулирования всей сферы охраны здоровья на уровне, сопоставимом с ведущими международными практиками Технологии Государственные клиники обеспечены в основном простым диагностическим, медицинским и хирургическим оборудованием и предоставляют ограниченный объем услуг невысокого качества Простое диагностическое медицинское, хирургическое оборудование; начало внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность сферы охраны здоровья Современное оборудование представлено в основном в частных клиниках; рост внедрения ИКТ Современное оборудование используется и в государственных, и в частных клиниках; высокий уровень применения ИКТ Инфраструктура Малое количество государственных клиник; низкий уровень частной практики, в основном первичные услуги оказывают семейные врачи Значительная доля государственных клиник; сосредоточенных в основном в центральных и городских районах; рост числа частных клиник по оказанию первичных медуслуг; появление частных клиник, ориентированных на обеспеченные слои населения Рост доли частных клиник и их укрупнение за счет приватизации государственного сегмента здравоохранения, в результате формируются частные сети медучреждений, способные удовлетворить спрос как внутренний, так и внешний Рост потенциала государственных клиник; укрупнение поставщиков медуслуг частного сегмента; повышение привлекательности сферы для создания зарубежных представительств и клиник медицинских фирм Медицинский персонал Представлен в основном специалистами общей практики при малой доле высококвалифицированных врачей; активная деятельность медицинских некоммерческих и благотворительных организаций Представлен специалистами и врачами общей практики, в том числе получившими образование международного уровня; рост доли младшего медперсонала, получившего специализированное образование в клиниках или профессиональных образовательных учреждениях Представлен значительным количеством как отечественных, так и зарубежных высококвалифицированных врачей, в том числе узкого профиля; диффузия врачей из госсегмента в частный Большое количество узкоспециализированных специалистов; внутренняя миграция иностранных врачей медперсонала Финансирование В структуре финансового обеспечения: низкая доля бюджетных ресурсов ввиду их ограниченности и средств медстрахования; существенная доля наличных платежей граждан; значимый вклад Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), некоммерческих и неправительственных организаций, благотворительных фондов В структуре финансового обеспечения существенная доля бюджетных ресурсов и средств медстрахования при относительно небольшой доле личных расходов на лечение; незначительный вклад ВОЗ, некоммерческих и неправительственных организаций, благотворительных фондов. Финансирование сферы осуществляется на программной основе. Для социально незащищенных слоев населения формируются государственные программы Структура финансовых ресурсов формируется через механизмы соцобеспечения, вкупе с универсальными моделями медстрахования, а также за счет растущих расходов населения на частный сегмент медуслуг. В данных экономиках реализуется политика снижения госрасходов на здравоохранение Структура финансовых ресурсов формируется на основе обязательных страховых взносов при относительно низком уровне расходов населения На развитие международного рынка оказывают влияние изменение демографических тенденций, увеличение доли пожилого населения, вызванное ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости; миграционные процессы - как пациентов, так и медработников, - ввиду сервиса более высокого порядка, доступа к современным медицинским технологиям. Экспансия медицинского персонала за пределы региона выступает как новая бизнес-модель. Торговля медуслугами на международном уровне способствует росту конкуренции и, соответственно, повышению качества медуслуг. Одновременно возникает проблема «утечки» квалифицированного персонала. Априори сохранение квалифицированного персонала и обеспечение баланса государственного и частного здравоохранения являются необходимыми условиями существования национальной системы здравоохранения. Конкурентоспособность поставщиков медуслуг на международном рынке зависит от уровня развития национальных рынков медуслуг, структуры финансирования, доли средств бизнеса в финансировании сферы здравоохранения. Для национальных систем здравоохранения характерно использование целого спектра подходов к аккумулированию и распределению ресурсов на оплату медуслуг, планирование объемов и способов предоставления медуслуг населению. В отдельных системах здравоохранения функции сбора и аккумуляции средств, оплаты и предоставления медуслуг реализуются в рамках единой организационной структуры. В других системах функции привлечения, объединения средств и приобретения медуслуг осуществляются в рамках единой организационной структуры, а предоставление медуслуг проводится сторонними организациями (так, страховые фонды Франции формируют бюджет сферы здравоохранения, привлекая страховые взносы населения, приобретают медуслуги у частных ЛПУ или врачей узкой практики). Даже в рамках системы здравоохранения одной страны возможна комбинация указанных функций. Таким образом, наряду с уникальностью каждой системы здравоохранения, наблюдается многообразие подходов к реализации указанных функций [1]. Доступность медуслуг выступает важным показателем удовлетворенности граждан системой охраны здоровья. Проанализированные практические подходы к предоставлению медуслуг значительно варьируются (табл. 2). Так, в отдельных государствах в качестве приоритета выступает универсальность удовлетворения потребностей полным набором медуслуг, хотя время ожидания при этом существенно увеличивается. В других используются соплатежи или неполная компенсация стоимости медуслуг для работающего населения и, как следствие, доступ к плановым медуслугам гарантирован только конкретным категориям граждан. Таблица 2 Модели организации здравоохранения по основному источнику финансирования Модель Характеристика Государственная модель Бюджетно-страховая модель Частная модель Великобритания Канада Германия Франция США Особенности финансирования здравоохранения Госбюджет покрывает до 90 % расходов на сферу через целевые фонды. Основная доля клиник - государственные, управление которыми производится центральными и региональными органами власти Госбюджет покрывает до 76 % расходов на здравоохранение. Во всех провинциях существует свое законодательство по здравоохранению. Повсеместно действует система возмещения государством затрат на медпомощь населению За счет фондов ОМС - 60 %, за счет ДМС -10 % , из средств госбюджета - 15 % , остальное - частные средства. Размер взносов зависит от финансовых возможностей застрахованного (3-8 % от размера заработка). При доходах ниже установленного уровня или их отсутствии члены семьи страхуются бесплатно Расходы на здравоохранение покрываются за счет обязательной для всех работающих госсистемы соцстрахования. Существует система перераспределения средств между фондами страхования Для покрытия расходов на здравоохранение реализуются программы «Медикейд» и «Медикэр», финансируемые из бюджетов всех уровней управления. Предприниматели и их работники приобретают единый страховой полис Продолжение табл. 2 Модель Характеристика Государственная модель Бюджетно-страховая модель Частная модель Великобритания Канада Германия Франция США Степень охвата населения системой государственного обеспечения медпомощи Все граждане Подавляющее большинство граждан ОМС - 90 % населения, ДМС - 10 % ОМС - более 80 % населения Групповым страхованием охвачено 74 % рабочих и служащих частного сегмента и 80 % государственного сегмента экономики Подходы к организации системы здравоохранения Управление финансами осуществляется минздравом и региональными органами управления (распределяют ресурсы между районами, и те, в свою очередь, финансируют медицинские учреждения) Система здравоохранения базируется на принципах доступности; равных условий для всех жителей при получении медпомощи; полноценности медпомощи; отсутствия рентабельности от оказания медуслуг Функционирует больничное страхование на принципах саморегулирующихся корпораций, осуществляющих деятельность под надзором государства Перераспределение средств осуществляется специальным агентством между клиниками сообразно количеству и половозрастной структуре клиентов Коммерческие принципы составляют основу функционирования большинства ЛПУ. Население приобретает медуслуги, стоимость которых постоянно растет, а доступность снижается Достоинства системы здравоохранения Низкая доля расходов на администрирование системы здравоохранения Контроль обоснованности расходов медицинских учреждений со стороны провинциальных органов управления Выплаты по больничному страхованию определяются медицинской необходимостью, вне зависимости от возраста, пола, степени риска заболевания застрахованного Унифицированный подход к установлению тарифов на услуги. Прозрачное распределение финансовых ресурсов между клиниками сообразно объемам медпомощи Программой «Медикэр» предусматривается выплата в течение 2-х и более лет пенсий по инвалидности, обязательное страхование граждан старше 65 лет, а программой «Медикейд» - бесплатная медпомощь нуждающимся семьям с детьми и инвалидам Участие стран с развивающимися рынками в формировании МРМУ проявляется через потоки обеспеченных групп их населения, не имеющих возможности получения медуслуг ввиду их отсутствия или низкого качества у себя на родине. Таким образом, организациями-плательщиками в национальных системах здравоохранения используются разнообразные инструменты финансового взаимодействия между поставщиками медуслуг и плательщиками, методы оплаты деятельности поставщиков по качеству, скорости и объему предоставления услуг. Предпосылками для формирования