Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проведён анализ мирового опыта развития бизнес-инкубаторов как части инновационной инфраструктуры. Проблема оценки коммерческой и бюджетной эффективности проекта создания бизнес-инкубатора в настоящее время разработана недостаточно. Внимание исследователей сосредоточено в основном на изучении зарубежного и отечественного опыта, на анализе форм государственной поддержки. Проект создания бизнес-инкубатора имеет следующую особенность: несколько участников, (включая государство), в ходе реализации проекта используют разные ресурсы и стремятся к достижению разных целей. Оценка эффективности проекта базируется на двух принципах, установленных благодаря этой особенности: на принципе учёта альтернативных затрат в основе оценки коммерческой эффективности и на принципе оценки эффективности для всех участников проекта. Следуя этим принципам, оценку необходимо проводить в два этапа: 1) оценивать эффективность проекта в целом; 2) оценивать эффективность проекта для каждого из участников. На первом этапе определяются основные экономические параметры проекта: государственные субсидии на строительство или ремонт производственных и офисных помещений бизнес-инкубатора, производственное оборудование, оргтехнику, на возмещение текущих расходов; текущие доходы и расходы управляющей организации; налоги в бюджет. Предложена методика расчёта чистого денежного потока, чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности и срока окупаемости по проекту в целом. В основе второго этапа лежит принцип учёта альтернативных затрат. Проводится оценка бюджетной, а также коммерческой эффективности реализации проекта для управляющей организации и субъектов малого предпринимательства, размещённых в бизнес-инкубаторе.

