ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ЭКОНОМИКИ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрена взаимосвязь между категориями устойчивое развитие, ресурсная теория, ресурсная экономика, экономика замкну­того цикла. Акцент сделан на содержании ресурсной теории, так как, по мнению авторов, именно положения данной теории являются свя­зующим звеном между устойчивым развитием экономики и моделью экономики замкнутого цикла. Рассмотрены статистические материалы по Нижегородской области, отражающие развитие системы обраще­ния с отходами, являющейся элементом экономики замкнутого цикла. Сформулирован вывод значимости перехода от ресурсной модели эко­номики к модели замкнутого цикла.

Ключевые слова:
модель экономики, ресурсная теория, вторичные материальные ресурсы, экономический, социальный, экологический анализ, вовлечение отходов производства и потребления в повторную переработку
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

   Теоретико-методологические проблемы разработки индикаторов устой­чивости развития, а также мировой и отечественный опыт в данном направ­лении изложены в работах Т.А. Акимовой, С.Н. Бобылева, Б.Е. Большакова, В.И. Вернадского, В.И. Данилова.Данильяна, Г.Б. Клейнера, О.Л. Кузнецо­ва, П.А. Макеенко, Н.Н. Моисеева, О.С. Сухарева, А.М. Шелехова, Ш. Беде­ра, М. Бунге, Т. Гаха, К. Даме, Т. Джексона, Р. Костанцо, С.М. Пирс, Ч. Джан, С. Янушковой и других ученых.
   Сама по себе категория «устойчивость» в экономической науке одно­значной трактовки не имеет. Систематизируя исследования отечественных и зарубежных авторов, можно утверждать, что одним из теоретических и практических направлений для исследования в данной области является так называемая ресурсная теория (в некоторых источниках . стратегия на ре­сурсах) [1].
   Ресурсная теория, первоначально разработанная как одно из направлений в теории фирмы, к началу ХХI века превратилась в мощное интеллектуаль­ное течение, охватывающее методологию экономического анализа и управ­ления экономическими образованиями различного уровня и назначения. Впоследствии «экономические образования различного уровня и назначе­ния» будут названы каркасом системной устойчивости экономики России (государство . регион . отрасль . предприятие).
   Тем не менее «ресурсная теория», рассматриваемая как «каркас систем­ной устойчивости экономики России», недостаточно отражена в исследова­ниях отечественных авторов. В концепции развития публичной нефинансо­вой отчетности (распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2017 г. № 876-р) указано: «…актуальной национальной задачей является необходимость по­вышать осведомленность в государстве и обществе по вопросам… устойчи­вого развития…»).
   Основными положениями ресурсной теории являются следующие:
   . все виды ресурсов рассматриваются как факторы, обеспечивающие эф­фективное функционирование производственной системы, которые привле­каются для максимизации прибыли;
   . наличие, качественный состав и интенсивность использования ре­сурсов в конечном итоге определяют финансово-экономические показа­тели деятельности предприятия (организации), анализируя динамику ко­торых представляется возможным определить уровень и темпы развития в целом, выявить, имеется ли тенденция к устойчивости, устойчивому росту;
   . одним из принципов ресурсной теории является рассмотрение субъекта хозяйствования как совокупность ресурсов . финансовых, трудовых, нема­териальных; предполагается, что существует некий баланс в соотношении всех видов и форм ресурсов, в то же время признается, что такое соотно­шение периодически меняется . объем одних ресурсов увеличивается, в то время как объем других ресурсов сокращается;
   . исходя из предыдущего тезиса в ресурсной теории предполагается, что каждый субъект хозяйствования должен иметь сугубо специфическое соче­тание форм ресурсов, их уникальный состав.
   По мнению А.Д. Шеремета, в настоящее время осуществляется переход к очередному этапу развития методологии и направления анализа видов дея­тельности . экономическому, социальному и экологическому анализу систе­мы показателей, отражающих устойчивость развития [2].
   Экономико-социально-экологический анализ же в свою очередь непо­средственно предполагает исследования возможности использования основ­ных положений экономики замкнутого цикла, суть которой в максимально возможном использовании не только первичной, но и последующей пере­работки ресурсов, являющихся вторичными.
   Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отхо­дах производства и потребления» с 1 января 2019 года транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение коммунальных отхо­дов (КО) на территории всех субъектов Российской Федерации обеспечи­вают региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в соответствии с территориальной схемой обращения с от­ходами, в том числе с ТКО.
