Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Функционирование системы управления предприятием предполагает необходимость сбора и анализа информации о состоянии факторов, представляющих угрозу его устойчивости. Устойчивость предприятия рассматривается как способность сохранять признаки хозяйствующего субъекта и обеспечивать его функционирование, т. е. успешное выполнение предприятием основной целевой функции во времени. Перечень факторов, оказывающих наиболее заметное влияние, зависит от отраслевой принадлежности исследуемого предприятия. Представлены результаты опроса участников семинара по повышению квалификации руководящего персонала автотранспортных предприятий, состоявшегося в г. Санкт-Петербурге в 2018 г. Результаты проведённого исследования позволили сделать вывод о том, что серьёзные опасения у менеджмента транспортных компаний с точки зрения вероятности потери устойчивости бизнеса вызывают социальные и экономические факторы внешней среды. С целью оценки силы влияния экономических факторов был выполнен регрессионно-корреляционный анализ, подтвердивший, что наиболее существенная сила связи показателей-индикаторов устойчивости наблюдается по отношению к таким факторам экономического характера, как «уровень инфляции» и «цена дизельного топлива». В качестве показателей-индикаторов устойчивости были использованы сальдированный финансовый результат и коэффициент официальной ликвидации предприятий автомобильного транспорта. Полученные в результате проведённого анализа данные позволяют скорректировать практику управления устойчивостью предприятия в части применяемых методов. В рассматриваемом случае особого внимания заслуживают методы управления финансовым состоянием и методы управления затратами транспортного предприятия, реализация которых предполагает принятие соответствующих организационных и технических решений.

