ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что экономи­ческий анализ хозяйственной деятельности применяется не только на уровне какого-либо отдельно взятого предприятия, но и на уров­не органов местного самоуправления и государства в целом. В данном случае экономический анализ применяется для принятия наиболее верных решений в отношении направления использования бюджетных средств, устранения причин дефицита и нехватки денежных средств в конкретном субъекте Российской Федерации, увеличения значимо­сти вывозимых из региона или области товаров в иные субъекты Рос­сийской Федерации и другие страны. Для того чтобы вышеуказанные цели были достигнуты в полном объеме, необходимо верно определить задачи экономического анализа, решаемые органами местного само­управления.

Ключевые слова:
задачи экономического анализа, показатели, ре­сурсы, риски, методы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

   Экономический анализ представляет собой систему научно-практиче­ских знаний, элементов и методов, процесс сбора и накопления информации с целью дальнейшего ее использования для принятия наиболее оптималь­ных управленческих решений [1, с. 214].
   В зависимости от ширины обхвата изучаемых явлений и процессов вы­деляют экономический анализ на микро- и макроуровнях. В данной статье будет рассматриваться экономический анализ на уровне организации мест­ного самоуправления, следовательно, нам необходимо обратиться к эконо­мическому анализу на макроуровне.
   Экономический анализ на макроуровне включает в себя исследование и изучение крупномасштабных экономических явлений и процессов на уровне отдельно взятых отраслей хозяйства, регионов, субъектов и страны в целом. Среди объектов макроэкономического анализа выделяют, в первую очередь, следующие: валовый национальный продукт, валовый внутренний про­дукт, национальный доход, уровень жизни, уровень безработицы и инфля­ции, ставка рефинансирования Центрального Банка и процентные ставки в коммерческих банках, инвестиционные потоки, размер государственного внутреннего и внешнего долга, размер прожиточного минимума и средний уровень жизни, средние размеры доходов, объем потребительской корзины и т. д. [2, с. 45–46].
   Обычно решение задач экономического анализа на уровне региона ста­вится перед органами местного самоуправления, так как именно они имеют такие необходимые полномочия, как анализ существующей в регионе эконо­мической ситуации, подведение итогов хозяйственной деятельности регио­на и принятие экономически верного решения по итогам анализа.
   Что же понимают под местным самоуправлением? Местное самоуправле­ние – это не что иное, как одна из форм организации жизни и деятельности граждан. Она предназначена для того, чтобы обеспечить населению и ор­ганам управления по субъекту возможность самостоятельного решения во­просов местного значения и на местном уровне. Кроме того, форма местного самоуправления имеет одно важное преимущество – она позволяет учиты­вать желания непосредственно жителей данного региона, области или края и уже на их основе принимать соответствующие управленческие решения.
   Если же рассматривать институт местного самоуправления в более ши­роком смысле, то он уже будет подразумевать под собой не только право держать в своих руках функции и полномочия по управлению субъектом, но и реальную возможность по реализации данного права. Органы местного самоуправления наделяются также полномочиями по разработке и регла­ментации значительной части публичных местных дел, действуя при этом исключительно в рамках местного, регионального и федерального закона, а также в интересах местного населения и местных общественных организа­ций [3, с. 63].
   Обращаясь уже непосредственно к экономическому анализу на местном уровне, следует сказать о том, что в органах местного самоуправления (адми­нистрация района, города, края, республики) существует отдел экономиче­ского анализа и бюджетного планирования, а в некоторых регионах.– отдел экономического анализа, бюджетного планирования и статистики, задачами которых являются:
   – составление местного бюджета в соответствии с законодательством страны;
   – совершенствование методов бюджетного планирования на уровне ре­гиона;
   – организация исполнения и определение основных направлений исполь­зования ресурсов местного бюджета;
   – анализ социально-экономического развития региона;
   – систематизация и оформление сводных показателей по итогам отчетно­го периода и доклада по оценке эффективности деятельности органов мест­ного самоуправления;
   – сосредоточение наибольших потоков финансовых ресурсов на макси­мально приоритетных направлениях социально-экономического развития региона;
   – осуществление муниципального контроля в рамках полномочий, опре­деленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
   – исполнение постановлений местного правительства и местной админи­страции по вопросам развития местной экономики и регионального, краево­го или городского хозяйства;
   – подготовка обобщенных материалов о социально-экономическом по­тенциале субъекта и его отдельных отраслей;
   – использование полученной информации при формировании базы данных о текущем состоянии в субъектах и перспективах его развития в будущем.
