сотрудник
, Россия
сотрудник
Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ГРНТИ 10.01 Общие вопросы
ББК 65 Экономика. Экономические науки
В статье рассмотрена взаимосвязь между категориями устойчивое развитие, ресурсная теория, ресурсная экономика, экономика замкнутого цикла. Акцент сделан на содержании ресурсной теории, так как, по мнению авторов, именно положения данной теории являются связующим звеном между устойчивым развитием экономики и моделью экономики замкнутого цикла. Рассмотрены статистические материалы по Нижегородской области, отражающие развитие системы обращения с отходами, являющейся элементом экономики замкнутого цикла. Сформулирован вывод значимости перехода от ресурсной модели экономики к модели замкнутого цикла.
модель экономики, ресурсная теория, вторичные материальные ресурсы, экономический, социальный, экологический анализ, вовлечение отходов производства и потребления в повторную переработку
Теоретико-методологические проблемы разработки индикаторов устойчивости развития, а также мировой и отечественный опыт в данном направлении изложены в работах Т.А. Акимовой, С.Н. Бобылева, Б.Е. Большакова, В.И. Вернадского, В.И. Данилова.Данильяна, Г.Б. Клейнера, О.Л. Кузнецова, П.А. Макеенко, Н.Н. Моисеева, О.С. Сухарева, А.М. Шелехова, Ш. Бедера, М. Бунге, Т. Гаха, К. Даме, Т. Джексона, Р. Костанцо, С.М. Пирс, Ч. Джан, С. Янушковой и других ученых.
Сама по себе категория «устойчивость» в экономической науке однозначной трактовки не имеет. Систематизируя исследования отечественных и зарубежных авторов, можно утверждать, что одним из теоретических и практических направлений для исследования в данной области является так называемая ресурсная теория (в некоторых источниках . стратегия на ресурсах) [1].
Ресурсная теория, первоначально разработанная как одно из направлений в теории фирмы, к началу ХХI века превратилась в мощное интеллектуальное течение, охватывающее методологию экономического анализа и управления экономическими образованиями различного уровня и назначения. Впоследствии «экономические образования различного уровня и назначения» будут названы каркасом системной устойчивости экономики России (государство . регион . отрасль . предприятие).
Тем не менее «ресурсная теория», рассматриваемая как «каркас системной устойчивости экономики России», недостаточно отражена в исследованиях отечественных авторов. В концепции развития публичной нефинансовой отчетности (распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2017 г. № 876-р) указано: «…актуальной национальной задачей является необходимость повышать осведомленность в государстве и обществе по вопросам… устойчивого развития…»).
Основными положениями ресурсной теории являются следующие:
. все виды ресурсов рассматриваются как факторы, обеспечивающие эффективное функционирование производственной системы, которые привлекаются для максимизации прибыли;
. наличие, качественный состав и интенсивность использования ресурсов в конечном итоге определяют финансово-экономические показатели деятельности предприятия (организации), анализируя динамику которых представляется возможным определить уровень и темпы развития в целом, выявить, имеется ли тенденция к устойчивости, устойчивому росту;
. одним из принципов ресурсной теории является рассмотрение субъекта хозяйствования как совокупность ресурсов . финансовых, трудовых, нематериальных; предполагается, что существует некий баланс в соотношении всех видов и форм ресурсов, в то же время признается, что такое соотношение периодически меняется . объем одних ресурсов увеличивается, в то время как объем других ресурсов сокращается;
. исходя из предыдущего тезиса в ресурсной теории предполагается, что каждый субъект хозяйствования должен иметь сугубо специфическое сочетание форм ресурсов, их уникальный состав.
По мнению А.Д. Шеремета, в настоящее время осуществляется переход к очередному этапу развития методологии и направления анализа видов деятельности . экономическому, социальному и экологическому анализу системы показателей, отражающих устойчивость развития [2].
Экономико-социально-экологический анализ же в свою очередь непосредственно предполагает исследования возможности использования основных положений экономики замкнутого цикла, суть которой в максимально возможном использовании не только первичной, но и последующей переработки ресурсов, являющихся вторичными.
Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 1 января 2019 года транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение коммунальных отходов (КО) на территории всех субъектов Российской Федерации обеспечивают региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Стратегией развития Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года №.127, была разработана концепция областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009.2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2008 года № 431 (далее . Концепция).
На основе Концепции была разработана и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года № 104 областная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009.2014 годы» (в.настоящее время государственная программа «Охрана окружающей среды Нижегородской области», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306). Данная программа носит инвестиционный характер, и ее главное направление . создание комплексов перегрузочных станций и комплексов обработки и размещения коммунальных отходов; осуществляется полностью за счет средств инвесторов. Все проекты строительства комплексов обработки и размещения ТКО в Нижегородской области ставят высокие требования к основным сооружениям объектов и их эксплуатации.
В соответствии с разработанным единым техническим заданием на проектирование и строительство комплексов обработки и размещения ТКО, выдаваемым Правительством Нижегородской области, на всех объектах предусмотрено строительство мусоросортировочных комплексов для минимизации размещаемых отходов и поддержания принципа возвращения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов.
К настоящему времени в Нижегородской области в эксплуатацию введено пять современных комплексов обработки и размещения ТКО и шесть мусоросортировочных линий. Всего в регионе имеется порядка 35 объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления. Перечень объектов представлен в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 8 ноября 2016 года № 752.
Кроме того, в Балахнинском муниципальном районе построен новый завод по переработке полиэтилентерефталата (ПЭТ), еще один подобный объект планируется к введению в эксплуатацию. В целях создания условий для раздельного накопления ТКО Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области разработан порядок накопления ТКО (в т. ч. их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, предусматривающий возможность раздельного накопления ТКО. Данный порядок утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 5.июня 2018 г. № 407.
