МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ РЕГИОНА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Туризм оказывает значительное влияние на экономику и развитие регионов, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры. В этой связи формирование благоприятной предпринимательской среды является объективным условием эффективной деятельности малого бизнеса, выступающего основой предпринимательской деятельности в сфере туризма. Развитие туристского предпринимательства в Астраханской области характеризуется увеличением числа субъектов и объектов туристского рынка, количества туристов и объемов оказываемых услуг, что обусловлено как наличием уникальных природных и рекреационных ресурсов, так и системным взаимодействием субъектов малого предпринимательства в рамках туристского кластера. В результате анализа туристского предпринимательства региона выявлен ряд проблем, негативно влияющих на развитие туризма: высокая доля теневых субъектов предпринимательства, монопродуктность, неэффективное стратегическое управление, отсутствие унифицированной системы государственной поддержки и т. д. Решение этих проблем возможно в результате разработки и реализации стратегии развития туризма, одним из направлений которой является формирование благоприятной предпринимательской среды как инструмента повышения конкурентоспособности индустрии туризма региона.

Ключевые слова:
малое предпринимательство, туризм, кластер, предпринимательская среда, государственная поддержка
Текст
Введение Развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы выступают объективными условиями эффективного социально-экономического развития и способствуют обеспечению ускоренного роста человеческого капитала как основного ресурса экономики. По данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано 2,8 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, на долю которых приходится 25 % от общей численности занятых в экономике и около 25 % от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями [1]. В валовом внутреннем продукте (ВВП) России доля сектора малого и среднего предпринимательства в 2016 г. сохраняется на уровне 20-21 %. Однако по сравнению с уровнем развития малого и среднего предпринимательства в других странах малый бизнес в России заметно отстает по ряду показателей. Так, доля малого и среднего бизнеса в ВВП во многих зарубежных странах составляет более 50 %. Лидирует Япония: 63 % составляет доля малых предприятий в ВВП, 77 % населения занято в этом секторе. Показатели развития малого предпринимательства по регионам России сильно различаются, неоднородна и отраслевая принадлежность субъектов малого бизнеса. Традиционно в структуре видов деятельности по сектору лидируют торговля и операции с недвижимостью (39,6 и 20,2 % соответственно). В наименьшей степени представлены производственная отрасль и сельское хозяйство. Однако есть в российской экономике такие сферы, в которых функционируют исключительно субъекты малого бизнеса, к таким отраслям относится туризм [2]. Туристское предпринимательство в Российской Федерации Туристская отрасль является на сегодняшний день одной из самых перспективных с точки зрения вложения капитала и развития территории. Сфера туризма оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и др., что позволяет выделить ее как фактор социально-экономического развития регионов. Россия, обладая мощным туристским потенциалом, в настоящее время в значительной мере заинтересована в развитии въездного и внутреннего туризма. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. туризму отдается роль локомотива развития регионов, связующего звена между коммерческими интересами различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества, при этом комплексное развитие внутреннего и въездного туризма обозначается главной целью развития туризма в РФ на период до 2020 г., с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации [3]. Геополитические реалии, экономический кризис, нестабильные валютные курсы и изменения во внутренней политике России обусловили новые тенденции туристского рынка: значительная часть турпредприятий в 2015 г. переориентировали свою деятельность на внутренний туризм. По данным Ростуризма, на внутреннем и въездном рынке сегодня работают 3,9 тыс. турфирм, что соответствует 86 % от общего числа действующих компаний [4]. Согласно данным Федерального агентства по туризму, внутренний поток с туристскими целями в России с 2014 г. увеличился на 30-40 %, что было обусловлено и ростом количества туроператоров, занимающихся внутренним туризмом (на 25 %) [5]. В туризме сложившиеся тенденции можно назвать действенной политикой импортозамещения и экономической безопасности, т. к. все, что связано с выездом российских туристов, означает вывоз денежной массы за рубеж, тогда как рост внутренних турпотоков свидетельствует о том, что деньги и налоговые отчисления остаются в России. Сложившаяся ситуация дала возможность российским регионам предложить новые привлекательные турпродукты для отдыха россиян, заполнив таким образом освободившуюся нишу. Туроператоры смогли создать линейку предложений по пакетным турам (например, в г. Сочи), которые по объему и разнообразию оказанных услуг конкурировали с зарубежными популярными курортами: в I квартале 2016 г. широкую популярность приобрели Красная Поляна и Крым. По данным Министерства туризма республики Крым, количество туристов, посетивших полуостров в 2016 г., увеличилось на 20 % по сравнению с 2015 годом. Объем въездного туризма по итогам девяти месяцев 2016 г., по данным Ростуризма, вырос на 3 % в результате увеличения потока въезжающих туристов из Китая, Финляндии, Польши, Германии, США. При этом поток туристов из Китая в 2016 г. увеличился на 15 %., что соответствует общемировому тренду. Характеристика состояния туристского кластера Астраханской области Одним из перспективных регионов для достижения целей по развитию стратегически важных для государства видов туризма с точки зрения потенциала и сложившегося рынка является Астраханская область. Основными видами экономической деятельности Астраханской области являются добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, а также строительство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля [6]. На территории Астраханской области сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события. Благодаря уникальной природе, богатому культурному наследию и стратегически выгодному геополитическому положению на Каспии регион обладает огромным потенциалом для развития конкурентоспособной туристской индустрии, основанной на внутреннем и въездном туризме. Туристская