Молодёжь представляет собой социально-демографическую группу, которая особенно отличается от других групп возрастными особенностями, специфическими интересами и ценностями социального положения, а также местом и функциями в социальной структуре общества. Современный этап развития российского общества характеризуется периодом столкновения с глобальными тенденциями и вызовами, которые представлены миграционными потоками, демографическими дисбалансами, асинхронностью экономического роста. Ко всему прочему перечень этих проблем расширяется за счёт изменения климата, роста числа природных катастроф, глобальных экологических проблем, и т. д. Эффективное использование научно-технического потенциала, предопределяющее новые требования к качеству человеческого потенциала, становится действенным способом снижения перечисленных угроз. Современная молодёжь находится на особенном историческом этапе, когда унаследованные материальные и духовные ценности не являются фундаментом социализации. Однако выработка этих ценностей возможна с помощью самостоятельного активного участия молодого поколения. Активное участие молодёжи усиливает актуальность решения проблем социального развития молодого поколения и становится базисом в необходимости реализации государственной молодёжной политики. Роль государства должна заключаться в признании молодёжи в качестве полноправного участника формирования государственной молодёжной политики, создающей условия для реализации потребностей молодёжи во всех социально значимых аспектах её жизнедеятельности. Успешный результат реализации государственной молодёжной политики региона заключается в улучшении социально-экономического положения молодёжи и масштабности участия в социально-экономической жизни территории. Приоритетный статус молодёжной политики как объекта государственной поддержки Несмотря на достигнутые успехи в последние годы (снижение смертности среди молодёжи, мировое лидерство по показателю охвата молодёжи высшим образованием, снижение уровня преступности среди молодёжи, снижение ряда показателей социального неблагополучия), проблемы, связанные с человеческим потенциалом российской молодёжи, продолжают сохраняться. По индексу развития молодёжи (YDI), который измеряется по пяти ключевым областям (образование, состояние здоровья, занятость, гражданская активность и участие в политической жизни), Российская Федерация в 2013 г. заняла 88-е место среди 170 стран. В соответствии с Основами государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 г., молодёжь в Российской Федерации на современном этапе представлена социально-демографической группой [1]. Возрастной критерий представлен возрастом от 14 до 30 лет (рис. 1-4). Некоторые нормативные правовые акты субъектов РФ относят к молодёжи людей до 35 лет. Рис. 1. Динамика численности молодёжи (14-30 лет) в Российской Федерации (составлено по [2]) Рис. 2. Динамика численности молодежи (14-30 лет) в Российской Федерации по полу, млн (составлено по [2]) Рис. 3. Динамика численности молодёжи (14-30 лет) в Российской Федерации по полу (составлено по [2]) Рис. 4. Динамика численности молодёжи (14-30 лет), проживающей в городах и сёлах (составлено по [2]) Демографический прогноз показывает существенное снижение численности молодёжи до 2025 г. (рис. 5). Рис. 5. Численность молодёжи (14-30 лет) в Российской Федерации в 2012-2025 гг. (составлено по [3]) По прогнозам 2025 г. будет характеризоваться сокращением численности молодёжи в возрасте 23-30 лет (самый продуктивный возраст). Сокращение коснётся не только трудовой деятельности молодёжи после получения ею образования, но и воспроизводственного процесса населения. За пределами 2050 г. встанет вопрос о резком сокращении численности молодёжи в детородном возрасте. Численностью молодёжи предопределены стратегические вызовы всех ключевых сфер развития страны и её регионов [4]. 1. Экономический вызов заключается в сокращении молодого работающего населения, что может привести к снижению темпов экономического роста. С позиции глобальных вызовов, отсутствие молодежи приведёт к ослаблению позиций РФ на мировом рынке. 2. Наличие кадрового вызова обусловлено сокращением молодежи и её в стратегически значимые отрасли. Так, отсутствие молодого поколения будет препятствовать полноценному развитию приоритетных отраслей. 3. Проблемы демографического вызова связаны с сокращением численности потенциальных молодых матерей, что оказывает влияние на уровень рождаемости. 4. Социальный вызов представлен проблемой обеспечения пенсионной системы и ростом пенсионной нагрузки. 5. Региональный вызов характеризуется дифференциацией распределения молодого населения по территории страны. Для сельской местности характерен высокий миграционный отток. 6. Вызов национальной безопасности предполагает возникновение проблем комплектования вооружённых сил и поддержание обороноспособности страны. 7. Региональный вызов и вызов национальной безопасности в совокупности предопределяют усиление геополитических угроз и ослабление возможностей противостояния неконтролируемым потокам международной миграции [4, с. 5]. Таким образом, целенаправленная молодёжная политика, учитывающая особенности молодёжи и регионов, осуществляемая при координации всех уровней власти и соответствующих структур, создаст условия для преодоления перечисленных вызовов. Программно-целевой подход в реализации молодежной политики региона Молодёжная политика Волгоградской области является частью социально-экономической политики и направлена на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития региона. Государственная молодёжная политика, реализуемая в регионе, в январе 2016 г. отметила юбилей - 25 лет со дня создания уполномоченного органа исполнительной власти по реализации региональной молодёжной политики. Стратегическим вектором поддержки молодёжи региона становится совершенствование соответствующей инфраструктуры государственной молодёжной политики, учитывающей специфические интересы и ценности данной социально-демографической группы. Под инфраструктурой государственной молодёжной политики понимается совокупность институтов, обеспечивающих создание необходимых правовых, экономических и организационных условий, стимулов и гарантий по реализации потребностей молодёжи по всем социально значимым аспектам их жизнедеятельности. Она включает: 1) Комитет образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области; 2) Комитет молодёжной политики Волгоградской области; 3) ГБУ ВО «Центр молодёжной политики» (Волгоградский