Согласно Территориальной схеме, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 8 ноября 2016 года № 752, в регионе сформирована новая система обращения с ТКО, которая включает в себя 9.зон деятельности:
. зона деятельности регионального оператора № 1 . Новоигумновская;
. зона деятельности регионального оператора № 2 . Балахнинская;
. зона деятельности регионального оператора № 3 . Богородская;
. зона деятельности регионального оператора № 4 . Городецкая;
. зона деятельности регионального оператора № 5 . Кстовская;
. зона деятельности регионального оператора № 6 . Выксунская;
. зона деятельности регионального оператора № 7 . Арзамасская;
. зона деятельности регионального оператора № 8 . Сергачская;
. зона деятельности регионального оператора № 9 . Уренская.
К региональным операторам предъявляются высокие требования, контроль исполнения которых проводится на всех этапах. Региональный оператор несет ответственность за транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, ликвидацию несанкционированных свалок, возникших во время его деятельности на территории кластерной зоны, выставление счетов за услуги по обращению с ТКО, соблюдение природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в сфере тарифообразования на услуги по обращению с ТКО.
Ранее услуга по обращению с ТКО входила в состав платы за жилое помещение (нерегулируемая услуга) и определялась в зависимости от целого ряда субъективных факторов, таких как стоимость вывоза ТКО, установленная различными мусоровывозящими компаниями, выбранными домоуправляющими компаниями (ДУК), данные расценки могли значительно отличаться друг от друга даже в пределах одного района, одной улицы и.т..п. Также не представлялось возможным гарантировать направление потоков отходов на законные объекты размещения отходов, вместо этого часть отходов направлялась на несанкционированные свалки.
Для обеспечения неотвратимости наказания Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области создается диспетчерская служба, которая будет отслеживать перемещение мусоровозов по всей области и контролировать захоронение отходов только на законных объектах, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, в декабре 2018 года в Нижегородской области утвердили тарифы на вывоз мусора и обращение с твердыми коммунальными отходами на 2019 год. Расчет единых тарифов региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с методическими указаниями, на экономически обоснованном уровне с учетом расходов на сбор, транспортировку и захоронение отходов, а также плату за негативное влияние на окружающую среду и инвестиционную часть, которая позволит создавать и развивать мусоросортировочную и мусороперерабатывающую составляющую.
Тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с нормами законодательства, действующего в сфере государственного регулирования тарифов на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, включает в себя затраты на транспортировку отходов, оплату услуг по обработке и захоронению отходов на полигонах, а также собственные расходы региональных операторов, связанных с осуществлением деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (административные и общехозяйственные расходы).
Утвержденные тарифы позволяют оказывать качественную и комфортную для населения услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, услуга по обращению с ТКО перешла из категории жилищных услуг в категорию коммунальных услуг. Расходы по статье «содержание общего имущества» для собственников многоквартирных домов подлежат уменьшению, поскольку из данной статьи исключается услуга по вывозу ТКО. При этом в целях социальной поддержки граждан по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО указом губернатора Нижегородской области от 26 декабря 2018 года № 178 установлен понижающий коэффициент в размере 0,5 к цене на коммунальную услугу по обращению с ТКО, применяемой при расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (в размере 665,67 руб/м3), для отдельных категорий граждан, не получающих меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг за счет средств федерального или областного бюджетов.
Вместе с тем, на территории Нижегородской области постановлением Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2018 года № 905 «Об.утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» утверждены нормативы накопления ТКО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года № 524/пр [3].
Рассмотренный выше комплекс мер формирует набор ключевых факторов, оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности системы управления отходами производства и потребления как на уровне региона, так и на уровне отдельного оператора рынка переработки вторичных материальных ресурсов:
. созданные полигоны ТКО на обслуживаемой территории являются единственной современной и высокотехнологичной площадкой для утилизации (захоронения) ТКО;
. включение объектов в территориальные схемы в области обращения с отходами как полностью отвечающих требованиям природоохранной деятельности по переработке и утилизации (захоронению) ТКО;
. наличие заключенных концессионных соглашений, защищающих интересы концессионера, и создание высокоэффективных систем переработки и утилизации (захоронения) ТКО.
Проведенное исследование теории и практики обеспечения устойчивого развития на основе реализации мероприятий в области экологической безопасности позволяет сформулировать следующий вывод.
Действующая в настоящее время модель экономики носит природно-сырьевой характер, выражается в линейных связях движения сырья . от производителя к потребителю. Потоки вторичных материальных ресурсов развиты слабо, касаются в первую очередь системы обращения отходов потребления (ТКО, ТБО). Такая модель не может характеризоваться устойчивостью, соответствовать теории и практике устойчивого развития, методологии его оценки. Главным принципом функционирования такой модели является воспроизводство экономики на основе нарастания использования невоспроизводимых ресурсов.
Противовесом такой модели является модель ресурсной экономики, которая, в свою очередь, выступает основой для реализации принципов экономики замкнутого цикла. Более того, именно модель, основанная на увеличении объемов вовлечения отходов производства и потребления в повторную переработку, в полной мере соответствует положениям теории устойчивого развития экономики в целом.
1. Болдыревский П.Б., Игошев А.К., Кистанова Л.А. Анализ основных факторов экономической устойчивости промышленных предприятий России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 1 (49). С. 7.13.
2. Макушева Ю.А., Стрелкова Л.В., Макарова Ю.Н. Экономический анализ прибыли: некоторые аспекты и подходы // Экономика и предпринимательство. 2016. №.3-1 (68). С. 880.883.
3. Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: приказ ФАС России от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.08.2019).