   В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Стратегией развития Ниже­городской области на период до 2020 года, утвержденной постановлени­ем Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года №.127, была разработана концепция областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижего­родской области на 2009.2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2008 года № 431 (да­лее . Концепция).
   На основе Концепции была разработана и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года № 104 област­ная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производ­ства и потребления в Нижегородской области на 2009.2014 годы» (в.на­стоящее время государственная программа «Охрана окружающей среды Нижегородской области», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306). Данная программа но­сит инвестиционный характер, и ее главное направление . создание ком­плексов перегрузочных станций и комплексов обработки и размещения ком­мунальных отходов; осуществляется полностью за счет средств инвесторов. Все проекты строительства комплексов обработки и размещения ТКО в Ни­жегородской области ставят высокие требования к основным сооружениям объектов и их эксплуатации.
   В соответствии с разработанным единым техническим заданием на проек­тирование и строительство комплексов обработки и размещения ТКО, выдаваемым Правительством Нижегородской области, на всех объектах предусмотрено строительство мусоросортировочных комплексов для ми­нимизации размещаемых отходов и поддержания принципа возвращения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов.
   К настоящему времени в Нижегородской области в эксплуатацию введе­но пять современных комплексов обработки и размещения ТКО и шесть му­соросортировочных линий. Всего в регионе имеется порядка 35 объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребле­ния. Перечень объектов представлен в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Ни­жегородской области от 8 ноября 2016 года № 752.
   Кроме того, в Балахнинском муниципальном районе построен новый завод по переработке полиэтилентерефталата (ПЭТ), еще один подобный объект планируется к введению в эксплуатацию. В целях создания условий для раздельного накопления ТКО Министерством экологии и природных ре­сурсов Нижегородской области разработан порядок накопления ТКО (в т. ч. их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, пред­усматривающий возможность раздельного накопления ТКО. Данный поря­док утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 5.июня 2018 г. № 407.
   Согласно Территориальной схеме, утвержденной постановлением Пра­вительства Нижегородской области от 8 ноября 2016 года № 752, в регионе сформирована новая система обращения с ТКО, которая включает в себя 9.зон деятельности:
   . зона деятельности регионального оператора № 1 . Новоигумновская;
   . зона деятельности регионального оператора № 2 . Балахнинская;
   . зона деятельности регионального оператора № 3 . Богородская;
   . зона деятельности регионального оператора № 4 . Городецкая;
   . зона деятельности регионального оператора № 5 . Кстовская;
   . зона деятельности регионального оператора № 6 . Выксунская;
   . зона деятельности регионального оператора № 7 . Арзамасская;
   . зона деятельности регионального оператора № 8 . Сергачская;
   . зона деятельности регионального оператора № 9 . Уренская.
   К региональным операторам предъявляются высокие требования, кон­троль исполнения которых проводится на всех этапах. Региональный оператор несет ответственность за транспортирование, обработку, ути­лизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, ликвидацию несанкциони­рованных свалок, возникших во время его деятельности на территории кластерной зоны, выставление счетов за услуги по обращению с ТКО, со­блюдение природоохранного, санитарно-эпидемиологического законода­тельства, а также законодательства в сфере тарифообразования на услуги по обращению с ТКО.
   Ранее услуга по обращению с ТКО входила в состав платы за жилое по­мещение (нерегулируемая услуга) и определялась в зависимости от целого ряда субъективных факторов, таких как стоимость вывоза ТКО, установ­ленная различными мусоровывозящими компаниями, выбранными домо­управляющими компаниями (ДУК), данные расценки могли значительно от­личаться друг от друга даже в пределах одного района, одной улицы и.т..п. Также не представлялось возможным гарантировать направление потоков отходов на законные объекты размещения отходов, вместо этого часть от­ходов направлялась на несанкционированные свалки.
   Для обеспечения неотвратимости наказания Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области создается диспетчерская служ­ба, которая будет отслеживать перемещение мусоровозов по всей области и контролировать захоронение отходов только на законных объектах, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
