Введение Многоступенчатая система образования является неотъемлемой частью жизни современного общества. О качестве образования в стране часто судят по уровню развития и эффективности системы высшего образования. Советская система высшего образования считалась одной из лучших в мире. Интенсивное развитие системы высшего образования в России пришлось на конец XX - начало XXI вв. С 1991 по 2008 гг. число высших учебных заведений в стране постоянно росло (с 519 до 1 134, или в 2,2 раза). Резкое увеличение числа высших образовательных учреждений во многом было обусловлено развитием системы негосударственных вузов. В современной экономике России максимальное число негосударственных вузов функционировало в 2008 г. - 474, в период 1993-2008 гг. их число возросло более чем в 6 раз. Темпы развития системы государственных и муниципальных вузов в стране в этот период также были значительными, их наибольшая численность была зарегистрирована в 2010 г. - 662, или 127,5 % к уровню 1991 г. Главными факторами роста числа вузов стали коммерциализация высшего образования и отсутствие значительных административных барьеров в отрасли (низкие требования к образовательным организациям, отсутствие должной системы контроля их деятельности и законодательных актов, всесторонне регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность вузов). В погоне за прибылью высшие учебные заведения существенно снизили планку требований к абитуриентам и студентам. Высшее образование стало доступной услугой для значительной части населения страны. Однако развитие системы высшего образования во многом носило экстенсивный характер, поэтому качество выпускаемых специалистов не отвечало требованиям рынка труда и потребностям государства. Осознание проблемы руководством отрасли потребовало действенных мер по её решению. В условиях стоящих перед экономикой России задач по переходу на инновационный путь развития наибольший акцент со стороны государства в ближайшие годы будет сделан на высшее образование, которое должно обеспечить необходимый кадровый потенциал для технологического рывка [1]. Поэтому в последнее десятилетие постоянно совершенствовалась законодательная база, ужесточившая требования не только к организации образовательного процесса, но и к финансово-хозяйственной деятельности вузов, была внедрена система государственных закупок товаров, работ и услуг, выросли требования к материально-технической базе, высшие учебные заведения перешли на нормативное финансирование, идёт быстрое обновление федеральных государственных образовательных стандартов, требующее значительных усилий со стороны профессорско-преподавательского состава по их реализации. Кроме того, значительно обострился уровень конкуренции среди вузов из-за сокращения численности абитуриентов как последствие демографического кризиса конца XX в. Выше обозначенные факторы, а также неспособность менеджмента вузов адаптироваться к новым условиям работы привели к резкому сокращению числа вузов в стране - с 1 134 в 2008 г. до 896 к 2016 г., при этом количество государственных и муниципальных организаций высшего образования сократилось почти на 20 %, частных - на 22 %. Таким образом, в настоящее время вузы функционируют в условиях быстро изменяющейся внешней среды, растущих требований к их лицензированию и аккредитации и возрастающей конкуренции между региональными вузами, что требует от руководителей образовательных организаций разработки и реализации комплексных программ по обеспечению экономической безопасности высших учебных заведений. Особенности обеспечения экономической безопасности вузов в современных условиях Активные изменения, происходящие во внешней среде, привели к возникновению у вузов значительного числа экономических, управленческих и хозяйственных проблем, что предопределило развитие нового научного направления - обеспечение экономической безопасности высших учебных заведений в условиях высокой неопределённости внешней среды. Актуальностью выше обозначенной проблемы была обусловлена цель настоящего исследования: выявление внешних угроз экономической безопасности вузов и разработка механизма их нейтрализации. Пристальное внимание научного сообщества к проблемам обеспечения экономической безопасности вузов возникло в период, когда значительно повысились требования к высшим учебным заведениям, изменилась внешняя конъюнктура рынка в неблагоприятную сторону, а угроза ликвидации и реорганизации стала для многих объективной реальностью. Нестабильные внешние условия (постоянно возрастающие и учащающиеся вызовы и угрозы безопасному функционированию вузов) нашли отражение в трудах российских учёных, посвящённых теоретическим основам и практическим аспектам обеспечения экономической безопасности высшего образования. Развитие и систематизация авторских взглядов на содержание понятия экономической безопасности учреждений высшего образования отражены в табл. 1. Таблица 