сотрудник
, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ГРНТИ 10.01 Общие вопросы
ББК 65 Экономика. Экономические науки
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что экономический анализ хозяйственной деятельности применяется не только на уровне какого-либо отдельно взятого предприятия, но и на уровне органов местного самоуправления и государства в целом. В данном случае экономический анализ применяется для принятия наиболее верных решений в отношении направления использования бюджетных средств, устранения причин дефицита и нехватки денежных средств в конкретном субъекте Российской Федерации, увеличения значимости вывозимых из региона или области товаров в иные субъекты Российской Федерации и другие страны. Для того чтобы вышеуказанные цели были достигнуты в полном объеме, необходимо верно определить задачи экономического анализа, решаемые органами местного самоуправления.
задачи экономического анализа, показатели, ресурсы, риски, методы
Экономический анализ представляет собой систему научно-практических знаний, элементов и методов, процесс сбора и накопления информации с целью дальнейшего ее использования для принятия наиболее оптимальных управленческих решений [1, с. 214].
В зависимости от ширины обхвата изучаемых явлений и процессов выделяют экономический анализ на микро- и макроуровнях. В данной статье будет рассматриваться экономический анализ на уровне организации местного самоуправления, следовательно, нам необходимо обратиться к экономическому анализу на макроуровне.
Экономический анализ на макроуровне включает в себя исследование и изучение крупномасштабных экономических явлений и процессов на уровне отдельно взятых отраслей хозяйства, регионов, субъектов и страны в целом. Среди объектов макроэкономического анализа выделяют, в первую очередь, следующие: валовый национальный продукт, валовый внутренний продукт, национальный доход, уровень жизни, уровень безработицы и инфляции, ставка рефинансирования Центрального Банка и процентные ставки в коммерческих банках, инвестиционные потоки, размер государственного внутреннего и внешнего долга, размер прожиточного минимума и средний уровень жизни, средние размеры доходов, объем потребительской корзины и т. д. [2, с. 45–46].
Обычно решение задач экономического анализа на уровне региона ставится перед органами местного самоуправления, так как именно они имеют такие необходимые полномочия, как анализ существующей в регионе экономической ситуации, подведение итогов хозяйственной деятельности региона и принятие экономически верного решения по итогам анализа.
Что же понимают под местным самоуправлением? Местное самоуправление – это не что иное, как одна из форм организации жизни и деятельности граждан. Она предназначена для того, чтобы обеспечить населению и органам управления по субъекту возможность самостоятельного решения вопросов местного значения и на местном уровне. Кроме того, форма местного самоуправления имеет одно важное преимущество – она позволяет учитывать желания непосредственно жителей данного региона, области или края и уже на их основе принимать соответствующие управленческие решения.
Если же рассматривать институт местного самоуправления в более широком смысле, то он уже будет подразумевать под собой не только право держать в своих руках функции и полномочия по управлению субъектом, но и реальную возможность по реализации данного права. Органы местного самоуправления наделяются также полномочиями по разработке и регламентации значительной части публичных местных дел, действуя при этом исключительно в рамках местного, регионального и федерального закона, а также в интересах местного населения и местных общественных организаций [3, с. 63].
Обращаясь уже непосредственно к экономическому анализу на местном уровне, следует сказать о том, что в органах местного самоуправления (администрация района, города, края, республики) существует отдел экономического анализа и бюджетного планирования, а в некоторых регионах.– отдел экономического анализа, бюджетного планирования и статистики, задачами которых являются:
– составление местного бюджета в соответствии с законодательством страны;
– совершенствование методов бюджетного планирования на уровне региона;
– организация исполнения и определение основных направлений использования ресурсов местного бюджета;
– анализ социально-экономического развития региона;
– систематизация и оформление сводных показателей по итогам отчетного периода и доклада по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления;
– сосредоточение наибольших потоков финансовых ресурсов на максимально приоритетных направлениях социально-экономического развития региона;
– осуществление муниципального контроля в рамках полномочий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
– исполнение постановлений местного правительства и местной администрации по вопросам развития местной экономики и регионального, краевого или городского хозяйства;
– подготовка обобщенных материалов о социально-экономическом потенциале субъекта и его отдельных отраслей;
– использование полученной информации при формировании базы данных о текущем состоянии в субъектах и перспективах его развития в будущем.