   Кроме того, в декабре 2018 года в Нижегородской области утвердили та­рифы на вывоз мусора и обращение с твердыми коммунальными отходами на 2019 год. Расчет единых тарифов региональных операторов по обраще­нию с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с методическими указаниями, на экономически обоснованном уровне с уче­том расходов на сбор, транспортировку и захоронение отходов, а также пла­ту за негативное влияние на окружающую среду и инвестиционную часть, которая позволит создавать и развивать мусоросортировочную и мусоропе­рерабатывающую составляющую.
   Тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с нормами законодательства, действующего в сфере государственного регулирования тарифов на услу­ги по обращению с твердыми коммунальными отходами, включает в себя затраты на транспортировку отходов, оплату услуг по обработке и захоро­нению отходов на полигонах, а также собственные расходы региональных операторов, связанных с осуществлением деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (административные и общехозяй­ственные расходы).
   Утвержденные тарифы позволяют оказывать качественную и комфорт­ную для населения услугу по обращению с твердыми коммунальными от­ходами.
   Вместе с тем, услуга по обращению с ТКО перешла из категории жилищ­ных услуг в категорию коммунальных услуг. Расходы по статье «содержание общего имущества» для собственников многоквартирных домов подлежат уменьшению, поскольку из данной статьи исключается услуга по вывозу ТКО. При этом в целях социальной поддержки граждан по оплате комму­нальной услуги по обращению с ТКО указом губернатора Нижегородской области от 26 декабря 2018 года № 178 установлен понижающий коэффи­циент в размере 0,5 к цене на коммунальную услугу по обращению с ТКО, применяемой при расчете размера платы за коммунальную услугу по обра­щению с ТКО (в размере 665,67 руб/м3), для отдельных категорий граждан, не получающих меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг за счет средств федерального или областного бюдже­тов.
   Вместе с тем, на территории Нижегородской области постановлени­ем Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2018 года № 905 «Об.утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» утверждены нормативы накопления ТКО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федера­ции от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Методическими рекомендациями по во­просам, связанным с определением нормативов накопления твердых комму­нальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года № 524/пр [3].
   Рассмотренный выше комплекс мер формирует набор ключевых факто­ров, оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности системы управления отходами производства и потребления как на уровне региона, так и на уровне отдельного оператора рынка переработки вторичных мате­риальных ресурсов:
   . созданные полигоны ТКО на обслуживаемой территории являются единственной современной и  высокотехнологичной площадкой для утили­зации (захоронения) ТКО;
   . включение объектов в территориальные схемы в области обращения с отходами как полностью отвечающих требованиям природоохранной дея­тельности по переработке и утилизации (захоронению) ТКО;
   . наличие заключенных концессионных соглашений, защищающих инте­ресы концессионера, и создание высокоэффективных систем переработки и утилизации (захоронения) ТКО.
   Проведенное исследование теории и практики обеспечения устойчивого развития на основе реализации мероприятий в области экологической без­опасности позволяет сформулировать следующий вывод.
Действующая в настоящее время модель экономики носит природно-сырьевой характер, выражается в линейных связях движения сырья . от производителя к потребителю. Потоки вторичных материальных ресурсов развиты слабо, касаются в первую очередь системы обращения отходов по­требления (ТКО, ТБО). Такая модель не может характеризоваться устойчи­востью, соответствовать теории и практике устойчивого развития, методо­логии его оценки. Главным принципом функционирования такой модели является воспроизводство экономики на основе нарастания использования невоспроизводимых ресурсов.
   Противовесом такой модели является модель ресурсной экономики, кото­рая, в свою очередь, выступает основой для реализации принципов эконо­мики замкнутого цикла. Более того, именно модель, основанная на увеличе­нии объемов вовлечения отходов производства и потребления в повторную переработку, в полной мере соответствует положениям теории устойчивого развития экономики в целом.

Список литературы

1. Болдыревский П.Б., Игошев А.К., Кистанова Л.А. Анализ основных факто­ров экономической устойчивости промышленных предприятий России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 1 (49). С. 7.13.

2. Макушева Ю.А., Стрелкова Л.В., Макарова Ю.Н. Экономический анализ при­были: некоторые аспекты и подходы // Экономика и предпринимательство. 2016. №.3-1 (68). С. 880.883.

3. Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: приказ ФАС России от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 // Официальный интернет-портал правовой информа­ции. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.08.2019).


Войти или Создать
* Забыли пароль?