1 Развитие понятия «Экономическая безопасность вуза» Автор Определение Н. К. Алимова (2009 г.) «Экономическая безопасность вуза - это состояние наличия требуемых ресурсов и системы взаимоотношений между агентами ресурсообращения, позволяющими качественно осуществлять функции организации и создающими состояние её защищенности в изменяющихся экономических, социальных, политических условиях» [2, с. 76]. М. А. Боровская (2013 г.) «Экономическая безопасность вуза - это комплекс организационных, управленческих, педагогических, социальных, правовых и иных мер, направленных на обеспечение защиты и безопасности персонала, руководителей и обучающихся от потенциальных угроз, рисков и опасностей, на их минимизацию и обеспечение устойчивого функционирования и развития учебного учреждения в целом и каждого из его участников» [3, с. 128]. В. Л. Тамбовцев (2014 г.) «Под экономической безопасностью государственного вуза следует понимать функционирование экономической системы вуза в рамках действующего законодательства, обеспечивающее его независимость, целостность и устойчивое развитие как социально-экономической системы, а также её защищённость от воздействия внешних угроз» [4, с. 806]. Е. М. Белый (2015 г.) «Экономическая безопасность университета определяется как некоторая совокупность значений управляемых параметров, характеризующих такое состояние основных сфер деятельности организации, в границах которых она защищена от катастрофического проявления внешних и внутренних угроз» [5, с. 37]. С. Д. Резник (2016 г.) «Экономическая безопасность вуза определяется как составная часть общей системы защиты образовательного учреждения, практические решения по защите от угроз и рисков в экономической сфере» [3, с. 55]. Анализируя изложенные выше определения, выделим наиболее важные, на наш взгляд, элементы понятия «Экономическая безопасность вуза»: - функционирование экономической системы вуза в рамках действующего законодательства, обеспечивающее его независимость, целостность и устойчивое развитие; - комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности персонала, руководителей и обучающихся; - состояние защищённости от потенциальных рисков и угроз. Обобщая выше изложенные научные подходы, под экономической безопасностью образовательных организаций высшего образования, по мнению авторов, следует понимать такое финансово-экономическое и хозяйственное положение, при котором обеспечивается гарантированная защита всех интересов организации, её сотрудников и студентов в рамках действующего законодательства, эффективное развитие вуза в соответствии с его миссией, целями и задачами даже в условиях неблагоприятного воздействия внешней среды и развития внутренних процессов. Для получения достоверных и полных характеристик надёжности и экономической безопасности государственного вуза необходима система показателей, ориентированная на интересы основных категорий пользователей и учитывающая ключевые параметры его функционирования. Авторы научных работ, посвящённых проблематике оценки экономической безопасности государственного вуза, по большей части концентрируют внимание только на отдельных элементах экономической безопасности вуза, при этом не получая комплексной, достоверной и практически значимой оценки. По этому вопросу особого внимания заслуживают работы С. В. Бастрыкина и О. А. Воробьевой, в которых предложены и рассматриваются критерии оценки экономической безопасности государственного вуза: - сбалансированность структуры доходов организации; - наличие запаса финансовой прочности; - сбалансированность структуры расходов организации; - достаточная обеспеченность финансовыми ресурсами образовательного процесса; - наличие эффективной системы расходования средств; - оптимальная качественная и количественная структура персонала; - высокий уровень социального обеспечения персонала; - выполнение аккредитационных показателей [6, с. 69]. Содержание и результаты исследования Для решения задачи идентификации и систематизации внешних угроз экономической безопасности высших учебных заведений в качестве объектов исследования были выбраны три вуза Астраханской области (ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», ГАОУ АО ВО «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет»). В результате были выявлены наиболее опасные и типичные внешние угрозы экономической безопасности для высших учебных заведений региона с учётом специфики социально-экономических условий территории и особенностей развития рынка образовательных услуг: - смещение государственных акцентов в сторону центральных регионов страны и крупных образовательных центров по наиболее востребованным на рынке направлениям подготовки; - снижение платёжеспособного спроса населения в результате ухудшения общей экономической ситуации в стране; - изменение нормативно-правовой базы, определяющей основы функционирования государственных вузов; - лишение