Таким образом, мы можем видеть, что именно экономический анализ имеет особо важную роль в регионе, так как обязанность верного составления и распределения бюджета лежит именно на предварительном анализировании экономической ситуации в регионе и выявлении наиболее проблемных сфер и областей хозяйствования, а результатом выполнения этих задач будет являться улучшение социально-экономического положения муниципального образования.
Основными исходными данными, используемыми органами местного самоуправления для производства экономического анализа своего региона, являются сведения, получаемые ими из налоговых, таможенных, финансовых органов, органов государственной статистики, органов внебюджетных фондов (Пенсионный фонд и Фонд социального страхования) и иных органов государственной власти и органов местного самоуправления [3, с. 63].
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 года № 1044 «О развитии системы муниципальной статистики», а также в целях обеспечения органов местного самоуправления всей необходимой статистической информацией для качественного проведения ими экономического анализа Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат), преобразованный к настоящему времени в Федеральную службу государственной статистики (Росстат), и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) постановлением от 9 января 1998 года № 2 «Об.утверждении унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования» утвердили конкретный перечень статистических показателей, характеризующих различные стороны социально-экономического положения муниципального образования. В данном перечне показателей требуется не только указывать сам показатель и его качественное или количественное значение, но также министерства, ведомства и их территориальные органы, располагающие информацией о показателях конкретных экономических явлений [4].
Помимо указанных выше, задачами органов местного самоуправления также являются:
1) повышение научно-экономической обоснованности норм и нормативов;
2) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);
3) выявление и измерение внутренних резервов;
4) изучение состояния и тенденций экономического развития;
5) прогнозирование результатов деятельности;
6) изучение влияния различных факторов на результат хозяйственной деятельности;
7) оценка степени рисков и выработка механизмов управления ими;
8) проведение итоговой оценки результатов экономической деятельности.
Рассмотрим подробнее каждую из названных задач.
1. Повышение научно-экономической обоснованности норм и нормативов.
Формирование статистической информации основано на накоплении сведений об экономическом развитии региона за довольно значимый промежуток времени. Это помогает выявить основные экономические тенденции и закономерности хозяйственного развития конкретного региона, выделить его среди остальных. Кроме того, статистические данные позволяют выявить и основные факторы, оказывающие наиболее сильное положительное или отрицательное воздействие на конкретные экономические показатели региона. В связи с этим органами местного самоуправления в регионе могут устанавливаться конкретные нормы и нормативы хозяйственной деятельности, направленные на улучшение экономического положения субъекта, если он таковых будет придерживаться.
Но не стоит забывать и о необходимости предпланового и планового анализа. Нормативы экономической деятельности нуждаются в постоянной корректировке, обусловленной непостоянством экономического развития субъекта, которая может быть вызвана влиянием самых разных факторов. Таким образом, информация, полученная при ретроспективном анализе, совмещается с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используется в перспективных расчетах и формировании плановых показателей [5, с. 114–115].
Иными словами, одной из задач экономического анализа, применяемых в процессе организации местного самоуправления, является разработка таких норм и нормативов для предприятий местного уровня, которые предварительно были разработаны различными методами и проверены на реальность и целесообразность их выполнения путем сравнения плана на будущие периоды с текущим и предыдущими данными.
2. Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности).
Органы местного самоуправления, как правило, занимаются сбором сведений о деятельности организаций и предприятий, которые им подотчетны. На основе полученной информации они анализируют уровень производительности тех или иных предприятий, степень обеспеченности их финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, эффективность использования данных ресурсов предприятием. Свои выводы органы местного самоуправления делают на основе анализа объема выпущенной и реализованной продукции предприятием, своевременности выполнения им всех работ, анализа себестоимости продукции, ее конкурентоспособности на общем рынке, степени использования машин и оборудования, а также ряда других экономических показателей деятельности предприятия.