отрасль в настоящее время является одним из стратегически значимых направлений социально-экономического развития региона с точки зрения вложения капитала и развития территории. Она позволяет на базе исторического наследия и рекреационного потенциала создавать привлекательные инвестиционные проекты, реализация которых дает мультипликативный экономический эффект: развитие различных сфер экономической деятельности и увеличение их доходности, увеличение налоговых поступлений, привлечение внутренних и иностранных инвестиций, создание новых рабочих мест, укрепление и создание инфраструктуры, наконец, рост экономической привлекательности самой территории [7]. По аналитической оценке министерства культуры и туризма Астраханской области, внутренний туристский поток в Астраханскую область (без учета самодеятельных туристов, которые не пользовались услугами коллективных средств размещения) составил: в 2015 г. - 2 350 тыс. чел., в 2016 г. - 2 450 тыс. чел., в 2017 г. - 2 530 тыс. чел. Тенденция к наиболее активному росту прибытий определилась в 2011 г. На 2011-2013 гг. пришелся основной рост потока туристов (в среднем на 10 % в год). С 2015 г. произошло снижение турпотока, вызванное общими тенденциями в экономике страны и потребительским поведением россиян. Однако по состоянию на 2016 - середину 2017 г. ситуация стабилизировалась. Индустрия туризма и гостеприимства в регионе сформирована в подавляющем большинстве малым бизнесом: в 2015 г. их количество субъектов малого бизнеса составило - 700 ед.; в 2016 г. - 707 ед.; в 2017 г. (предварительная оценка) - 710 ед. Объем налоговых отчислений предприятий отрасли составил 155 млн руб. в 2015 г., 156 млн руб. - в 2016 г. и 157 млн руб. по прогнозным оценкам 2017 года. Темпы прироста указанных показателей ниже, чем в 2011-2012 гг., но, тем не менее, они демонстрируют стабильное планомерное развитие предприятий отрасли. Следует отметить, что определение доли туристской отрасли в ВРП традиционным способом не отражает специфики и комплексности данного вида экономической деятельности, в результате чего можно сделать вывод о существенном занижении значений показателя. Туризм является ядром высокоагрегированного комплекса отраслей, вовлеченных в создание и реализацию туристского продукта. При этом социально-экономические выгоды приграничного региона от туризма значительно превышают доходы самой туристской отрасли за счет мультипликативного эффекта туристских расходов, генерирующих волну циклов экономической активности в отраслях, вовлеченных в обслуживание туристов, что позволяет идентифицировать долю туризма в ВРП Астраханской области в размере 3-5 %. Из анализа туристских продуктов следует, что туризм в Астраханской области имеет явно выраженную рыболовно-охотничью направленность (по экспертным оценкам, от 70 до 90 % регионального туристского продукта), которая выступает в качестве бренда и занимает 25-30 % российского рынка. В то же время развиваются такие виды туризма, как культурно-познавательный, экотуризм, лечебно-оздоровительный. В течение года Астраханскую область с рыболовно-охотничьими целями посещают более 2 млн туристов - до 83-85 %. Поток туристов с целями, отличными от рыболовно-охотничьих, ориентировочно оценивается в пределах 440-445 тыс. человек в год, что составляет 15-17 % от общего турпотока. В пределах этих значений туристские потоки с различными целями распределяются следующим образом: профессионально-деловые цели - 10-12 %; экскурсионные (в том числе по природным достопримечательностям, т. е. экологические) - 3-5 %; круизы - менее 1 %; лечебно-оздоровительные - менее 1 %. В Российской Федерации сформирована многоканальная система государственной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время основой предоставления государственной поддержки является разработка и реализация региональных программ развития кластеров, обеспечивающих координацию различных мер государственной поддержки инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства, механизмов привлечения частных инвестиций, программ подготовки и переподготовки кадров, развития производственной и социальной инфраструктуры, реализуемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Астраханский туристский кластер имеет выраженную специализацию и зависит от территориальной организации и географии природных и рекреационных ресурсов. Под «региональным туристским кластером» понимается форма организации туризма, представленная совокупностью предприятий сферы туристского обслуживания и сопряженных отраслей, объединенных горизонтальными связями, синергия которых приводит к повышению эффективности функционирования совокупности в целом и ее отдельных предприятий. В состав Астраханского регионального туристского кластера включены взаимодействующие хозяйствующие субъекты в сфере туризма, смежных видов деятельности, органы управления и координации, общественные организации, научные институты. Функционирование регионального туристского кластера происходит в активном взаимодействии с экологической, социально-культурной, экономической и институциональной средой. На административном уровне координация регионального туристского кластера осуществляется министерством культуры и туризма Астраханской области. Ежегодно министерством, совместно с представителями туристских компаний, проводятся мероприятия, акции, совещания и презентации новых турпродуктов. При губернаторе Астраханской области создан «Совет по туризму». Эффективность деятельности и взаимодействия субъектов между собой можно охарактеризовать как высокую, при этом развитие межинституциональных связей реализуется в виде совместных проектов, государственно-частного партнерства, совместных образовательных программ и социально значимых инициатив. Существуют позитивные условия формирования благоприятной среды, прежде всего, в части взаимодействия с органами власти и развития инфраструктуры среды, однако в целом деловую и инновационную среду для предприятий туристской отрасли нельзя охарактеризовать как благоприятную, этому препятствуют значительное количество контролирующих органов, отсутствие финансовой формы поддержки значимых проектов, размытые зоны ответственности между органами администрации и управления. Дальнейшее развитие регионального туристского кластера Астраханской области предполагает разработку новых маршрутов и турпродуктов. В 2014-2015 гг. на основе проведенных исследований была разработана концепция туров выходного дня. В 2016-2017 гг. активно развиваются турпродукты, связанные с событийным туризмом, а также разрабатываются турмаршруты в рамках международного проекта «Великий Шелковый путь». Подобные