Ключевые слова:
инвестиции, инновационная инфраструктура, бизнес-инкубатор, оценка эффективности проекта создания бизнес-инкубатора, коммерческая эффективность проекта создания бизнес-инкубатора, бюджетная эффективность проекта создания бизнес-инкубатора
Текст
На текущий момент проблему оценки коммерческой и бюджетной эффективности проекта создания бизнес-инкубатора можно считать недостаточно исследованной, т. к. внимание исследователей сосредоточено, прежде всего: 1) на определении роли бизнес-инкубаторов в инновационной экономике; 2) на изучении зарубежного и отечественного опыта; 3) на анализе форм государственной поддержки. Методики оценки, предлагаемые исследователями, достаточно часто основаны на расчёте статических показателей [1-3], либо содержат общие рекомендации [4, 5]. Проект создания бизнес-инкубатора характеризуется следующей особенностью: несколько участников (в том числе государство), в ходе реализации проекта используют разные ресурсы и стремятся к достижению разных целей. В связи с вышеизложенным, необходимо уточнить принципы, на которые опирается методика, последовательность оценки, особенности расчёта системы показателей и период расчётов. Принципы, последовательность и методика расчёта системы показателей оценки коммерческой и бюджетной эффективности Бизнес-инкубатор является элементом инновационной инфраструктуры, наряду с индустриальными парками и технопарками. Многое изменилось с тех пор, как в 1959 г., в США был создан первый бизнес-инкубатор, но цель функционирования такого рода организаций осталась неизменной - поддержка малого и среднего бизнеса в коммерциализации инноваций. Бизнес-инкубаторы первого поколения не были ориентированы на получение прибыли. Бесплатно, или по ценам ниже рыночных они предоставляли квалифицированные юридические, консалтинговые, бухгалтерские услуги, а также офисные и производственные помещения. Финансирование бизнес-инкубаторов первого поколения осуществлялось в основном государством или некоммерческими организациями. Бизнес-инкубаторы второго поколения финансировались частными инвесторами, помогали начинающим предпринимателям в организации бизнеса за долю в будущих прибылях. В 70-е годы прошлого века бизнес-инкубаторы начали создавать крупнейшие корпорации, в том числе для того, чтобы сгладить последствия экономического кризиса и создать рабочие места для увольняемых работников. В настоящее время появилось третье поколение бизнес-инкубаторов, трансформировавшихся в результате развития постиндустриальной экономики. Исследователи отмечают, что дешёвая аренда помещений потеряла своё значение как фактор успеха, и на первый план вышли: организация бизнеса, формирование сети стратегических партнёров, информационные технологии [6]. В Российской Федерации получила распространение модель бизнес-инкубатора первого поколения на основе государственной поддержки. Законодательную основу инновационной деятельности на территории Российской Федерации составляют Федеральные законы, регламентирующие развитие науки и определяющие государственную научно-техническую политику [7-9]. Федеральным законодательством определены возможные меры по созданию и развитию инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [10]. Законодательством субъекта федерации утверждаются конкретные программы поддержки инновационных предприятий, действующие на территории субъекта, в частности, Санкт-Петербурга [11]. Проект создания бизнес-инкубатора предусматривает регистрацию управляющей им организации, которая выбирается на конкурсной основе государственными органами. Управляющая организация за счёт государственных субсидий строит или ремонтирует офисные и производственные помещения, которые в дальнейшем поступают на её баланс. Субсидии перечисляются управляющей организации из бюджета Санкт-Петербурга в размере документально подтверждённых затрат на текущее содержание бизнес-инкубатора. Субсидии на возмещение затрат управляющей организации должны быть учтены в бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год. Таким образом, в создании бизнес-инкубатора участвуют три стороны: 1) государство, представленное соответствующей организационной структурой; 2) управляющая организация (УО); 3) субъекты малого предпринимательства (СМП), зарегистрированные в Санкт-Петербурге и осуществляющие деятельность в Санкт-Петербурге не более двух лет, соблюдающие требования к СМП, установленные Положением о деятельности бизнес-инкубатора. Выбор претендентов осуществляется на основе конкурса бизнес-планов. Управляющая организация предоставляет СМП, размещённым в бизнес-инкубаторе, следующие услуги: - почтово-секретарские, маркетинговые и рекламные; - предоставление в аренду офисных и производственных помещений с пониженной, по сравнению с рыночной, ставкой арендной платы; - консультирование, связанное с кредитованием, правовой защитой, обучением, повышением квалификации; - экспертное сопровождение проектов СМП с привлечением специально созданной группы экспертов; - мониторинг развития проектов СМП, выработка рекомендаций и принятие мер, направленных на развитие проекта; - внешнее бухгалтерское обслуживание; - предоставление юридических консультаций, составление типовых договоров, помощь в оформлении заявок для получения кредитов и банковских гарантий; - технологическое сопровождение производственных проектов (проектирование, разработка технического задания для создания прототипа и первой мелкой серии производственной продукции, промышленный дизайн продукции, другие виды подготовки производства для выпуска новой продукции). Предлагаемая методика оценки коммерческой и бюджетной эффективности проекта создания бизнес-инкубатора основана на методике, принятой в странах с рыночной экономикой для оценки эффективности инвестиционных проектов. Её российский аналог разработан с учётом достижений отечественной экономической науки и особенностей инвестиционного и налогового законодательства [12]. В основе предлагаемой методики лежит принцип оценки эффективности для всех участников проекта, сформулированный в методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов [12]. Для реализации этого принципа оценку эффективности проекта создания бизнес-инкубатора целесообразно проводить в два этапа. На первом этапе необходимо оценить эффективность проекта в целом так, будто у него только один участник - управляющая организация. В качестве периода расчётов вернее всего будет принять срок полезного использования основной группы производственного оборудования. На этом этапе рассчитываются основные экономические параметры проекта: - государственные субсидии на строительство или ремонт производственных и офисных помещений бизнес-инкубатора, производственное оборудование, оргтехнику; - доходы УО; - текущие расходы УО на содержание бизнес-инкубатора и оказание услуг СМП, размещённым в бизнес-инкубаторе; - государственные субсидии на возмещение текущих расходов управляющей организации; - налоги в бюджет. На первом этапе оценки экономической эффективности проекта в целом чистый денежный поток УО на каждом шаге t рассчитывается по формуле: (1) где - бюджетные субсидии УО на возмещение инвестиционных затрат по проекту; Дt - доходы УО; - ежегодные бюджетные субсидии в размере произведённых и документально подтверждённых текущих затрат; Pt - расходы УО; Налt - единый