Несомненно, первостепенную роль в деятельности любого предприятия имеют трудовые ресурсы. Основными задачами анализа использования их на предприятии являются:
– анализ уровня обеспеченности местных предприятий персоналом по количественным и качественным параметрам, в особенности – обеспеченность квалифицированными кадрами;
– оценка эффективности использования персонала на предприятиях (как по численности, так и по уровню профессионализма);
– поиск и выявление резервов наиболее эффективного использования персонала путем применения как интенсивных, так и экстенсивных методов.
Источниками информации для данного вида анализа будут служить планы предприятия по труду, статистическая отчетность, а именно: «Отчет по труду», данные табельного учета, сведения из отдела кадров, а также отчет по форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», утвержденной приказом Росстата от 22 ноября 2017 года №.772 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, № П-2 “Сведения об инвестициях в нефинансовые активы”, № П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, № П-4 “Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”» (далее – приказ Росстата № 772) [4].
Чтобы изучить степень обеспеченности конкретного предприятия трудовыми ресурсами, необходимо определить фактическую численность работников по различным категориям, профессиям и должностям с предполагаемой (плановой) потребностью в тех или иных работниках. Особое внимание здесь уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных для него профессий, а также профессий, требующих высококвалифицированных работников. Анализ качественного состава работников в зависимости от уровня их образования, стажа работы, квалификации играет в данном анализе первостепенную роль.
Сведения об уровне материального и финансового обеспечения организаций органы местного самоуправления получают также из форм федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Росстата № 772: форма № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», форма №.П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации».
3. Выявление и измерение внутренних резервов.
Экономический анализ является продуктивным и действенным лишь тогда, когда результаты его проведения можно эффективно применять и использовать на практике, получая при этом реальную пользу. В первую очередь, действительная полезность проведенного органами местного самоуправления экономического анализа состоит в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственного процесса предприятия.
Кроме того, в поддержку предприятий органы местного самоуправления должны максимально привлекать к работе те природные ресурсы, которые находятся на подотчетной им территории. Например, это леса, различные водоемы, полезные ископаемые и т. д. Тем самым органы местного самоуправления повышают уровень экономического развития как в своем регионе, так и в стране в целом. Причиной этого является то обстоятельство, что повышение темпов развития экономики непосредственно зависит от того, использованы ли все имеющиеся в хозяйстве субъекта резервы и возможности, соблюден ли принцип достижения максимальных результатов с наименьшими затратами.
К примеру, для измерения внутренних резервов органы местного самоуправления могут рассчитать фондовооруженность и фондоемкость труда, определять сумму инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности, оценивать имеющиеся на данный момент природные ресурсы и богатства.
4. Изучение состояния и тенденций экономического развития.
Органы местного самоуправления на основе собранной информации по работе подотчетных организаций cоставляют различные итоговые отчеты по проведенной работе, анализируют выполнение планов на всех предприятиях по региону, а также производят сравнение с показателями других субъектов Российской Федерации. Например, одним из показателей успешности является количество ввоза и вывоза товаров в иные города, области или даже другие страны, что весьма положительно сказывается на экономическом развитии.
О тенденции экономического развития можно судить по тому, какой спрос был на продукцию, предоставляемую регионам, и насколько он вырос в настоящем периоде и по производительности труда на предприятиях. Также немаловажным показателем является приток трудовых ресурсов в регион, что свидетельствует о том, насколько хорошо они видят положительные перспективы в развитии субъекта Российской Федерации.
Исходя из текущих показателей составляются различные программы в отдельных отраслях: промышленности, агропромышленного комплекса, деревообработки и т. д. В качестве примера составления тенденции экономического развития стоит привести такой документ, как Стратегия социально-экономического развития республики, области, края или региона, где прописываются приоритетные направления, на которые стоит сделать упор, какие показатели нужно повысить, а также в какие сферы хозяйства необходимо увеличить количество выдаваемых бюджетных средств.