конкурентоспособных преимуществ поставщиков медуслуг на МРМУ во многом являются условия их функционирования на их национальных рынках (табл. 3). Таблица 3 Условия функционирования поставщиков медуслуг на национальных рынках* Условия функционирования Страна Регулируемый отбор поставщиков первичных медуслуг в группы, из которых потребители выбирают поставщика Великобритания, США Финансовое стимулирование поставщика медуслуг путем возложения частичной финансовой ответственности за результативность лечения с целью сдерживания уровня расходов или обеспечения установленного уровня качества медуслуг Великобритания, Германия Продолжение табл. 3 Условия функционирования Страна Включение специализированной медпомощи в пакеты гарантированных медуслуг при маршрутизации пациента врачом первичного звена Великобритания, Франция Право вмешательства плательщиков в клинические процессы с целью качественного улучшения результатов путем различных форм контроля качества и сокращения количества необоснованных медуслуг Германия, Франция Сопоставление процесса деятельности поставщика медуслуг со стандартами лечения и клиническими рекомендациями США, Швейцария *Составлено по [2]. В то же время существенные проблемы в системах здравоохранения ряда стран препятствуют активной интеграции в МРМУ (табл. 4). Таблица 4 Структурные и организационные проблемы интеграции в МРМУ в странах ЕС и СНГ Проблемы в системе здравоохранения Описание Адекватность финансового обеспечения системы возложенным задачам Неадекватность финансирования задачам улучшения состояния здоровья граждан вызывает необходимость переноса акцента с лечебной деятельности на профилактическую. Не обеспечивается должное взаимодействие между клиниками и учреждениями первичной медико-санитарной помощи, а также между учреждениями, предоставляющими медицинское и социальное обслуживание, в силу формирования в этих странах громоздких систем стационарного лечения, потребляющих значительную долю выделяемых финансовых ресурсов Рост неравенства в области здравоохранения Проблема неравенства, с точки зрения доступности медицинского обслуживания, преобразовалась в проблему сдерживания роста расходов, что частично объясняется проведением ориентированных на рынок конкурентных реформ. Происходит резкое сокращение бюджетов государственного здравоохранения, рост стоимости частного страхования для престарелых и бедных слоев населения и появление в лечебных учреждениях платы за услуги, что приводит к снижению доступности медобслуживания. Механизмы социального страхования не смогли обеспечить доступ малообеспеченных слоев населения к медуслугам Низкая эффективность распределения ресурсов Проблема оценки эффективности клинических услуг требует постановки вопроса о целесообразности повышения расходов на здравоохранение, оценки эффективности альтернативных инвестиций и социальной полезности затрат Техническая эффективность систем здравоохранения Проблема оптимизации расходов в данных странах ранее фокусировалась на общесистемном уровне в виде слабой координации усилий отдельных ЛПУ и секторов здравоохранения, недостаточности релевантной информации о стоимости и качестве медуслуг, неэффективном управлении капвложениями и текущими средствами на микроуровне, при этом функционированию учреждений на микроуровне уделялось недостаточное внимание. Это привело к созданию дорогостоящих систем медицинского обслуживания. В дополнение к аналогичным проблемам, связанным с эффективностью на микроуровне, существует проблема нелегальных выплат поставщикам медуслуг Качество обслуживания Качество приобретает все большую роль как критерий эффективности использования финансовых ресурсов, выражающейся, например, в снижении числа повторных госпитализаций, а также как инструмент повышения уровня конкурентоспособности клиник. Проблемам качества услуг уделяется все большее внимание в обследованиях степени удовлетворенности пациентов Расширение прав пациентов Пациенты становятся все более требовательными, поскольку не желают мириться с положением пассивных объектов системы медобслуживания, требуют расширения своих прав и возможностей. Национальным директивным органам приходится решать проблему широкого использования поставщиков медуслуг частного сегмента Реагируя на изменяющиеся условия и проблемы, относящиеся к сфере здравоохранения и к охране здоровья населения, страны выработали соответствующие стратегии реформирования систем, анализ которых позволяет определить ряд основных направлений, влияющих на все уровни системы здравоохранения. Для целей анализа эти стратегии реформирования можно разбить на четыре взаимосвязанных направления децентрализации, позволяющих изменить роль государства и рынка в сфере оказания медицинских услуг. Различают следующие типы децентрализации: делегирование полномочий, деконцентрация, приватизация и передача функций (табл. 5). Различия между этими типами заключаются главным образом в их правовом