налог УО; - доход от реализации активов, равный остаточной стоимости активов бизнес-инкубатора на последнем шаге расчёта. Все показатели, если иное не оговорено специально, измеряются в денежных единицах. Доходы УО состоят из доходов от сдачи в аренду офисных и производственных помещений. В соответствии с законодательством, ставки арендной платы для предприятий, зарегистрированных в бизнес-инкубаторе, первые три года существенно ниже рыночных, и только на четвёртый год составляют 100 %. Доходы УО в t-ом году рассчитываются по формуле: (2) где - доходы от аренды офисных помещений; - доходы от аренды производственных помещений. Доходы от аренды офисных площадей в t-ом году рассчитываются по формуле: (3) где - доходы от сдачи в аренду офисных помещений предприятиям, которые зарегистрированы в бизнес-инкубаторе k-й год (k = 1 - 4 в соответствии с законодательством). Доходы УО от сдачи в аренду офисных помещений за k-й год рассчитываются по формуле: (4) где ДОфkt - доля полезной площади офисных помещений, которую занимают предприятия, зарегистрированные в бизнес-инкубаторе; ДАПkt - доля рыночной арендной платы за съём офисных помещений для предприятий, зарегистрированных в бизнес-инкубаторе k-й год; Кзаг - средний коэффициент загрузки офисных и производственных помещений бизнес-инкубатора; - полезная площадь офисных помещений, м2; - рыночная стоимость аренды офисных помещений, тыс. руб./м2 в год. Доходы от сдачи в аренду производственных помещений бизнес-инкубатора из формулы (2) определяются по аналогии с формулами (3) и (4). Расходы управляющей организации рассчитываются по формуле: (5) где ФОТt - фонд оплаты труда сотрудников УО, обеспечивающих деятельность бизнес-инкубатора; ССt - взносы за социальное страхование; Рt - расходы на ремонт и реконструкцию офисных и производственных зданий; Оt - стоимость оргтехники и установка программного обеспечения; Обt - стоимость оборотных активов; КРt - коммунальные расходы и расходы на охрану; Свt - расходы на связь, интернет, почтовые расходы; Мt - расходы на маркетинг и рекламу; Прt - проценты по кредиту; ЗОt - расходы на замещение оргтехники. В соответствии с законодательством все юридические лица, включая УО, используют упрощённую систему налогообложения (УСН). На основе инвестиций в проект УО и чистого денежного потока, рассчитанного по формуле (1), определяются значения показателей эффективности инвестиционного проекта. Чистый дисконтированный доход проекта в целом рассчитывается по формуле: (6) где Е - ставка дисконта; t0 - первый шаг расчёта. Для расчёта индекса доходности используется формула: (7) Внутренняя норма доходности определяется как решение уравнения: (8) Простой и дисконтированный срок окупаемости рассчитывают на основе нарастающим итогом с учётом и без учёта дисконтирования соответственно. Показатели, рассчитанные по формулам (6-8) необходимо сравнить с нормативными значениями и сделать вывод об эффективности проекта в целом. Как известно, для эффективного проекта чистый дисконтированный доход должен быть неотрицательным, индекс доходности - больше единицы или равен ей, внутренняя норма доходности - больше ставки дисконта или равна ей. На втором этапе оценивается коммерческая и бюджетная эффективность проекта для СМП. В основе оценки коммерческой эффективности лежит один из главных принципов экономической науки - учёт альтернативных затрат. Использование данного принципа выражается в сравнении двух вариантов реализации инвестиционного проекта. Первый вариант предполагает размещение СМП в бизнес-инкубаторе, в то время как второй - не предполагает. В связи с тем, что исследование не ставит задачи, которая будет заключаться в оценке эффективности конкретного инновационного проекта СМП, размещённого в бизнес-инкубаторе, то коммерческую эффективность следует оценивать на основе экономии расходов, возникших вследствие этого размещения. На этом этапе оценки эффективности проекта рассчитывается чистый денежный поток СМП по шагам расчёта, выраженный, как указывалось ранее, в экономии расходов. Экономия расходов СМП равна разности расходов на аренду офисных и производственных помещений, рассчитанных по рыночным ставкам аренды, и фактических расходов на аренду этих помещений в бизнес-инкубаторе. Фактические расходы на аренду офисных и производственных помещений равны доходам УО от сдачи их в аренду. Предположим, что СМП будут оплачивать все услуги, которые бизнес-инкубатор предоставляет им бесплатно: (9) где РСУt - рыночная стоимость бухгалтерских, юридических, маркетинговых консультационных и других видов услуг. Оценка коммерческой эффективности проекта проводится на основе суммы чистого денежного потока УО из формулы (1) и СМП: (10) Чистый дисконтированный доход, который СМП получат в результате реализации проекта: (11) Кроме того, необходимо рассчитать показатель коммерческого эффекта на рубль бюджетных инвестиций: (12) Внутренняя норма доходности проекта для СМП рассчитывается так же, как в формуле (8), в числителе - чистый денежный поток для расчёта коммерческой эффективности из формулы (10). На основе этого показателя нарастающим итогом рассчитываются простой и дисконтированный сроки окупаемости. Оценка бюджетной эффективности проводится на основе расчёта денежных потоков бюджета. Положительные денежные потоки - это доходы бюджета за счёт поступления налогов УО и СМП, зарегистрированных в бизнес-инкубаторе. В бюджет субъекта федерации эти организации платят единый налог и налог на доходы физических лиц из сумм начисленной заработной платы. (13) где - единый налог управляющей организации; - единый налог организаций, размещённых в бизнес-инкубаторе; - налог на доходы физических лиц, перечисляемый в бюджет УО; - налог на доходы физических лиц, перечисляемый в бюджет СМП; - бюджетные субсидии УО на возмещение текущих затрат по проекту. Чистый денежный поток из формулы (13) является основой для расчёта системы показателей бюджетной эффективности: чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности и срока окупаемости, которые сравниваются с соответствующими нормативными значениями. При оценке бюджетной эффективности целесообразно использовать ставку дисконта для бюджетных инвестиций. Выводы Проект создания бизнес-инкубатора имеет особенность, которую необходимо учитывать при оценке его эффективности. Участниками проекта, в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга, являются: государство, представленное соответствующей организационной структурой, управляющая организация и субъекты малого предпринимательства. Чтобы оценить эффективность реализации проекта для каждого участника, целесообразно разбить процесс оценки на два этапа. На первом этапе необходимо сделать допущение, что проект реализуется единственным участником - управляющей организацией. На этом этапе на основе денежных потоков управляющей организации рассчитываются и сравниваются с нормативными показателями показатели эффективности инвестиционного проекта. На втором этапе оценивается коммерческая и бюджетная эффективность проекта с помощью расчёта чистого денежного потока и чистого дисконтированного дохода субъектов малого предпринимательства, показателя коммерческого эффекта на рубль бюджетных инвестиций. Оценка бюджетной эффективности проводится на основе расчёта денежных потоков бюджета.
Список литературы