5. Прогнозирование результатов деятельности.
Прогнозирование является одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления. Прогнозирование – это качественный и количественный научно-исследовательский процесс, направленный на определение тенденций развития народного хозяйства в республике, области, крае или регионе. Также одной из целей прогнозирования является поиск наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.
Прогнозирование может не только обосновывать то, что будет в скором будущем, но также и разрабатывать конкретные прогнозы. С помощью прогнозирования органы местного самоуправления ставят перед собой цели, тождественные тем, которые государство поставило в отношении всей национальной экономики, а также намечают пути, с помощью которых они будут достигнуты [6, с. 144].
При планировании недопустимо занижать либо завышать цели, так как при их занижении можно не выполнить то, на что способен субъект Российской Федерации, да и ставить слишком высокие цели нельзя по причине малой вероятности их достижения. Также не следует забывать и о возникающих разногласиях между долгосрочными и краткосрочными целями. Возможна такая ситуация, когда все направлено на извлечение текущих выгод, что, естественно, будет осложнять и задерживать движение и развитие в перспективном стратегическом направлении. По этой причине между текущими и стратегическими целями должен существовать своего рода баланс, позволявший бы параллельно исполнять их обе.
Прогнозирование экономической деятельности применяется на предплановой стадии разработки крупных хозяйственных решений и способствует выработке концепции экономического развития на будущее.
Выделим основные направления экономического прогнозирования:
– прогнозирование роста ресурсов, при этом учитываются все виды ресурсов: естественные, природные, социальные, демографические и др.;
– прогнозирование темпов и факторов экономического роста, возможных структурных сдвигов;
– прогнозирование потребностей субъекта;
– прогнозирование последствий от вероятного наступления различных благоприятных и неблагоприятных событий в стране и за ее пределами;
– прогнозирование развития отдельных сфер, отраслей экономики, конкретных видов производств в каждом конкретном субъекте Российской Федерации;
– демографическое прогнозирование;
– социальное прогнозирование;
– научно-техническое прогнозирование;
– экологическое прогнозирование.
Все указанные факторы весьма существенно влияют на то, каким будет конечный результат, так как именно от них зависит благоприятность и сама возможность экономического роста региона.
Составляемые прогнозы весьма тесно связаны между собой. На основе их системы составляется общий прогноз, результатом которого является обобщенный социально-экономический прогноз развития страны в целом [6, с. 144].
6. Изучение влияния различных факторов на результат хозяйственной деятельности.
Для того чтобы улучшить показатели, в будущем органы местного самоуправления обязаны выяснять, какие факторы проявляют положительную динамику по отношению к увеличению показателей экономического развития, а которые, наоборот, отрицательную.
К факторам, подлежащим оценке, относятся:
– материально-технические (применение прогрессивных предметов труда, использование производительного технологического оборудования, проведение реконструкции и модернизации материально-технической базы производства). Чаще всего этот фактор приносит положительный результат, если его используют в субъекте Российской Федерации активно и органы местного самоуправления способствуют этому (например, выделение денежных средств на инновационные предприятия);
– экономические факторы (указанные факторы имеют, вероятно, самое большое влияние, особенно на задачи экономического анализа, и оценивается данный фактор по таким показателям, как: планирование налоговых отчислений, поиск, выявление и анализ внутренних резервов предприятия, использование которых приведет к росту прибыли, планирование финансовой деятельности, ее экономическое стимулирование);
– социальные факторы (увеличение профессиональной квалификации работников, организация комфортных условий труда, предоставление отдыха работникам, их оздоровление, предоставление льгот, предоставление рабочих мест инвалидам);
– рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности предприятия, повышение конкурентоспособности предприятия в сфере оказания услуг, рекламирование новых видов продукции, расширение внешнеэкономических связей, изменение в результате цен на производимые товары и оказываемые услуги);
– природно-климатические факторы определяют уровень развития и организацию сельского хозяйства, добывающей промышленности, лесного хозяйства и других отраслей;
– производственно-экономические факторы определяют полноту и эффективность использования ресурсов для производства.