вуза аккредитации по направлениям обучения, обладающим значительным коммерческим потенциалом; - лишение вуза аккредитации по направлениям обучения, не обладающим значительным коммерческим потенциалом; - усиление требований к материально-технической оснащённости и инфраструктуре учреждений высшего образования; - демографический спад; - обострение конкуренции на региональном рынке образовательных услуг; - снижение качества школьного образования; - снижение потребности в выпускниках с высшим образованием на рынке труда. На следующем этапе исследования была проведена оценка уровня опасности выявленных угроз методами экспертных оценок и элементов матричного анализа на базе ФГБОУ ВО «АГТУ». Экспертам из числа руководителей профильных структурных подразделений университета (проректор по финансово-экономическим вопросам, начальник отдела внебюджетной деятельности и социальной защиты, начальник отдела маркетинга и др.) было предложено провести ранжирование внешних угроз экономической безопасности вуза следующим образом: угроза, которая имеет приоритетное значение, т. е. является наиболее опасной и способной нанести максимальный ущерб вузу, оценивается экспертами в 10 баллов; наименее опасной угрозе, возникновение которой сопряжено с минимальным ущербом для устойчивого функционирования университета присваивался 1 балл. Также эксперты оценивали вероятность возникновения каждой из угроз в процентах - от 0 до 100 %, где 0 - вероятность реализации угрозы отсутствует, 100 % - угроза реализуется в любом случае. Оценка уровня опасности угроз была проведена для трёх временных интервалов: краткосрочный период (временной горизонт от текущего момента времени на период до 3 лет), среднесрочный период (от 3 до 5 лет) и долгосрочный период (более 5 лет). Основываясь на результатах работы экспертов, была составлена матрица оценки уровня опасности внешних угроз для экономической безопасности ФГБОУ ВО «АГТУ», где по вертикали отражается опасность угрозы в баллах, а по горизонтали - вероятность их возникновения в процентах (рис. 1). Опасность угрозы, баллы 1 2 3 10 Изменение нормативно-правовой базы, определяющей основы функционирования государственных вузов (к. п.; с. п.; д. п.). Демографический спад (к. п.; д. п.). Лишение вуза аккредитации по направлениям обучения, обладающим значительным коммерческим потенциалом (к. п.; с. п.; д. п.). Снижение платёжеспособного спроса населения в результате ухудшения общей экономической ситуации в стране (к. п.; с. п.; д. п.). Снижение качества школьного образования (с. п.). 3 6 Демографический спад (с. п). Лишение вуза аккредитации по направлениям обучения, не обладающим значительным коммерческим потенциалом (с. п., д. п.). Усиление требований к материально-технической оснащенности и инфраструктуре учреждений высшего образования (к. п.; с. п.; д. п.). Снижение качества школьного образования (к. п.; с. п.; д. п.). Снижение потребности в выпускниках с высшим образованием на рынке труда (к. п.; д. п.). Обострение конкуренции на региональном рынке образовательных услуг (с. п; д. п.). Смещение государственных акцентов в сторону центральных регионов страны и крупных образовательных центров по наиболее востребованным на рынке направлениям подготовки (к. п.; с. п.; д. п). Обострение конкуренции на региональном рынке образовательных услуг (к. п). 2 3 Лишение вуза аккредитации по направлениям обучения, не обладающим значительным коммерческим потенциалом (к. п.). Снижение потребности в выпускниках с высшим образованием на рынке труда (с. п.). 1 0 33 66 100 Вероятность возникновения угрозы, % Рис. 1. Матрица оценки уровня опасности внешних угроз для экономической безопасности ФГБОУ ВО «АГТУ» в краткосрочном (к. п.), среднесрочном (с. п.), долгосрочном (д. п.) периодах Составленная матрица отражает степень опасности выявленных угроз. Угрозы, попавшие в поле 2.3, 3.3, 3.2, представляют высокую степень опасности и требуют разработки и реализации мероприятий по их немедленной нейтрализации. Угрозы поля 2.2 требуют внимательного и ответственного подхода к их устранению. Угрозы, попавшие в поле 1.2, 2.1, не должны выпадать из поля зрения руководителей образовательной организации, необходимо внимательно отслеживать их развитие, при этом задача их первостепенного устранения не ставится. В качестве наиболее опасной для всех временных интервалов была выделена угроза снижения платёжеспособного спроса населения в результате ухудшения общей экономической ситуации в стране. Следует отметить, что для региональных вузов одной из основных причин снижения платёжеспособного спроса является «установление фиксированных негибких цен на уровне нормативных затрат на оказание услуг» [7, с. 70]. Проведённое исследование позволило выявить наиболее опасные угрозы экономической безопасности для каждого временного периода, определить направления деятельности, на которых необходимо сконцентрировать основные усилия