статусе. В классификации типов децентрализации важную роль играют также и другие факторы (такие, как финансовый контроль, способы представления интересов местной общины и географические условия). Таблица 5 Типы децентрализации сферы здравоохранения Тип децентрализации Характеристика Пример Деконцентрация Предусматривает перераспределение административных обязанностей в рамках существующей структуры центрального правительства путем передачи на один или несколько более низких уровней только административных полномочий. В результате деконцентрации может возникнуть один из двух различных типов местной администрации: вертикальная модель - ее сотрудники несут ответственность только перед своим министерством; комбинированная - местный представитель центрального правительства, несущий ответственность перед одним министерством, отвечает за осуществление всех правительственных функций в этом районе. В Польше в конце XX в. в результате реформы госуправления власти воеводств получили значительные права участия в планировании, принятии решений относительно структуры учреждений здравоохранения и распределения бюджетных ресурсов. Топ-менеджер, администрирующий проблемы здравоохранения в провинциях, назначался местными властями. На практике минздрав страны утратил возможность влияния на деятельность по оказанию медуслуг. Передача функций Предусматривает передачу отдельных функций центрального правительства организациям, находящимся вне сферы их непосредственного контроля, или региональным или местным правительствам. Это представляет более радикальную, по сравнению с деконцентрацией, реформу управления сферы охраны здоровья. При этом здравоохранение ложится тяжелым бременем на местные правительства, имеющие ограниченные возможности увеличения доходов. Если соответствующие затраты покрываются субсидиями центрального правительства, это свидетельствует о наличии зависимости и слабости местной автономии. Подобное положение, предусматривающее покрытие фактических расходов, побуждает службы здравоохранения к перерасходованию средств, в результате чего они становятся неэффективными. Передача функций по большей части затрудняет усилия по интеграции первичной, вторичной и третичной медпомощи и по формированию региональных структур. В Швеции функционирует государственная система здравоохранения с возложением организационно-финансовых задач на региональный уровень, где местные советы получают часть своих доходов за счет субсидий и системы соцстрахования. Большинство ЛПУ принадлежат и управляются местными советами. В Финляндии система здравоохранения финансируется преимущественно за счет налогообложения, большая часть медуслуг предоставляется государственными клиниками. Организацией предоставления медуслуг занимаются муниципалитеты. Правительство участвует в планировании, контроле и финансировании служб здравоохранения. Использование пакетных субсидий, базирующихся на финансовых и демографических показателях, дает местным властям право перераспределения субсидий с учетом региональных потребностей. Делегирование полномочий Акцент ставится на передаче конкретному уровню власти права осуществления процессов планирования и исполнения решений, исключая контроль со стороны более высокого уровня власти. Достоинство делегирования полномочий заключается в том, что оно позволяет избегать контроля со стороны регулирующих государственных органов и обеспечивать адаптивное управление. В Италии функционирует единая структура на базе региональных медицинских организаций, индуцировавшая чрезмерную политизацию и снижение финансовых стимулов. Местные клиники превращены в «публичные предприятия» и имеют организационную автономию и соответствующие полномочия. Их управлением занимается генеральный управляющий, который назначается регионами на 5 лет. Крупные организации действуют как независимые «публичные медицинские учреждения» и пользуются автономией в части организации и управления их деятельностью. Они функционируют на основе сбалансированных бюджетов, а свою прибыль могут использовать для капвложений и стимулирования медперсонала. В Великобритании действует вспомогательная структура органов управления, назначаемая министром здравоохранения. Децентрализация создала внутренний рынок, на котором покупатели медуслуг и их поставщики действуют раздельно, причем последние функционируют в статусе трастов. Советы трастов подотчетны министру здравоохранения. Продолжение табл. 5 Тип децентрализации Характеристика Пример Приватизация Проводится только в отношении вспомогательных функций (технических, клининговых, транспортно-логистических). Ее преимуществами выступают использование рыночных стимулов повышения эффективности и качества управления медучреждениями, возможность привлечения частного капитала в сферу. Главный недостаток - возможный отказ медучреждений от удовлетворения социальных нужд и дискриминация уязвимых групп населения из-за стремления получить