программы (предлагается более 200 маршрутов) позволят привлечь клиентов из близлежащих регионов и диверсифицировать местный турпродукт. Легитимные и лидирующие предприятия отрасли заинтересованы в развитии связей между сектором размещения, питания, экскурсионного обслуживания, развлечений и торговли как факторе повышения собственной конкурентоспособности. В профессиональном сообществе действуют прочные связи, основанные на механизме «удержания» туриста в регионе: чем дольше турист находится в Астрахани, тем больше мест посещает, приобретает услуг и приносит доходов в консолидированный бюджет региона. Проблемы и инструменты развития астраханского туристского кластера Вышеизложенное позволяет оценить уровень зрелости астраханского туристского кластера как высокий с развитыми связями внутри кластера. При этом существует ряд проблем, обусловленных спецификой отрасли. К слабым сторонам управления отраслью, как в формальном, так и профессиональном аспекте, следует отнести высокую долю теневых участников рынка: подавляющее большинство объектов гостеприимства действуют вне правового пространства отрасли и не заинтересованы в регулирующих воздействиях, как со стороны органов власти, так и со стороны профессионального сообщества. Монопродуктность и преобладание рыболовно-охотничьего туризма в структуре предложения являются причиной и следствием наличия на рынке множества нелегальных участников турбизнеса, никому не подчиняющихся и никем не контролируемых. Основная часть субъектов турбизнеса - мелкие монопродуктные единицы, эксплуатирующие природные ресурсы. В силу востребованности существующих продуктов субъекты ориентируются на туристов с высоким уровнем доходов. Высокий сезонный спрос обусловливает отсутствие мотивации у представителей турбизнеса проводить работы по диверсификации предлагаемого туристского продукта. Предприятия, ведущие деятельность по оказанию туристских услуг, сталкиваются с недостатком квалифицированных кадров, сложностями с наймом на работу и неоднородностью оплаты труда из-за фактора сезонности [8]. Потребность в значительных инвестициях, в первую очередь в туристскую инфраструктуру, сдерживает развитие многих направлений туристской деятельности. Система стратегического планирования развития туристской отрасли затруднена, в первую очередь, в рамках государственного регулирования. Предприятие, ведущее деятельность на рынке услуг гостеприимства, оказывается в ситуации, когда различные аспекты его деятельности регулируются разными ведомствами и органами исполнительной государственной власти. Несмотря на предпринимаемые меры по снятию административных барьеров для субъектов малого бизнеса, туристские предприятия вынуждены прилагать значительные усилия по получению разрешительных документов. Актуальны для малых предприятий и вопросы налогообложения, которые не учитывают специфику ведения туристской деятельности. Малые и средние предприятия, в силу особенностей своего функционирования, крайне чувствительны к любым изменениям в сфере налогообложения. Так, наиболее серьезной проблемой, которую пытаются разрешить профессиональное сообщество и общественные организации - отмена с 2015 г. льготы по налогу на имущество для организаций, перешедших на применение упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход [9]. Порядок расчета налоговой базы по кадастровой стоимости затронет, в первую очередь, гостиницы, базы отдыха и прочие объекты туристской инфраструктуры, в которой так остро нуждается отрасль. В сферу регулирования указанного Федерального закона попадает около 90 % от числа микропредприятий в Российской Федерации. Анализ программ поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне показал, что программы поддержки малого и среднего предпринимательства не образуют целостную систему (их цели разнородны и заданы множеством документов); установленные ключевые показатели эффективности не полностью отражают заявленные цели (не всегда в системе показателей оцениваются конечные результаты деятельности, такие как рост оборота продукции и объема налоговых отчислений у предприятий, получивших поддержку); отсутствует «единая точка входа» в систему поддержки; предприниматели - участники программ - сталкиваются c проблемами сложного администрирования документов, необходимых для подачи заявок на получение поддержки и оформления соответствующей отчетности [8]. При этом речь идет не столько об отсутствии результатов реализуемых мер поддержки, сколько об отсутствии скоординированной политики государства по отношению к сектору малого и среднего предпринимательства в целом. Решение вышеперечисленных проблем возможно в рамках развития благоприятной предпринимательской среды [10], целью которого выступает институциональное изменение инструментария регулирования деятельности субъектов предпринимательства в сфере туризма, которое предусматривает разработку стратегии развития туристского кластера региона как одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Астраханской области. Выбор стратегии развития туристского кластера осуществлялся авторами на основе математических моделей принятия решений в условиях конфликта - теории игр, позволяющей выделить альтернативные варианты на основе критериев гарантированного результата, оптимизма, пессимизма, минимаксного риска Сэвиджа и обобщенного максимина Гурвица. В качестве ограничений были использованы общий объем оказанных услуг, сумма налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. В результате расчетов было обосновано наиболее эффективное применение стратегии гармонизации деятельности субъектов туристского кластера, направлениями реализации которой являются: расширение и диверсификация туристского предложения Астраханской области; брендирование туристских дестинаций Астраханской области (внедрение системы кросс-продаж разных видов отдыха, единой системы продвижения и единого ресурсного центра, разработка программы событийного маркетинга, включающей направления, дополняющие друг друга (рыбалка, экотуризм, исторический туризм и пр.); развитие транспортной инфраструктуры; привлечение и реализация крупных инфраструктурных инвестиционных проектов (проект яхтенной марины и аквапарка на о. Городской, проект астраханского туристского кластера на о. Пролетарском, строительство рекреационных зон и т. д.). Заключение Реализация стратегии развития туризма, основу которой составляет формирование благоприятной бизнес-среды, позволит эффективно и комплексно стимулировать развитие конкурентоспособного туристского предпринимательства в регионе и обеспечить прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет территории.
Список литературы