всех структурных подразделений ФГБОУ ВО «АГТУ» для обеспечения безопасности исследуемого университета. Естественно, что уровень опасности внешних угроз для каждого вуза будет отличаться, в то время как перечень выявленных угроз, по-нашему мнению, актуален для большинства региональных вузов, не относящихся к крупнейшим образовательным центрам страны. Предложения по нейтрализации внешних угроз экономической безопасности вузов Для достижения экономической безопасности руководство вузов должно выработать действенный комплекс мер по их нейтрализации. Поэтому на следующем этапе исследования были разработаны типовые способы их нейтрализации, представленные в табл. 2. Таблица 2 Направления нейтрализации внешних угроз экономической безопасности вузов Внешние угрозы экономической безопасности вуза Способы нейтрализации внешних угроз Смещение государственных акцентов в сторону центральных регионов страны и крупных образовательных центров по наиболее востребованным на рынке направлениям подготовки. - Развитие экономических и научных связей университета с промышленными, научно-исследовательскими, образовательными предприятиями и организациями с целью повышения уровня узнаваемости вуза за пределами региона; - повышение качества оказываемых образовательных услуг с целью роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда; - изучение и внедрение опыта подготовки выпускников ведущих образовательных организаций в России и за рубежом; - развитие программ студенческой мобильности совместно с крупнейшими образовательными учреждениями страны. Снижение платёжеспособного спроса населения в результате ухудшения общей экономической ситуации в стране. - Гибкая ценовая политика, основанная на мониторинге общеэкономической ситуации в стране и регионе, результатах маркетинговых исследований уровня платёжеспособности населения и конкурентоспособности вуза по различным направлениям обучения; - использование различных финансовых инструментов, повышающих доступность образовательных услуг: образовательные кредиты, индивидуальные графики оплаты за обучение. Изменение нормативно-правовой базы, определяющей основы функционирования государственных вузов. - Отслеживать основные тенденции развития системы высшего образования, заранее просчитывать возможные последствия от предполагаемых изменений для экономической безопасности вузов и вносить коррективы в план финансово-хозяйственной деятельности университета, организацию учебного процесса. Усиление требований к материально-технической оснащённости и инфраструктуре учреждений высшего образования. - Разработать план развития материально-технической оснащённости и инфраструктуры вуза с учётом имеющихся финансовых возможностей; - обеспечить рачительное и рациональное использование материально-технической базы и инфраструктуры вуза; - привлекать финансовые ресурсы от научно-исследовательской и коммерческой деятельности вуза к развитию его материально-технической оснащённости и инфраструктуры. Демографический спад. - Компенсировать падение численности абитуриентов за счёт роста престижа вуза и качества оказываемых образовательных услуг; - компенсировать снижение доходов от основной образовательной деятельности расширением ассортимента дополнительных образовательных услуг. Обострение конкуренции на региональном рынке образовательных услуг. - Применять необходимый комплекс маркетинговых мероприятий для продвижения образовательных услуг; - упрощать процедуру подачи документов и информировать абитуриентов об имеющихся формах и направлениях обучения в университете; - проводить анкетирование студентов с целью выявления слабых сторон вуза. Окончание табл. 2 Внешние угрозы экономической безопасности вуза Способы нейтрализации внешних угроз Снижение качества школьного образования. - Развитие системы дополнительной подготовки абитуриентов; - организация дополнительных занятий по базовым предметам для обучающихся, чей уровень подготовки не отвечает требованиям высшей школы, как в течение семестра, так и в период сессий; - организация бесплатных дистанционных курсов для школьников из сельских районов области; - подготовка и распространение с помощью СМИ и/или сети Интернет (в том числе социальных сетей) видеолекций по базовым предметам. Снижение потребности в выпускниках с высшим образованием на рынке труда. - Активно привлекать обучающихся к общественной и социально-политической жизни региона с целью продвижения вуза и пропаганды важности, престижности высшего образования; - развитие профориентационной работы со школьниками, с презентацией успехов и достижений выпускников вуза. Лишение вуза аккредитации по направлениям обучения, обладающим значительным коммерческим потенциалом. - Не отступать от положений закона об образовании, соблюдать требования федеральных государственных образовательных стандартов, своевременно реагировать на их изменения; - поддерживать высокий уровень исполнительской