максимальную финансовую отдачу. В Чешской Республике в результате приватизации аптек граждане получили право создавать аптеки, а «Палата фармацевтов» по высокой цене продает лицензии на фармацевтическую деятельность. Это улучшило доступ к лекарственным препаратам и обеспечило конкуренцию. Для покрытия расходов на прописанные лекарства создана система ОМС, при этом проводится политика индивидуальной материальной ответственности за каждый рецепт и соблюдение установленных цен, при повышении которых прекращается выделение субсидий. В результате выросло число аптек и все лекарства стали доступными. Все указанные подходы к децентрализации осуществляются в различных комбинациях. Децентрализованные учреждения обладают рядом преимуществ: гибкость и способность к быстрой адаптации к изменяющимся факторам спроса и предложения; инновационность; более высокая производительность. Децентрализация может также привести к негативным последствиям: дроблению служб, приводящему к ослаблению управления системой здравоохранением; неравенству в получении медпомощи; политическим манипуляциям в пользу определенных групп стейкхолдеров; дополнительным расходам на координацию деятельности; невозможности экономить на масштабах; недостаточной загрузке специалистов и/или оборудования [3]. Опыт различных стран свидетельствует о наличии областей, в которых функции принятия решений децентрализовывать нежелательно: стратегические решения относительно распределения ресурсов здравоохранения; контроллинг здоровья населения, работы служб здравоохранения; принципы политики в области охраны здоровья. Из анализа современного состояния и структуры МРМУ следует, что рост международной конкуренции в этой сфере напрямую связан с расширением географии предоставления качественных медуслуг и появлением новых участников рынка. Международная торговля медуслугами, миграция медперсонала, появление новых методов лечения, наряду со стандартизацией производства и потребления медуслуг, являются определяющими тенденциями, формирующими МРМУ на инновационной основе. В ходе исследования нами установлены факторы, формирующие тренды развития МРМУ (табл. 6). Таблица 6 Факторы, формирующие тренды развития международного рынка медуслуг Фактор Тренд Увеличение доли пожилого населения Смещение характера медуслуги с неторгуемой в сторону торгуемой Неравномерная доступность медпомощи для населения Формирование международной медицинской специализации стран Широкое распространение инфекционных заболеваний Внедрение телемедицинских технологий - дистанционного мониторинга и бесконтактного консалтинга Социальная направленность реформ Рост объема финансового обеспечения здравоохранения Под воздействием вышеизложенных факторов медуслуга становится торгуемой (табл. 7) [4]. Таблица 7 Способы торговли медуслугами Способ Краткая характеристика Трансграничная поставка Потребитель и поставщик медуслуги находятся в разных странах, услуга оказывается путем использования телемедицинских технологий Получение медуслуг за пределами страны Осуществляется в виде медицинского туризма: потребители, выезжая за границу за медпомощью, пользуются услугами как клиник, так и гостиниц, страховых, транспортных и юридических фирм. Данный вид туризма наиболее развит в Сингапуре, Малайзии, Израиле, Турции и других странах Коммерческое перемещение поставщика услуг в другую страну с организацией или без организации представительства Под коммерческим представительством подразумевается создание юридического лица, его филиала или заключение договора коммерческого представительства. При этом принимающие страны используют визовые, лицензионные и другие инструменты контроля перемещений данной категории медработников В условиях глубоких демографических сдвигов все аспекты, связанные с улучшением качества и продлением срока жизни граждан, имеют ключевое значение для России. В этой связи отечественный рынок медуслуг обладает значительным потенциалом роста. Динамичное развитие международной торговли медуслугами требует активной интеграции в этот процесс системы здравоохранения Российской Федерации. Выводы Степень вовлеченности страны в международную торговлю медуслугами определяется уровнем социально-экономического развития (в странах с высокоразвитой экономикой производится достаточно факторов медуслуг для экспорта, с менее развитой - осуществляется импорт медуслуг медицинских корпораций). Ключевыми факторами конкурентоспособности поставщиков на международном рынке медуслуг являются конкурентоспособные цены при наличии сертификата международной аккредитации, наличие господдержки экспорта медуслуг, предоставление инновационных и уникальных медуслуг, квалифицированный медперсонал, доступ к инвестициям. Определяющими тенденциями развития МРМУ выступают активное использование телемедицинских технологий; формирование международной медицинской специализации стран; повышение уровня финансового обеспечения системы здравоохранения.