регион); 4) Российский Союз Молодёжи (Волгоградская областная общественная организация Российского Союза Молодёжи); 5) Волонтёрский центр «Прорыв» и др.; Молодёжная политика региона осуществляется через механизм её реализации, который представлен следующими блоками: - институциональный блок представлен системой органов федерального и регионального уровня властей, в компетенции которых входит выработка и реализация государственной молодёжной политики. Важным аспектом данного блока является координация связей между органами власти и институтами инфраструктуры государственной молодёжной политики; - нормативно-правовой блок состоит из законодательной базы по реализации молодёжной политики; -программный блок (программно-целевые методы поддержки молодёжной политики) представлен перечнем мероприятий по реализации приоритетных направлений поддержки молодёжи; - информационный блок представлен поддержкой реализуемых мероприятий государственной молодёжной политики средствами массовой информации; - экономический блок включает систему финансового обеспечения реализации молодёжной политики (взаимосвязан с программным блоком). Программно-целевые методы поддержки молодёжной политики, реализуемые за счёт государственных программ федерального и регионального уровня, играют заметную роль в создании условий для развития молодёжи. Финансовое обеспечение продолжает оставаться доминирующим компонентом реализации программно-целевых методов поддержки молодёжи региона. Источниками финансирования реализации молодёжной политики являются: средства федерального бюджета, а также региональных и муниципальных бюджетов, привлечённые средства из внебюджетных источников. Бюджетное и внебюджетное финансирование реализации молодёжной политики региона осуществляется посредством предоставления бюджетных средств, субсидий и грантовой поддержки. Таким образом в Волгограде принята и реализуется государственная программа Волгоградской области «Региональная молодёжная политика Волгоградской области» на 2017-2020 гг. Данная программа включает подпрограммы: «Вовлечение молодёжи Волгоградской области в социальную практику» (на 2017-2020 гг.); «Гражданско-патриотическое воспитание граждан Волгоградской области» (на 2017-2020 гг.); «Организация отдыха и оздоровления детей, проживающих в Волгоградской области» (на 2017-2020 гг.). Приоритетом успешного развития любой страны должно стать укрепление семьи как основы государства. Поэтому задача региона в реализации молодёжной политики состоит в формировании условий, обеспечивающих уверенность в будущем института семьи. В рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» на территории Волгоградской области реализуется подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., ответственным исполнителем которой является Комитет молодёжной политики Волгоградской области. В настоящее время участниками Подпрограммы является 2 913 молодых семей. По состоянию на 31 декабря 2016 г. 404 молодые семьи улучшили жилищные условия. Стратегические приоритеты государственной молодёжной политики в Волгоградской области в 2017 г. Приоритетными направлениями развития молодёжной политики региона в 2017 г. стали: - гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание; - вовлечение молодёжи в добровольческую деятельность; - поддержка социально-значимых инициатив; - формирование здорового образа жизни (в том числе организация отдыха и оздоровление детей); - поддержка молодых семей [5]. Развитие добровольческого сектора продолжает оставаться приоритетным направлением поддержки молодёжи региона. Волгоградская область вошла в число регионов по внедрению стандарта поддержки добровольчества. В Волгоградской области статус стандарта поддержки добровольчества получил Волгоградский государственный университет. Стандарт поддержки добровольчества основан на лучших практиках государственной поддержки волонтёров и призван вывести движение на качественно новый уровень, повысить эффективность организации добровольческой деятельности, привлечь дополнительные внебюджетные средства в социальную сферу. В рамках реализации стандарта в 2018 г. в регионе планируется принять закон «О добровольческой деятельности (волонтёрстве) в Волгоградской области» и создать совет по развитию добровольчества [6]. Волонтеров, занимающихся разными направлениями работы, насчитывается более 23 тыс. человек. В регионе продолжается активная подготовка городских волонтёров к 21-му Чемпионату мира по футболу ФИФА 2018. Число кандидатов, прошедших курсы по обучению городских волонтёров, достигло более 1 500 человек [5]. Стремительно развивается экологическое добровольчество. Активистами сферы молодёжной политики Волгоградской области (совместно с добровольцами) было проведено более 150 экологических мероприятий, в которых приняли участие более 28 тыс. молодых жителей региона [5]. Особое внимание в прошедшем году было уделено вовлечению молодёжи в мероприятия, посвящённые празднованию 75-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Участниками этих мероприятий стали более 200 тыс. человек. Молодёжь региона активно принимает участие в федеральных конкурсах и программах, направленных на поддержку социально значимых инициатив. По итогам Всероссийской молодёжной форумной кампании 25 проектов молодых волгоградцев получили финансирование в виде грантов на сумму 5 500 000 рублей. Более 18 представителей активной молодёжи региона и молодёжные некоммерческие организации получили грантовую поддержку на реализацию социально-значимых инициатив в размере более 8 500 000 рублей [5]. Заключение Молодёжная политика региона - это совокупность мер, обеспечивающих создание условий и возможностей для развития потенциала молодёжной территории. Это достигается посредством формирования и развития соответствующей инфраструктуры молодёжной политики, учитывающей специфические особенности рассматриваемой категории. Активное участие государства в развитии молодёжи обеспечено применением программно-целевого метода, основная цель которого заключается в концентрации финансовых ресурсов на более приоритетных направлениях. Приоритетными направлениями реализации государственной молодёжной политики на уровне региона должны стать: здоровый образ жизни молодёжи, качественное образование, трудоустройство молодёжи в соответствии с полученным образованием и её интересами, реализация мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию граждан, вовлечение молодёжи Волгоградской области в социальную практику, повышение доступности жилья молодым семьям.