Для полной и верной оценки факторы следует поделить на объективные и субъективные. К объективным факторам следует отнести, например, стихийные бедствия, такие как ураган, наводнение, землетрясение и т. д. Данные факторы не находятся в зависимости от воли и желания человека, в отличие от субъективных факторов. Субъективные факторы полностью зависят от деятельности физических и юридических лиц. Поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.
Современное производство сложно представить без развития фундаментальных наук и прикладных научных разработок. Научные разработки имеют огромный смысл для увеличения эффективности производства, в связи с тем что повышается доля работы машинного оборудования и сводится к минимуму человеческий труд, тем самым исключается человеческий фактор, то есть усталость, совершение ошибок по невнимательности и какие-либо личные заинтересованности. Производство с использованием новейших разработок позволяет ускорить процесс выпуска новой продукции и увеличить качество и количество показателей как по отдельности каждого предприятия, так и суммарно по региону. Органы местного самоуправления оказывают поддержку передовым производствам и в качестве различных поощрений могут вручить либо денежный грант, либо новейшее оборудование, тем самым поднимая себя на строчку выше среди общей доли регионов.
7. Оценка степени рисков и выработка механизмов управления ими.
Одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления является недопущение различного рода рисков, так как это достаточно опасно для поддержания нормального уровня развития экономики. Поэтому региональные власти всегда должны предвидеть и учитывать определенную степень риска во всех своих начинаниях и принимать всевозможные меры по его недопущению.
Степень риска представляет собой вероятность наступления какой-либо непредвиденной, кризисной ситуации, а также возможность предварительно оценить предположительный ущерб, вызванный его последствиями.
На практике в зависимости от степени угрозы, которую несет в себе тот или иной риск, выделяют следующие их виды:
– допустимый – угроза заключается только в потере всей прибыли при реализации задуманного, однако основной доход (выручка) остается нетронутым;
– критический – угроза заключается как в потере всей получаемой прибыли, так и всей выручки в целом, а также возложении обязанности по покрытию убытков на самого предпринимателя/предприятие;
– катастрофический – угроза заключается не только в финансовых потерях, но также возможна утрата собственного имущества, капитала, возникновение угрозы банкротства.
Чтобы оценить степень и величину риска, на практике может применяться количественный и качественный экономический анализ.
Количественный анализ заключается в подсчете конкретного размера денежного ущерба, который понесла или понесет организация под воздействием как всего финансового риска, так и отдельных его видов.
Зачастую проводятся как качественный, так и количественный анализ одновременно, основу которых составляет оценка влияния внутренних и внешних факторов: осуществляется оценка по каждому элементу, определяется их удельный вес и влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. Такой анализ весьма трудоемкий, но способен принести хорошие результаты, если будет проводиться качественно. Таким образом, необходимо уделить внимание описанию методов количественного финансового риска, так как их достаточно много, необходимы определенные навыки и уровень знаний, чтобы грамотно их применять на практике.
Размер и степень риска может определяться как в абсолютных, так и в относительных величинах.
В абсолютном выражении риск определяется как величина потенциального убытка предприятия. В данном случае эти потери могут быть учтены как в физической (натуральной, материально-вещественной), так и в денежной (стоимостной) форме.
В относительном выражении риск определяется как частное от отношения степени потенциальных потерь и убытков фирмы от неблагоприятных, вредных условий к определенной основе (базе), для которой наиболее приемлемо брать имущественное положение или доход (выручку, прибыль) компании. В этом случае потери риска будут рассматриваться как случайные отклонения показателей прибыли, доходов и выручки предприятия в сторону снижения по сравнению с плановыми показателями.
Когда мы говорим, что риск измеряется величиной вероятных потерь, нужно помнить, что эти потери всегда носят вероятностный характер.