   Таким образом, мы можем видеть, что именно экономический анализ име­ет особо важную роль в регионе, так как обязанность верного составления и распределения бюджета лежит именно на предварительном анализировании экономической ситуации в регионе и выявлении наиболее проблемных сфер и областей хозяйствования, а результатом выполнения этих задач будет яв­ляться улучшение социально-экономического положения муниципального образования.
   Основными исходными данными, используемыми органами местного самоуправления для производства экономического анализа своего региона, являются сведения, получаемые ими из налоговых, таможенных, финансо­вых органов, органов государственной статистики, органов внебюджетных фондов (Пенсионный фонд и Фонд социального страхования) и иных орга­нов государственной власти и органов местного самоуправления [3, с. 63].
   Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 года № 1044 «О развитии системы муниципальной стати­стики», а также в целях обеспечения органов местного самоуправления всей необходимой статистической информацией для качественного проведения ими экономического анализа Государственный комитет Российской Феде­рации по статистике (Госкомстат), преобразованный к настоящему времени в Федеральную службу государственной статистики (Росстат), и Министер­ство экономического развития и торговли Российской Федерации (Мин­экономразвития России) постановлением от 9 января 1998 года № 2 «Об.ут­верждении унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования» утвер­дили конкретный перечень статистических показателей, характеризующих различные стороны социально-экономического положения муниципального образования. В данном перечне показателей требуется не только указывать сам показатель и его качественное или количественное значение, но также министерства, ведомства и их территориальные органы, располагающие ин­формацией о показателях конкретных экономических явлений [4].
   Помимо указанных выше, задачами органов местного самоуправления также являются:
   1) повышение научно-экономической обоснованности норм и нормативов;
   2) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);
   3) выявление и измерение внутренних резервов;
   4) изучение состояния и тенденций экономического развития;
   5) прогнозирование результатов деятельности;
   6) изучение влияния различных факторов на результат хозяйственной де­ятельности;
   7) оценка степени рисков и выработка механизмов управления ими;
   8) проведение итоговой оценки результатов экономической деятельности.
   Рассмотрим подробнее каждую из названных задач.
   1. Повышение научно-экономической обоснованности норм и нормативов.
Формирование статистической информации основано на накоплении све­дений об экономическом развитии региона за довольно значимый проме­жуток времени. Это помогает выявить основные экономические тенденции и закономерности хозяйственного развития конкретного региона, выделить его среди остальных. Кроме того, статистические данные позволяют вы­явить и основные факторы, оказывающие наиболее сильное положительное или отрицательное воздействие на конкретные экономические показатели региона. В связи с этим органами местного самоуправления в регионе могут устанавливаться конкретные нормы и нормативы хозяйственной деятельно­сти, направленные на улучшение экономического положения субъекта, если он таковых будет придерживаться.
   Но не стоит забывать и о необходимости предпланового и планового ана­лиза. Нормативы экономической деятельности нуждаются в постоянной кор­ректировке, обусловленной непостоянством экономического развития субъ­екта, которая может быть вызвана влиянием самых разных факторов. Таким образом, информация, полученная при ретроспективном анализе, совмеща­ется с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используется в пер­спективных расчетах и формировании плановых показателей [5, с. 114–115].
   Иными словами, одной из задач экономического анализа, применяемых в процессе организации местного самоуправления, является разработка таких норм и нормативов для предприятий местного уровня, которые предвари­тельно были разработаны различными методами и проверены на реальность и целесообразность их выполнения путем сравнения плана на будущие пе­риоды с текущим и предыдущими данными.
   2. Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности).
   Органы местного самоуправления, как правило, занимаются сбором све­дений о деятельности организаций и предприятий, которые им подотчетны. На основе полученной информации они анализируют уровень производи­тельности тех или иных предприятий, степень обеспеченности их финан­совыми, материальными и трудовыми ресурсами, эффективность исполь­зования данных ресурсов предприятием. Свои выводы органы местного самоуправления делают на основе анализа объема выпущенной и реали­зованной продукции предприятием, своевременности выполнения им всех работ, анализа себестоимости продукции, ее конкурентоспособности на общем рынке, степени использования машин и оборудования, а также ряда других экономических показателей деятельности предприятия.