дисциплины профессорско-преподавательского состава; - диверсификация направлений обучения; - разработать антикризисный план действий в случае лишения вуза аккредитации по направлениям обучения, обладающим и не обладающим значительным коммерческим потенциалом. Лишение вуза аккредитации по направлениям обучения, не обладающим значительным коммерческим потенциалом. Предлагаемые направления нейтрализации внешних угроз должны адаптироваться к внутренним финансово-хозяйственным и организационным условиям работы вузов. Мониторинг изменений внешней и внутренней среды позволяет с высокой вероятностью предвидеть возникновение любой потенциально-опасной ситуации для образовательной организации высшего образования и последующие стадии её развития. В обеспечении экономической безопасности важное место занимает деятельность менеджмента вуза по нейтрализации и предупреждению внешних угроз. Динамичные условия внешней среды не позволяют говорить о том, что перечень выявленных угроз и предложенных мероприятий является неизменным, поэтому в основе управления экономической безопасностью должен лежать действенный механизм по их нейтрализации и предупреждению. Предлагаемый механизм нейтрализации и предупреждения угроз включает в себя несколько основных этапов. На первом этапе осуществляется мониторинг и выявление внешних угроз экономической безопасности с учётом изменений социально-экономической ситуации, происходящих в отрасли, регионе и стране в целом. Система мониторинга должна быть нацелена, в первую очередь, на раннее выявление внешних угроз, способных привести к снижению уровня экономической безопасности университета. Ответственность за своевременную идентификацию угроз и реализацию комплекса необходимых мероприятий по их нейтрализации должна быть возложена на руководителей профильных структурных подразделений и проректоров по направлениям деятельности. На втором этапе выявленные угрозы подвергаются анализу и оценке уровня их опасности для трёх временных интервалов (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный). Полученные результаты должны давать возможность классифицировать угрозы на обладающие высоким, умеренным и низким уровнем опасности для экономической безопасности учреждений высшего образования (третий этап). На четвёртом этапе определяются направления действий по нейтрализации угроз с учётом выявленного уровня их опасности и проводится организационно-экономическая экспертиза предлагаемых мероприятий. Для нейтрализации и предупреждения каждой из угроз назначаются ответственные лица из числа специалистов и руководства вуза. Пятый этап предполагает обязательную оценку эффективности реализуемых мероприятий. В случае, если эффект от проводимых мероприятий отсутствует, т. е. угроза реализуется и наносится ущерб экономической безопасности вуза, выявляются причины их низкой эффективности (шестой этап). Основных причин отсутствия необходимого эффекта могут быть две: - намеченные мероприятия не дают возможности нейтрализовать внешние угрозы, т. е. они неэффективны; - уровень компетентности ответственных лиц недостаточен. Результатом данного этапа становится либо пересмотр выбранного комплекса мер по предупреждению и нейтрализации внешних угроз, либо лиц, ответственных за их реализацию (рис. 2). Рис. 2. Механизм нейтрализации и предупреждения внешних угроз экономической безопасности учреждений высшего образования Разработанный механизм является важнейшим инструментом обеспечения экономической безопасности вуза. Внедрение предложенного механизма позволит упорядочить деятельность менеджмента высших учебных заведений, направленную на укрепление экономической безопасности вуза, посредством своевременного реагирования на внешние угрозы и максимально нейтрализовать предполагаемый негативный эффект от их реализации. Заключение Обеспечение экономической безопасности университета является важнейшей задачей, она состоит в том, чтобы обеспечить такое взаимодействие с окружающей средой, которое позволяло бы поддерживать потенциал ФГБОУ ВО «АГТУ» на уровне, необходимом для нормального функционирования и развития. Оценка и анализ внешних угроз экономической безопасности ФГБОУ ВО «АГТУ» позволили выделить наиболее значимые внешние угрозы для экономической безопасности университета. Для определения степени опасности выявленных угроз и разработки мероприятий по их нейтрализации была проведена экспертная оценка приоритетности внешних угроз экономической безопасности университета для трёх временных периодов. На основании экспертной оценки были выявлены те направления деятельности, на которых необходимо сконцентрировать основные усилия всех организационных структур вуза, сил и средств системы обеспечения безопасности исследуемого университета. Результаты настоящего исследования дают возможность с высокой вероятностью предвидеть возникновение любой потенциально-опасной ситуации и последующие стадии её развития.