Ключевые слова:
устойчивость предприятия, демография организаций транспорта, оценка влияния факторов, регрессионно-корреляционный анализ, экономические факторы, индикаторы устойчивости, методы управления устойчивостью предприятия
Текст
Введение Вопрос сохранения устойчивости во времени представляется актуальным для значительной части предприятий, реализующих стратегию долгосрочного развития. Высокий уровень динамики факторов внешней по отношению к предприятию среды, укрупнение бизнеса на многих отраслевых рынках, обострение конкуренции вследствие глобализации приводят к тому, что продолжительность жизненного цикла компании сокращается. Так, например, результаты проведённого исследования, затронувшего множество европейских фирм, подтвердили, что в настоящее время «продолжительность жизни» крупного предприятия составляет порядка 12,5 лет, а средняя продолжительность существования многонациональной корпорации - всего 40-50 лет, и со временем эти цифры становятся всё меньше. Кроме того, согласно докладу Boston Consulting Group, ежегодно десятая часть всех акционерных обществ прекращает деятельность [1]. Анализ показателей демографии российских организаций Если обратиться к данным, характеризующим демографию российских организаций в 2018 г., то складывается следующая ситуация: коэффициент прироста (разность коэффициента рождаемости организаций[3] и коэффициента ликвидации организаций[4]) только в середине анализируемого периода (июль 2018 г.) имел положительное значение (0,2), в другие же месяцы значение данного коэффициента было отрицательным (рис.1). Рис. 1. Показатели демографии организаций в целом по РФ, 2018 г. [2] В целом, представленные значения показателей демографии характеризуют внешнюю по отношению к бизнесу ситуацию как неблагоприятную. Данные, отражающие демографию организаций в целом по экономике РФ, а также по автотранспортным предприятиям и организациям за 10 месяцев 2018 г., приведены в табл. 1. Таблица 1 Демография организаций по виду экономической деятельности «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам»* Вид экономической деятельности Количество зарегистрированных организаций, ед. Количество официально ликвидированных организаций, ед. Всего На 1 000 организаций Всего На 1000 организаций октябрь 2018 г. январь-октябрь 2018 г. октябрь 2018 г. январь-октябрь 2018 г. октябрь 2018 г. январь-октябрь 2018 г. октябрь 2018 г. январь - октябрь 2018 г. Всего по экономике 27 934 284 011 6,6 65,5 64 387 502 621 15,2 115,9 Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам 1 178 12 635 14,2 157,0 1 169 8 583 14,1 106,7 Составлено по [2]. Представленные данные свидетельствуют в целом о несколько более благоприятной ситуации на рынке автотранспортных услуг по сравнению с рядом других отраслевых рынков. Так, коэффициент прироста по отрасли имеет положительное значение на протяжении анализируемого периода, в то время как в целом по экономике значение коэффициента отрицательное (что во многом может быть связано с относительно невысокими входными барьерами, характерными для рынка автотранспортных услуг). Однако анализ показателей предпринимательской активности предприятий за 2017 г. свидетельствует о том, что соотношение числа «угасающих» и активных предприятий по виду экономической деятельности «Транспортировка и хранение» имеет значение близкое к значению данного соотношения в целом по экономике (0,034 и 0,038 соответственно) [2]. В то же время один из организационных законов - закон самосохранения - гласит, что любая система (организация) стремится сохранить себя как целостное образование. В качестве ключевых признаков самосохранения рассматриваются равновесие и устойчивость [3]. На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема обеспечения устойчивости достаточно остро стоит перед менеджментом предприятий транспортной отрасли. Выявление и анализ влияния факторов внешней среды на устойчивость предприятий автотранспортного бизнеса Для решения задачи обеспечения устойчивости предприятия требуется создание соответствующей системы, функциями которой являются сбор, анализ информации и разработка прогнозов относительно состояния и динамики факторов внешней среды. При этом особое внимание следует уделить факторам, представляющим наибольшую угрозу для устойчивого функционирования транспортного предприятия. С целью выявления наиболее значимых факторов и оценки их влияния на устойчивость автотранспортного предприятия (АТП) было проведено исследование с применением методов опроса и анализа статистических данных. Под устойчивостью предприятия рассматривалась способность сохранять признаки хозяйствующего субъекта и обеспечивать его функционирование, т. е. успешное выполнение предприятием основной целевой функции во времени [4]. В качестве объекта исследования выступили предприятия, оказывающие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, а предметом исследования явилась совокупность факторов внешней среды и их влияние на устойчивое функционирование предприятия. С целью выявления значимых по силе оказываемого влияния на устойчивость предприятия факторов на первом этапе было проведено исследование методом анкетирования, а на втором этапе выполнен корреляционно-регрессионный анализ статистических данных. Вопрос выявления и классификации факторов устойчивого развития АТП рассмотрен в работах [4-6]. Для достижения поставленной цели факторы устойчивости были разделены, прежде всего, на внешние и внутренние. Особый интерес в рамках рассматриваемого вопроса представляют факторы внешней среды, поскольку значительная их доля - это факторы, не контролируемые менеджментом предприятия. Следовательно, к воздействию таких факторов чаще всего предприятие вынуждено адаптироваться. Кроме того, факторы внешней среды по признаку «источник возникновения» были разделены на такие