   Несомненно, первостепенную роль в деятельности любого предприятия имеют трудовые ресурсы. Основными задачами анализа использования их на предприятии являются:
   – анализ уровня обеспеченности местных предприятий персоналом по количественным и качественным параметрам, в особенности – обеспечен­ность квалифицированными кадрами;
   – оценка эффективности использования персонала на предприятиях (как по численности, так и по уровню профессионализма);
   – поиск и выявление резервов наиболее эффективного использования пер­сонала путем применения как интенсивных, так и экстенсивных методов. 
   Источниками информации для данного вида анализа будут служить пла­ны предприятия по труду, статистическая отчетность, а именно: «Отчет по труду», данные табельного учета, сведения из отдела кадров, а также отчет по форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении ра­ботников», утвержденной приказом Росстата от 22 ноября 2017 года №.772 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статисти­ческого наблюдения № П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, № П-2 “Сведения об инвестициях в нефинансовые активы”, № П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, № П-4 “Сведения о чис­ленности и заработной плате работников», № П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”» (далее – приказ Росстата № 772) [4].
   Чтобы изучить степень обеспеченности конкретного предприятия трудо­выми ресурсами, необходимо определить фактическую численность работ­ников по различным категориям, профессиям и должностям с предполагае­мой (плановой) потребностью в тех или иных работниках. Особое внимание здесь уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных для него про­фессий, а также профессий, требующих высококвали­фицированных работников. Анализ качественного состава работников в за­висимости от уровня их образования, стажа работы, квалификации играет в данном анализе первостепенную роль.
   Сведения об уровне материального и финансового обеспечения органи­заций органы местного самоуправления получают также из форм федераль­ного статистического наблюдения, утвержденных приказом Росстата № 772: форма № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», форма №.П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации».
   3. Выявление и измерение внутренних резервов.
   Экономический анализ является продуктивным и действенным лишь тогда, когда результаты его проведения можно эффективно применять и использовать на практике, получая при этом реальную пользу. В первую очередь, действительная полезность проведенного органами местного само­управления экономического анализа состоит в выявлении неиспользо­ванных резервов на всех стадиях производственного процесса предприятия. 
   Кроме того, в поддержку предприятий органы местного самоуправления должны максимально привлекать к работе те природные ресурсы, которые находятся на подотчетной им территории. Например, это леса, различные водоемы, полезные ископаемые и т. д. Тем самым органы местного само­управления повышают уровень экономического развития как в своем регио­не, так и в стране в целом. Причиной этого является то обстоятельство, что повышение темпов развития экономики непосредственно зависит от того, использованы ли все имеющиеся в хозяйстве субъекта резервы и возмож­ности, соблюден ли принцип достижения максимальных результатов с наи­меньшими затратами.
   К примеру, для измерения внутренних резервов органы местного само­управления могут рассчитать фондовооруженность и фондоемкость труда, определять сумму инвестиций в приоритетные виды экономической дея­тельности, оценивать имеющиеся на данный момент природные ресурсы и богатства.
   4. Изучение состояния и тенденций экономического развития.
   Органы местного самоуправления на основе собранной информации по работе подотчетных организаций cоставляют различные итоговые отчеты по проведенной работе, анализируют выполнение планов на всех предпри­ятиях по региону, а также производят сравнение с показателями других субъектов Российской Федерации. Например, одним из показателей успеш­ности является количество ввоза и вывоза товаров в иные города, области или даже другие страны, что весьма положительно сказывается на экономи­ческом развитии.
   О тенденции экономического развития можно судить по тому, какой спрос был на продукцию, предоставляемую регионам, и насколько он вырос в на­стоящем периоде и по производительности труда на предприятиях. Также немаловажным показателем является приток трудовых ресурсов в регион, что свидетельствует о том, насколько хорошо они видят положительные перспективы в развитии субъекта Российской Федерации.
   Исходя из текущих показателей составляются различные программы в отдельных отраслях: промышленности, агропромышленного комплекса, деревообработки и т. д. В качестве примера составления тенденции эконо­мического развития стоит привести такой документ, как Стратегия соци­ально-экономического развития республики, области, края или региона, где прописываются приоритетные направления, на которые стоит сделать упор, какие показатели нужно повысить, а также в какие сферы хозяйства необхо­димо увеличить количество выдаваемых бюджетных средств.