Вероятность возникновения неожиданного неблагоприятного события может быть определена одним из методов – объективным или субъективным. Не исключена также возможность применения обоих методов одновременно для наиболее точного прогноза.
Объективный метод основан на расчете частоты возникновения конкретного неблагоприятного события и, следовательно, на расчете вероятности возникновения определенного риска.
Субъективный метод базируется на использовании личностных критериев, которые полагаются на различные догадки, мнения и гипотезы. К этим гипотезам относятся: личное мнение оценивающего, его собственный опыт, оценка эксперта или специалиста, мнение аудитора и т. д.
Управление рисками – это действия, которые позволяют снизить уровень и остроту рисков. Эти действия направлены на выявление возможностей и факторов достижения конечного результата, анализ взаимосвязи и взаимодействия этих факторов, выбор вариантов управленческих решений, контроль их реализации, страхование отрицательных последствий.
Весь несомненно сложный и трудоемкий процесс управления рисками можно разбить на несколько этапов.
1 этап – определение риска. На данном этапе происходит выделение конкретного риска (или нескольких рисков) из общей классификации, прогнозирование возможных потерь от них, а также способов избегания риска.
2 этап – анализ потерь от риска, их оценка. На данном этапе необходимо выбрать наиболее рациональные и подходящие методики для расчета возможных потерь от риска, определиться с той информацией, которая была бы полезна для проведения данных расчетов и формирования на ее основе определенных выводов.
3 этап – анализ самого риска, его оценка. Отличие данного этапа состоит только в том, что объектом анализа выступают уже не потери от риска, а сама сущность риска, его внутренняя структура и содержание, формы его воздействия на экономические явления и процессы.
4 этап – социальная оценка риска. Данный этап нацелен на изучение профессионализма и компетентности сотрудников и работников, их способности участвовать в хозяйственных производственных процессах, а также принимать экономически грамотные и обоснованные решения. Немаловажным здесь будет также изучение способности отдельно взятых работников действовать в непредвиденных и непривычных для них ситуациях.
5 этап – анализ и оценка достигнутых результатов. На данном этапе аккумулируются и систематизируются все полученные при анализе сведения о риске, о возможных способах его избежания и минимизации потерь, если избежать риска все же не удалось. Также результатом данной стадии может послужить выработка определенных рекомендаций для сотрудников.
Несомненно, риска можно избежать или, если избежание невозможно, попытаться максимально сократить его неблагоприятные последствия. В.экономической литературе выделяют следующие способы уменьшения вероятности рисков и последствий рисков.
А. Избежание риска. Суть его заключается в полном отказе от совершения предприятием тех хозяйственных операций и действий, которые вызывают хотя бы незначительные сомнения в своей эффективности и безопасности. Однако это может быть экономически не выгодно, а иногда и просто невозможно.
Б. Снижение негативного воздействия определенных факторов на результаты производства. Самое главное здесь – это принять все возможные меры предосторожности, чтобы улучшить качество организации и управления бизнес-процессами хозяйствующего субъекта, используя новейшие и наиболее гибкие технологии и методы для улучшения производственного контроля, применяемые органами местного самоуправления.
В. Знание риска. Чтобы в полной мере осознавать все возможные риски, предприниматель должен полагаться на имеющиеся у него знания экономических и природных законов, знание нормативных актов и умение их применить на практике, основы отчетной и другой экономической информации, знание научной теории принятия управленческих решений и на способы и механизмы ее применения [7, с. 87].
Г. Устранение и предупреждение рисков. Если речь идет о рисках, связанных с какими-либо природными катастрофами и катаклизмами (землетрясения, наводнения, сильные засухи и заморозки), то их практически невозможно спрогнозировать и предупредить. Однако предугадать, как поменяется поведение покупателей или же конкурентов на рынке, значительно проще. Для этого нужно вооружить весь свой накопленный потенциал и опыт, отказаться от устаревших методов хозяйствования и управления, дабы не потерять свою конкурентоспособность и, что еще страшнее, – не стать банкротом.