группы как нормативно-правовые, экономические, природно-климатические, технологические, социальные, рыночные и др. В рамках опроса в качестве респондентов были привлечены слушатели семинара по повышению квалификации руководящего персонала автотранспортных предприятий (г. Санкт-Петербург, 2018 г.). Распределение ответов респондентов на открытый вопрос «Какие факторы внешней среды, по Вашему мнению, оказывают наиболее существенное негативное воздействие на устойчивость предприятия?» приведено в виде гистограммы на рис. 2. Следует отметить, что респондентам было предложено указать не более пяти факторов. Рис. 2. Распределение выборов респондентов относительно факторов внешней среды, оказывающих наиболее существенное влияние на устойчивость АТП Из приведённых на рис. 2 данных следует, что наибольшее число выборов получили факторы, отнесённые к группе «Социальные». Более подробно влияние факторов данной группы будет рассмотрено в рамках дальнейшего исследования. Также особого внимания в процессе управления устойчивостью транспортного предприятия заслуживают факторы экономического характера, получившие второе место по числу выборов респондентов. Здесь следует отметить, что респондентами в качестве существенных по силе оказываемого влияния не были названы факторы технологического и экологического характера. Можно предположить, что по причине сложной экономической ситуации и недостаточного уровня развития системы государственного регулирования рынка транспортных услуг решение вопросов соответствующего характера откладывается менеджментом предприятий на будущее и не воспринимается в качестве актуальной задачи. Далее в рамках исследования с целью оценки степени влияния факторов экономической группы на устойчивость предприятий автомобильного транспорта был проведён анализ. Оценка на основе статистических данных, опубликованных на сайте Федеральной службы статистики [2], была получена с помощью методов корреляционного и регрессионного анализа. В качестве индикаторов, отражающих устойчивость предприятий отрасли, были использованы такие показатели, как сальдированный финансовый результат и коэффициент официальной ликвидации организаций. Выбор первого индикатора обусловлен значимостью финансового результата при оценке устойчивости предприятия. Так, результаты проведённого опроса относительно понимания респондентами (в качестве респондентов выступали руководящие работники автотранспортных предприятий) такой категории, как «Устойчивость предприятия», показали, что наибольшее число выборов (34 %) получила следующая формулировка - «стабильность спроса и реализации услуг при условии получения прибыли» [4]. Использование же коэффициента официальной ликвидации организаций в качестве индикатора устойчивости предприятия представляется целесообразным, поскольку факт ликвидации организации как юридического лица обусловливает прекращение жизненного цикла, а следовательно, потерю актуальности вопроса устойчивости применительно к ликвидированному предприятию. В качестве ключевых параметров оценки влияния экономических факторов на устойчивость предприятия были использованы такие показатели, как динамика валютного курса (долл. США), уровень инфляции и коэффициент-дефлятор1, ключевая ставка, цена дизельного топлива (один из основных видов материальных ресурсов АТП). В рамках проведённого анализа были использованы данные официальной статистики за период 2010-2015 гг. [2, 7-9]. Оценка влияния факторов экономической группы на устойчивость транспортных предприятий проводилась методом регрессионного и корреляционного анализа с помощью соответствующих функций программы Excel. Результаты корреляционного анализа позволяют оценить уровень доверия к выбранной модели зависимости. В процессе анализа рассчитываются показатели корреляции - коэффициент корреляции и корреляционные отношения. Следует отметить, что корреляционные связи в отличие от функциональных характеризуются множеством причин и следствий и результаты проведённого анализа устанавливают лишь тенденции этих связей [10]. Регрессионный анализ даёт возможность ответить на вопрос о количественной мере влияния различных факторов на исследуемый параметр и представляет собой подбор и решение математических уравнений, описывающих исследуемые зависимости. Некоторые результаты проведённого исследования представлены в табл. 2 и 3, а также на рис. 3 и 4. Таблица 2 Результаты регрессионно-корреляционного анализа в отношении ряда экономических факторов и сальдированного финансового результата предприятий автомобильного транспорта Показатель Влияющий фактор Курс долл. США Уровень инфляции Коэффициент-дефлятор Ключевая ставка Цена дизельного топлива Коэффициент детерминации 0,36 0,48 0,12 0,03 0,04 Коэффициент «Y-пересечение» 10,42 12,30 14,23 8,64 10,18 Коэффициент «Переменная X1» -0,09 -0,68 -5,09 -0,26 -0,12 Коэффициент корреляции -0,60 -0,69 -0,34 -0,18 -0,20 Таблица 3 Результаты регрессионно-корреляционного анализа в отношении ряда экономических факторов и коэффициента официальной ликвидации предприятий автомобильного транспорта Показатель Влияющий фактор Курс долл. США Уровень инфляции Коэффициент-дефлятор Ключевая ставка Цена дизельного топлива Коэффициент детерминации 0,02 0,03 0,23 0,01 0,46 Коэффициент «Y-пересечение» 60,31 71,58 13,61 60,92 60,31 Коэффициент «Переменная X1» 0,11 -0,74 33,59 0,48 1,91 Коэффициент корреляции 0,16 -0,16 0,48 0,07 0,68 Рис. 3. Результаты корреляционно-регрессионного анализа влияния динамики курса долл. США на сальдированный финансовый результат АТП за период 2010-2015 гг. Рис. 4. Результаты корреляционно-регрессионного анализа влияния коэффициента-дефлятора на сальдированный финансовый результат АТП за период 2010-2015 гг. Коэффициент детерминации показывает долю вариации результативного признака под влиянием факторного