   5. Прогнозирование результатов деятельности.
   Прогнозирование является одним из основных направлений деятельно­сти органов местного самоуправления. Прогнозирование – это качествен­ный и количественный научно-исследовательский процесс, направленный на определение тенденций развития народного хозяйства в республике, об­ласти, крае или регионе. Также одной из целей прогнозирования является поиск наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.
   Прогнозирование может не только обосновывать то, что будет в скором будущем, но также и разрабатывать конкретные прогнозы. С помощью про­гнозирования органы местного самоуправления ставят перед собой цели, тождественные тем, которые государство поставило в отношении всей на­циональной экономики, а также намечают пути, с помощью которых они будут достигнуты [6, с. 144].
   При планировании недопустимо занижать либо завышать цели, так как при их занижении можно не выполнить то, на что способен субъект Рос­сийской Федерации, да и ставить слишком высокие цели нельзя по причине малой вероятности их достижения. Также не следует забывать и о возника­ющих разногласиях между долгосрочными и краткосрочными целями. Воз­можна такая ситуация, когда все направлено на извлечение текущих выгод, что, естественно, будет осложнять и задерживать движение и развитие в перспективном стратегическом направлении. По этой причине между теку­щими и стратегическими целями должен существовать своего рода баланс, позволявший бы параллельно исполнять их обе.
   Прогнозирование экономической деятельности применяется на предпла­новой стадии разработки крупных хозяйственных решений и способствует выработке концепции экономического развития на будущее.
   Выделим основные направления экономического прогнозирования: 
   – прогнозирование роста ресурсов, при этом учитываются все виды ре­сурсов: естественные, природные, социальные, демографические и др.; 
   – прогнозирование темпов и факторов экономического роста, возможных структурных сдвигов;
   – прогнозирование потребностей субъекта;
   – прогнозирование последствий от вероятного наступления различных благоприятных и неблагоприятных событий в стране и за ее пределами;
   – прогнозирование развития отдельных сфер, отраслей экономики, кон­кретных видов производств в каждом конкретном субъекте Российской Фе­дерации;
   – демографическое прогнозирование;
   – социальное прогнозирование;
   – научно-техническое прогнозирование;
   – экологическое прогнозирование.
   Все указанные факторы весьма существенно влияют на то, каким будет конечный результат, так как именно от них зависит благоприятность и сама возможность экономического роста региона. 
   Составляемые прогнозы весьма тесно связаны между собой. На основе их системы составляется общий прогноз, результатом которого является обобщен­ный социально-экономический прогноз развития страны в целом [6, с. 144].
   6. Изучение влияния различных факторов на результат хозяйственной де­ятельности.
   Для того чтобы улучшить показатели, в будущем органы местного само­управления обязаны выяснять, какие факторы проявляют положительную динамику по отношению к увеличению показателей экономического разви­тия, а которые, наоборот, отрицательную.
   К факторам, подлежащим оценке, относятся:
   – материально-технические (применение прогрессивных предметов тру­да, использование производительного технологического оборудования, про­ведение реконструкции и модернизации материально-технической базы производства). Чаще всего этот фактор приносит положительный результат, если его используют в субъекте Российской Федерации активно и органы местного самоуправления способствуют этому (например, выделение де­нежных средств на инновационные предприятия);
   – экономические факторы (указанные факторы имеют, вероятно, самое большое влияние, особенно на задачи экономического анализа, и оценива­ется данный фактор по таким показателям, как: планирование налоговых отчислений, поиск, выявление и анализ внутренних резервов предприятия, использование которых приведет к росту прибыли, планирование финансо­вой деятельности, ее экономическое стимулирование);
   – социальные факторы (увеличение профессиональной квалификации ра­ботников, организация комфортных условий труда, предоставление отдыха работникам, их оздоровление, предоставление льгот, предоставление рабо­чих мест инвалидам);
   – рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности предприятия, повышение конкурентоспособности предприятия в сфере ока­зания услуг, рекламирование новых видов продукции, расширение внешне­экономических связей, изменение в результате цен на производимые товары и оказываемые услуги);
   – природно-климатические факторы определяют уровень развития и ор­ганизацию сельского хозяйства, добывающей промышленности, лесного хо­зяйства и других отраслей;
   – производственно-экономические факторы определяют полноту и эф­фективность использования ресурсов для производства.