1. Российский статистический ежегодник - 2016: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_13/Main.htm (дата обращения: 29.11.17).

2. О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: доклад. URL: http://smb.gov.ru/upload/news/16021/Doklad%20k%20gossovetu.pdf (дата обращения: 29.11.17).

3. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р г. URL: http://www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html (дата обращения: 29.11.17).

4. Рост внутреннего туризма в России в 2014 году достиг 40 %. URL: http://ria.ru/tourism/ 20150120/1043407756.html (дата обращения: 29.11.17).

5. Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2015 году. URL: http://smb.gov.ru/upload/news/.pdf (дата обращения: 29.11.17).

6. О Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. № 1538-р. URL: https://rg.ru/pril/61/13/13/PRG.doc (дата обращения: 29.11.17).

7. Карлина Е. П., Тарасов П. С., Левина Я. Г. Развитие предпринимательства в туризме: состояние и проблемы: моногр. Астрахань: Изд-во Астрахан. гос. техн. ун-та, 2008. 84 с.

8. Гаврилова О. А. Экономико-правовые аспекты деятельности хозяйственного партнерства как новой организационно-правовой формы юридического лица // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2015. № 1. С. 10-17.

9. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02 апреля 2014 г. № 52-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2014/04/04/kodeks-dok.html (дата обращения: 29.11.17).

10. Карлина Е. П., Полянская Э. В., Солоненко А. А., Петрова Е. П. Оценка результативности государственной экономической политики на мезоуровне // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2013. № 1. C. 51-65.


Войти или Создать
* Забыли пароль?