Д. Компенсация рисков. Зачастую отказ от рискованной деятельности оказывается невыгоден для предприятия. Иногда это может привести к другим непредвиденным рискам, имеющим еще большую степень опасности, а в некоторых случаях отказ от той или иной деятельности, вызывающей сомнения и опасения, и вовсе невозможен. Поэтому компании должны сами нести ответственность за возникающие риски, а также за компенсацию их неблагоприятных последствий. Чтобы уменьшить негативные последствия от непредвиденных рисков, на предприятиях создается страховой резерв, который равен усредненной величине потерь за три года с поправкой на существующую на данный момент инфляцию. Так, например, для акционерных обществ существует обязанность по созданию резервного фонда в размере не менее 5% от размера уставного капитала.
8. Проведение итоговой оценки по результатам хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Результаты экономической деятельности фирмы могут быть оценены как одновременно на всех уровнях производства, так и на каждом отдельном уровне производителя; в рамках одного предприятия (организации, учреждения), а также в рамках различных секторов экономики. Наиболее достоверная оценка итогов экономической деятельности зависит от того, какая система показателей используется, и способа расчета этих показателей.
Система показателей – это определенный комплекс показателей, взаимосвязанных между собой, рассчитанных схожими способами и методиками, взаимодополняющих друг друга и предназначенных для характеристики тех или иных результатов хозяйственно-экономической деятельности.
Показатели результатов делятся на две группы:
1) показатели валовых результатов;
2) показатели конечных (чистых) результатов.
В настоящее время определенные показатели могут использоваться для оценки и анализа экономической ситуации как в отдельном регионе, так и во всей экономике в целом, а также ее основных отраслях и секторах. К таким показателям можно отнести макроэкономические показатели системы национальных счетов, а именно: валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД) и тому подобное, а также другие индикаторы обобщающего характера: различные индексы и объемы производства, индексы цен, показатели внутренней и внешней торговли, размеры доходов и расходов, курсы акций и иностранных валют. Все они в совокупности составляют главные экономические показатели.
Региональные экономические исследования ставят перед собой следующие задачи:
1) научно обосновать рациональное распределение производства;
2) определить экономическую структуру каждого региона;
3) модернизировать региональные методы и методики управления.
В своих исследованиях органы местного самоуправления используют широкий спектр различных методов:
– индексный;
– балансовый;
– экономико-статистический;
– экономико-математического моделирования;
– системного анализа и другие методы.
Все эти методы направлены на достижение общих целей – определить наиболее перспективные экономические районы, выявить резервы производственного роста, а также добиться эффективного и динамичного развития отраслей хозяйства [8, с. 51].
Таким образом, следует сделать вывод, что задачи, которые стоят перед органами местного самоуправления, имеют очень большое значение для развития благосостояния региона, так как благодаря экономическому анализу выявляются все проблемные зоны, выявляются скрытые резервы и происходит прогнозирование на будущие периоды. Также благодаря решению задач экономического анализа местное самоуправление регулирует выполнение планов, занятость населения в регионе и, по возможности, осуществляет поддержку подающих большие надежды предприятий. Следовательно, без постановки соответствующих задач и качественного их выполнения развитие региона было бы весьма затруднительно и по большей степени его ожидали бы лишь спады, особенно в экономическом развитии.
1. Гиляровская Л.Т., Лысенко Д.В., Ендовицкий Д.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Проспект, 2016.
2. Видяпин В.Н. Региональная экономика. М.: Инфра-М. 2009.
3. Денисов Д.В. Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. М., 2005.
4. Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №.П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»: приказ Росстата от 22 ноября 2017 г. № 772. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.09.2019).
5. Доманина Е.В. Теоретические аспекты экономического анализа в современных условиях и его значение. М.: Символ науки. 2015.
6. Придворова Е.С. Сравнительный анализ методов прогнозирования социально-экономического развития региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2015. № 1-1.
7. Поздеев В.Л. Актуальные задачи анализа экономической безопасности предприятия // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 2. С. 16–23.
8. Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. Ростов-на-Дону, 2006.