   Для полной и верной оценки факторы следует поделить на объективные и субъективные. К объективным факторам следует отнести, например, стихий­ные бедствия, такие как ураган, наводнение, землетрясение и т. д. Данные факторы не находятся в зависимости от воли и желания человека, в отличие от субъективных факторов. Субъективные факторы полностью зависят от деятельности физических и юридических лиц. Поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и до­стижений науки и практики.
Современное производство сложно представить без развития фундамен­тальных наук и прикладных научных разработок. Научные разработки име­ют огромный смысл для увеличения эффективности производства, в связи с тем что повышается доля работы машинного оборудования и сводится к минимуму человеческий труд, тем самым исключается человеческий фак­тор, то есть усталость, совершение ошибок по невнимательности и какие-либо личные заинтересованности. Производство с использованием новей­ших разработок позволяет ускорить процесс выпуска новой продукции и увеличить качество и количество показателей как по отдельности каждого предприятия, так и суммарно по региону. Органы местного самоуправления оказывают поддержку передовым производствам и в качестве различных поощрений могут вручить либо денежный грант, либо новейшее оборудова­ние, тем самым поднимая себя на строчку выше среди общей доли регионов.
   7. Оценка степени рисков и выработка механизмов управления ими.
   Одним из основных направлений деятельности органов местного само­управления является недопущение различного рода рисков, так как это до­статочно опасно для поддержания нормального уровня развития экономики. Поэтому региональные власти всегда должны предвидеть и учитывать опре­деленную степень риска во всех своих начинаниях и принимать всевозмож­ные меры по его недопущению.
   Степень риска представляет собой вероятность наступления какой-либо непредвиденной, кризисной ситуации, а также возможность предваритель­но оценить предположительный ущерб, вызванный его последствиями.
   На практике в зависимости от степени угрозы, которую несет в себе тот или иной риск, выделяют следующие их виды:
   – допустимый – угроза заключается только в потере всей прибыли при реа­лизации задуманного, однако основной доход (выручка) остается нетронутым;
   – критический – угроза заключается как в потере всей получаемой при­были, так и всей выручки в целом, а также возложении обязанности по по­крытию убытков на самого предпринимателя/предприятие;
   – катастрофический – угроза заключается не только в финансовых поте­рях, но также возможна утрата собственного имущества, капитала, возник­новение угрозы банкротства.
   Чтобы оценить степень и величину риска, на практике может применять­ся количественный и качественный экономический анализ.
   Количественный анализ заключается в подсчете конкретного размера денежного ущерба, который понесла или понесет организация под воздей­ствием как всего финансового риска, так и отдельных его видов.
   Зачастую проводятся как качественный, так и количественный анализ одновременно, основу которых составляет оценка влияния внутренних и внешних факторов: осуществляется оценка по каждому элементу, опреде­ляется их удельный вес и влияние на деятельность хозяйствующего субъ­екта. Такой анализ весьма трудоемкий, но способен принести хорошие ре­зультаты, если будет проводиться качественно. Таким образом, необходимо уделить внимание описанию методов количественного финансового риска, так как их достаточно много, необходимы определенные навыки и уровень знаний, чтобы грамотно их применять на практике.
   Размер и степень риска может определяться как в абсолютных, так и в относительных величинах. 
   В абсолютном выражении риск определяется как величина потенциаль­ного убытка предприятия. В данном случае эти потери могут быть учтены как в физической (натуральной, материально-вещественной), так и в денеж­ной (стоимостной) форме.
   В относительном выражении риск определяется как частное от отноше­ния степени потенциальных потерь и убытков фирмы от неблагоприятных, вредных условий к определенной основе (базе), для которой наиболее при­емлемо брать имущественное положение или доход (выручку, прибыль) компании. В этом случае потери риска будут рассматриваться как случайные отклонения показателей прибыли, доходов и выручки предприятия в сторо­ну снижения по сравнению с плановыми показателями.
   Когда мы говорим, что риск измеряется величиной вероятных потерь, нужно помнить, что эти потери всегда носят вероятностный характер.
   Вероятность возникновения неожиданного неблагоприятного события может быть определена одним из методов – объективным или субъектив­ным. Не исключена также возможность применения обоих методов одно­временно для наиболее точного прогноза.