1. Гапоненко Н. В. [и др.]. Бизнес-инкубаторы в Национальной инновационной системе. М.: Современная экономика и право, 2006. 240 с.

2. Давыдянц Д. Е., Казанчев И. Т., Гударенко Ю. А. Бизнес-инкубаторы при вузах: теоретические и практические аспекты, эффективность: моногр. Ставрополь: ООО «Мир данных», 2010. 52 с.

3. Лысенков П. М., Чулкин С. Г. Эффективность инвестиций в инновации на водном транспорте // Вестн. Гос. ун-та мор. и реч. флота им. адм. С. О. Макарова. 2013. № 1 (20). С. 127-137.

4. Горбунов В. Л. Бизнес-инкубаторы и предпринимательство: моногр. М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 215 с.

5. Борисоглебская Л. Н., Дибраева Э. Ш. Концептуальные и методические основы организации системы управления бизнес-инкубаторами в условиях инновационной экономики: моногр. СПб.: Изд-во СПбТЭИ, 2012. 144 с.

6. Васин С. М., Гамидуллаева Л. А. Повышение эффективности управления бизнес-инкубатором как социально-экономической системой: моногр. Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. 218 с.

7. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (послед. ред.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 15.01.2018).

8. Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"» (послед. ред.). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_117193/ (дата обращения: 15.01.2018).

9. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"» (с изм. и доп. от 30.06., 15.08 и 09. 11.2011 г.; 26.12.2015 г.; 25.05, 8.06, 29.06, 10.08, 29.12.2016 г., 31.03, 17.08.2017 г.). URL: http://base.garant.ru/70644224/ (дата обращения: 15.01.2018).

10. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 15.01.2018).

11. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 28.08.2013 № 1610-р «Об утверждении специальной программы "Бизнес-инкубатор"» (с изм. на 14 июня 2017 года). URL: http://gov.spb. ru/law?d&nd= 537939788&nh=0 (дата обращения: 15.01.2018).

12. Коссов В. В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. [и др.]. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая ред.). М.: Экономика, 2000. 421 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?