признака. Так, согласно результатам анализа, наибольшее значение коэффициента детерминации имеет уровень инфляции в отношении сальдированного финансового результата отраслевых организаций и предприятий, а в отношении коэффициента официальной ликвидации - такой фактор, как «цена дизельного топлива». Значения коэффициента «Y-пересечение» определяет, каким будет значение показателя-индикатора, если переменные в рассматриваемой модели будут равны нулю. Поскольку во всех рассматриваемых моделях значения данного коэффициента больше нуля, можно сделать вывод, что на показатели-индикаторы устойчивости оказывают влияние и другие факторы, не учтённые в рассматриваемых моделях. Силу влияния экономических факторов на показатели-индикаторы характеризуют значения коэффициента «Переменная X1». Наибольшая степень влияния отмечается у такого фактора, как «коэффициент-дефлятор» по отношению к сальдированному финансовому результату и коэффициенту официальной ликвидации предприятий, а также фактора «цена дизельного топлива» по отношению к коэффициенту официальной ликвидации предприятий. В рамках корреляционного анализа для оценки тесноты связи между анализируемыми показателями была использована шкала Чеддока (табл. 4) [11]. Таблица 4 Шкала Чеддока, применяемая для оценки силы связи между исследуемыми факторами Значения коэффициента корреляции Качественная характеристика силы связи 0,1-0,3 Практически отсутствует 0,3-0,5 Слабая 0,5-0,7 Заметная 0,7-0,9 Высокая 0,9-0,99 Весьма высокая На основе приведённых в табл. 2 и 3 данных можно сделать вывод о наличии заметной обратной связи между динамикой валютного курса и сальдированным финансовым результатом, а также обратной зависимости высокой силы связи между уровнем инфляции и тем же показателем-индикатором устойчивости предприятия. Значение коэффициента корреляции 0,68 между таким фактором, как «цена дизельного топлива», и вторым показателем-индикатором устойчивости - коэффициентом официальной ликвидации предприятий свидетельствует о наличии между ними связи высокой силы. Также связь заметной силы наблюдается между динамикой коэффициента-дефлятора и коэффициентом официальной ликвидации предприятий. Результаты регрессионного анализа (было сделано предположение о регрессии линейного типа), представленные в табл. 3 и 4, свидетельствуют о том, что качественными оказались модели, построенные на основе значений таких показателей, как «уровень инфляции» и «сальдированный финансовый результат», а также «цена дизельного топлива» и «коэффициент ликвидации организаций отрасли». Как было отмечено выше, результаты корреляционного анализа подтвердили также наличие связи заметной силы между указанными величинами. Необходимо отметить, что согласно результатам проведённого анализа такой фактор, как коэффициент-дефлятор, используемый для расчёта величины единого налога на вмененный доход, оказывает влияние на показатели, используемые в качестве индикаторов устойчивости (сальдированный финансовый результат предприятий отрасли и коэффициент официальной ликвидации), с большим весом, чем уровень инфляции и динамика цен на дизельное топливо (значения коэффициента «Переменная X1»). Полученные в результате выполненного анализа данные позволяют сделать вывод о том, что модели, построенные на основе данных официальной отраслевой статистики за период 2010-2015 гг., свидетельствуют об отсутствии значимой взаимосвязи между такими показателями, характеризующими состояние экономических факторов, как «курс долл. США», «ставка рефинансирования» (с 13.09.2013 г. - ключевая ставка), и показателями, отражающими состояние устойчивости организации. В целом же результаты проведённого анализа свидетельствуют об определённом уровне зависимости исследуемых показателей-индикаторов от рассматриваемых факторов экономического характера. Здесь следует выделить те факторы, влияние которых оказалось максимальным. Это «уровень инфляции» и «цена дизельного топлива». Следует отметить, что анализируемый период включает в себя финансовый кризис 2014-2015 гг. в России, вызванный значительным снижением мировых цен на нефть, а также введением экономических санкций в отношении России в связи с событиями на Украине. Можно предположить, что определённое влияние на результаты анализа оказали именно эти события. В частности, политическая ситуация 2014 г., переросшая в экономический кризис, привела к резкому росту инфляции. Кроме того, в результате введённых экономических санкций изменилась региональная структура спроса на грузовые перевозки, что привело к некоторым структурным сдвигам на отраслевом рынке и обострению конкуренции. Заключение Полученные в рамках проведённого исследования результаты позволяют сделать выводы относительно методов управления устойчивостью автотранспортного предприятия. В частности, особого внимания заслуживают финансовая политика и политика управления затратами предприятия. В первом случае следует отметить значение таких аспектов финансовой политики, как управление капиталом, вложенным в основные средства; управление оборотными средствами (например, управление дебиторской задолженностью); управление финансовыми рисками (лимитирование финансовых расходов, диверсификация деятельности); системы бюджетирования и бизнес-планирования (уровень мотивации персонала, адаптивность и управляемость предприятия и другие параметры); а также методы экономического анализа. Во втором случае требуются как организационные, так и технические решения. Так, например, установка фиксирующего оборудования на подвижной состав, настройка соответствующего программного обеспечения и правильная организация учёта топлива и других материальных ресурсов, а также эффективная система стимулирования труда позволят оптимизировать затраты и, как следствие, улучшить финансовый результат и устойчивость предприятия.
Список литературы