   Объективный метод основан на расчете частоты возникновения конкрет­ного неблагоприятного события и, следовательно, на расчете вероятности возникновения определенного риска.
   Субъективный метод базируется на использовании личностных критери­ев, которые полагаются на различные догадки, мнения и гипотезы. К этим гипотезам относятся: личное мнение оценивающего, его собственный опыт, оценка эксперта или специалиста, мнение аудитора и т. д.
   Управление рисками – это действия, которые позволяют снизить уровень и остроту рисков. Эти действия направлены на выявление возможностей и факторов достижения конечного результата, анализ взаимосвязи и взаимо­действия этих факторов, выбор вариантов управленческих решений, кон­троль их реализации, страхование отрицательных последствий.
   Весь несомненно сложный и трудоемкий процесс управления рисками можно разбить на несколько этапов.
   1 этап – определение риска. На данном этапе происходит выделение кон­кретного риска (или нескольких рисков) из общей классификации, прогно­зирование возможных потерь от них, а также способов избегания риска.
   2 этап – анализ потерь от риска, их оценка. На данном этапе необходимо выбрать наиболее рациональные и подходящие методики для расчета воз­можных потерь от риска, определиться с той информацией, которая была бы полезна для проведения данных расчетов и формирования на ее основе определенных выводов.
   3 этап – анализ самого риска, его оценка. Отличие данного этапа состоит только в том, что объектом анализа выступают уже не потери от риска, а сама сущность риска, его внутренняя структура и содержание, формы его воздействия на экономические явления и процессы. 
   4 этап – социальная оценка риска. Данный этап нацелен на изучение про­фессионализма и компетентности сотрудников и работников, их способно­сти участвовать в хозяйственных производственных процессах, а также при­нимать экономически грамотные и обоснованные решения. Немаловажным здесь будет также изучение способности отдельно взятых работников дей­ствовать в непредвиденных и непривычных для них ситуациях.
   5 этап – анализ и оценка достигнутых результатов. На данном этапе ак­кумулируются и систематизируются все полученные при анализе сведения о риске, о возможных способах его избежания и минимизации потерь, если избежать риска все же не удалось. Также результатом данной стадии может послужить выработка определенных рекомендаций для сотрудников.
   Несомненно, риска можно избежать или, если избежание невозмож­но, попытаться максимально сократить его неблагоприятные последствия. В.экономической литературе выделяют следующие способы уменьшения вероятности рисков и последствий рисков.
   А. Избежание риска. Суть его заключается в полном отказе от соверше­ния предприятием тех хозяйственных операций и действий, которые вызы­вают хотя бы незначительные сомнения в своей эффективности и безопас­ности. Однако это может быть экономически не выгодно, а иногда и просто невозможно. 
   Б. Снижение негативного воздействия определенных факторов на резуль­таты производства. Самое главное здесь – это принять все возможные меры предосторожности, чтобы улучшить качество организации и управления бизнес-процессами хозяйствующего субъекта, используя новейшие и наи­более гибкие технологии и методы для улучшения производственного кон­троля, применяемые органами местного самоуправления.
   В. Знание риска. Чтобы в полной мере осознавать все возможные риски, предприниматель должен полагаться на имеющиеся у него знания экономи­ческих и природных законов, знание нормативных актов и умение их при­менить на практике, основы отчетной и другой экономической информации, знание научной теории принятия управленческих решений и на способы и механизмы ее применения [7, с. 87].
   Г. Устранение и предупреждение рисков. Если речь идет о рисках, свя­занных с какими-либо природными катастрофами и катаклизмами (зем­летрясения, наводнения, сильные засухи и заморозки), то их практически невозможно спрогнозировать и предупредить. Однако предугадать, как по­меняется поведение покупателей или же конкурентов на рынке, значитель­но проще. Для этого нужно вооружить весь свой накопленный потенциал и опыт, отказаться от устаревших методов хозяйствования и управления, дабы не потерять свою конкурентоспособность и, что еще страшнее, – не стать банкротом. 
   Д. Компенсация рисков. Зачастую отказ от рискованной деятельности оказывается невыгоден для предприятия. Иногда это может привести к дру­гим непредвиденным рискам, имеющим еще большую степень опасности, а в некоторых случаях отказ от той или иной деятельности, вызывающей сомнения и опасения, и вовсе невозможен. Поэтому компании должны сами нести ответственность за возникающие риски, а также за компенсацию их неблагоприятных последствий. Чтобы уменьшить негативные последствия от непредвиденных рисков, на предприятиях создается страховой резерв, ко­торый равен усредненной величине потерь за три года с поправкой на суще­ствующую на данный момент инфляцию. Так, например, для акционерных обществ существует обязанность по созданию резервного фонда в размере не менее 5% от размера уставного капитала.
   8. Проведение итоговой оценки по результатам хозяйственной деятель­ности экономического субъекта.
   Результаты экономической деятельности фирмы могут быть оценены как одновременно на всех уровнях производства, так и на каждом отдельном уровне производителя; в рамках одного предприятия (организации, учреж­дения), а также в рамках различных секторов экономики. Наиболее досто­верная оценка итогов экономической деятельности зависит от того, какая система показателей используется, и способа расчета этих показателей.
   Система показателей – это определенный комплекс показателей, взаи­мосвязанных между собой, рассчитанных схожими способами и методика­ми, взаимодополняющих друг друга и предназначенных для характеристики тех или иных результатов хозяйственно-экономической деятельности.
   Показатели результатов делятся на две группы:
   1) показатели валовых результатов;
   2) показатели конечных (чистых) результатов.
   В настоящее время определенные показатели могут использоваться для оценки и анализа экономической ситуации как в отдельном регионе, так и во всей экономике в целом, а также ее основных отраслях и секторах. К таким показателям можно отнести макроэкономические показатели системы на­циональных счетов, а именно: валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД) и тому подобное, а также другие индикаторы обобщающего характера: различные индексы и объемы производства, индексы цен, показатели внутренней и внешней тор­говли, размеры доходов и расходов, курсы акций и иностранных валют. Все они в совокупности составляют главные экономические показатели.
   Региональные экономические исследования ставят перед собой следую­щие задачи: 
   1) научно обосновать рациональное распределение производства;
   2) определить экономическую структуру каждого региона; 
   3) модернизировать региональные методы и методики управления.
   В своих исследованиях органы местного самоуправления используют широкий спектр различных методов:
   – индексный;
   – балансовый;
   – экономико-статистический;
   – экономико-математического моделирования;
   – системного анализа и другие методы.
   Все эти методы направлены на достижение общих целей – определить наиболее перспективные экономические районы, выявить резервы произ­водственного роста, а также добиться эффективного и динамичного разви­тия отраслей хозяйства [8, с. 51].
   Таким образом, следует сделать вывод, что задачи, которые стоят перед органами местного самоуправления, имеют очень большое значение для развития благосостояния региона, так как благодаря экономическому анали­зу выявляются все проблемные зоны, выявляются скрытые резервы и про­исходит прогнозирование на будущие периоды. Также благодаря решению задач экономического анализа местное самоуправление регулирует выпол­нение планов, занятость населения в регионе и, по возможности, осущест­вляет поддержку подающих большие надежды предприятий. Следователь­но, без постановки соответствующих задач и качественного их выполнения развитие региона было бы весьма затруднительно и по большей степени его ожидали бы лишь спады, особенно в экономическом развитии.

Список литературы

1. Гиляровская Л.Т., Лысенко Д.В., Ендовицкий Д.А. Комплексный экономиче­ский анализ хозяйственной деятельности. М.: Проспект, 2016.

2. Видяпин В.Н. Региональная экономика. М.: Инфра-М. 2009.

3. Денисов Д.В. Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. М., 2005.

4. Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистиче­ского наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №.П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработ­ной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организа­ции»: приказ Росстата от 22 ноября 2017 г. № 772. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.09.2019).

5. Доманина Е.В. Теоретические аспекты экономического анализа в современ­ных условиях и его значение. М.: Символ науки. 2015.

6. Придворова Е.С. Сравнительный анализ методов прогнозирования социаль­но-экономического развития региона // Научные ведомости Белгородского государ­ственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2015. № 1-1.

7. Поздеев В.Л. Актуальные задачи анализа экономической безопасности пред­приятия // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 2. С. 16–23.

8. Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. Ростов-на-Дону, 2006.


Войти или Создать
* Забыли пароль?