1. Arie de Geus. The Living Company: Growth, Learning and Longevity in Business. Harvard Business Press, 2002. 215 p.

2. Федеральная служба государственной статистики. URL: http// www.gks.ru (дата обращения: 25.11.2018).

3. Истомин Е. П., Соколов А. Г. Теория организации: системный подход. СПб.: ООО «Андреевский изд. дом», 2009. 314 с.

4. Табачникова Е. В. Социально-экономические предпосылки и методологические основы повышения устойчивости транспортных предприятий: моногр. СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2016. 150 с.

5. Табачникова Е. В., Бережной В. И. и др. Факторы устойчивого развития организации. Модернизация экономики и управления: моногр. / под ред. В. И. Бережного. М.: Русайнс, 2015. Кн. 1. 320 с.

6. Кононова Г. А., Григорян М. Г. Инновационные изменения в управлении транспортными предприятиями // Журн. Ун-та водных коммуникаций. 2012. № 1 (13). С. 212-216.

7. Официальный сайт независимого интернет-холдинга, объединяющего сайты финансовой тематики. URL: https://www.banki.ru (дата обращения: 25.11.2018).

8. Bureau of Statistics. URL: https://www.statbureau.org (дата обращения: 15.12.2018).

9. Краткий справочник бухгалтера. URL: http://kcbux.ru (дата обращения: 15.12.2018).

10. Бараз В. Р. Корреляционно-регрессионный анализ связи показателей коммерческой деятельности с использованием программы Excel: учеб. пособ. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «УГТУ - УПИ», 2005. 102 с.

11. Математическая статистика для психологов. URL: https://statpsy.ru (дата обращения: 15.12.2018).


Войти или Создать
* Забыли пароль?